Как формируется зрительная система у малыша? На что нужно обратить внимание родителям? С какого возраста можно носить очки? На эти и другие важные вопросы отвечает Игорь Эрикович Азнаурян, д.м.н., профессор, детский офтальмохирург, основатель и руководитель Объединения глазных клиник "Ясный Взор", Президент Ассоциации офтальмологов страбизмологов.
До какого возраста у ребенка формируется зрительная система? На что нужно обратить внимание?
Я советую в первые месяцы мамам и папам следить за тем, чтобы ребенок открывал глаза. Необходимо понимать, что дети рождаются со зрением всего лишь 2%, а в течение последующих двух месяцев оно быстро развивается. Родители должны отслеживать, чтобы с каждым днем у ребенка появлялось все больше следящих движений (когда ребенок следит глазами за каким-то объектом при ровном положении головы), и к двум месяцам эти движения четко проявлялись. В этот период важно провести первое обследование у офтальмолога, чтобы проверить, нет ли каких-то нарушений в прозрачных средах глаза и так далее. С 6 месяцев рекомендуется провести обследование оптической системы глаза, чтобы убедиться, нет ли близорукости, дальнозоркости, астигматизма. Если все хорошо, то к году врачи-офтальмологи проводят еще одно обследование, уже более полное, с расширенным зрачком, когда можно выявить косоглазие, частичную атрофию зрительного нерва, нистагм (глаза "бегают", взгляд не фокусируется), близорукость, дальнозоркость, астигматизм и предположить будущее развитие амблиопии (когда один, так называемый ленивый глаз постепенно выключается из зрительного процесса).
Основное развитие зрительной системы у человека заканчивается в 3 года и в дальнейшем, если нет никаких патологий, не меняется всю жизнь. Детальные настройки зрения могут развиваться до 7 лет, так как изменяются особенности опорно-двигательного аппарата и речевого механизма. Окончательное формирование глаза (цвет радужки, глазница) завершается к 10–12 годам.
Если при наличии определенного заболевания до этого периода не выявлена причина плохого зрения, то могут возникнуть осложнения. Вместе с развитием ребенка происходит рост патологии, которая ни в коем случае не может пройти сама собой.
Возможно ли родителям заметить патологии у малыша самостоятельно?
На моей практике, зачастую родители винят себя за то, что сами не обнаружили заболевание у своего ребенка. Но на самом деле, выявить самим глазную патологию, особенно на ранней стадии, практически невозможно, поэтому необходимо регулярно обследовать ребенка у грамотного офтальмолога. Только врач сможет выявить патологию при ее наличии.
Надо отметить, что необходимо тщательно выбирать клинику и офтальмолога, ведь далеко не каждый специалист способен выявить заболевание. Это должен быть именно детский офтальмолог, который проходил соответствующую подготовку и является членом Ассоциации детских офтальмологов страбизмологов в России.
Как часто ребенку нужно проходить обследование у офтальмолога?
Первые два обследования нужно провести в возрасте двух и шести месяцев. В один год жизни ребенка офтальмологом назначается детальная диагностика, если никаких патологий не обнаружено, то следующее обследование нужно провести в три года. Следующий осмотр проводится перед поступлением в школу и далее каждый учебный год.
Какие на сегодняшний день встречаются самые частые патологии у новорожденных, какие осложнения они могут вызвать?
Чаще всего у новорожденных встречается такое заболевание, как врожденная непроходимость слезных путей. Нередко в младенчестве возникает астигматизм (дефект зрения из-за неоднородной кривизны роговицы или хрусталика глаза), дальнозоркость (или гиперметропия), близорукость (или миопия), косоглазие. Из тяжелых заболеваний наиболее распространенным является нистагм (нерегулярное подёргивание глазных яблок).
Можно ли лечить глазные заболевания детям в младенческом возрасте? Приведите примеры.
В некоторых случаях можно проводить глазные манипуляции детям с нескольких месяцев жизни. Например, при лечении дакриоцистита (непроходимости носослезного протока) ребенку необходимо провести зондирование, которое проводится с пяти-шести месяцев и является самым эффективным способом лечения заболевания. Выполнять вмешательство должен именно детский офтальмолог, который является членом Ассоциации офтальмологов страбизмологов с соответствующей подготовкой.
Что касается диагностики, современная офтальмология предлагает комфортные для маленького пациента инновационные бесконтактные способы диагностики, которые проводят детям с 0 лет. А при необходимости (это уже решает офтальмолог) возможно проведение углубленных исследований в медикаментозном сне, который абсолютно безопасен для ребенка.
С какого возраста ребенку можно носить очки? Могут ли они помочь восстановить зрение?
Выявленные патологии я советую начинать лечить как можно раньше. Ребенку можно начинать носить очки с раннего возраста (от 6 месяцев). Очки — это "глазные протезы", которые выполняют функцию коррекции зрения при наличии глазных патологий. При этом, родителям важно понимать, что очки не способны вылечить глазное заболевание и восстановить зрение.
Существуют ли наследственные заболевания, передающиеся от родителей к детям? Возможно ли их вовремя обнаружить и вылечить?
Врожденные аномалии глаз встречаются у 1–2% случаев всех новорождённых детей. Современная медицина способна обнаружить врожденную патологию уже с первых дней жизни малыша. В случае выявления серьезного заболевания нужно незамедлительно приступать к комплексному лечению, которое включает терапевтический компонент и хирургическое вмешательство.
Среди заболеваний глаз, передающихся по наследству, выделяются:
- дакриоцистит (воспаление слезного мешка);
- гипоплазия зрительного канала (уменьшение размеров диска зрительного нерва);
- врожденная катаракта (помутнение хрусталика глаза);
- ретролентальная фиброплазия (поражение сетчатки глаза);
- врожденная глаукома (повышение внутриглазного давления в результате нарушения оттока водянистой влаги);
- аномалии роговицы (помутнение, изменение формы);
- альбинизм (отсутствие красящего пигмента);
- дальтонизм (сниженная способность или полная неспособность видеть или различать все или некоторые цвета).