Детей либо рожают, либо не рожают, ибо не могут — так повелось в этом мире испокон веков. Однако в процессе эволюции возникла третья сторона этой медали — чайлд-фри. Это люди способные, но тем или иным причинам не желающие иметь детей. Что это — блажь или новая концепция? Прежде чем ответить на этот вопрос, постараемся понять, кто они, эти люди.
Кто они такие?
Термин "чайлд-фри" произошел от английского child-free, что в переводе означает "свободные от детей". Как правило, это люди, которые сознательно отказываются от возможности завести детей, но вопреки общественному мнению, это не всегда бессемейные люди. Многие из них женаты или просто живут вместе, вполне счастливы, но детей рожать не хотят. Почему? У каждого из них на этот вопрос свой ответ.
Вот реальная история. Женщина и мужчина, в браке почти 20 лет, но детей нет. И не потому, что они не способны их родить, нет. Причина в том, что, будучи еще совсем молодыми, они зачали и родили ребенка, который впоследствии умер от тяжелой и непродолжительной болезни. Правильно говорят, что самая тяжелая ноша в мире — это гроб с сыном на руках отца. И эти двое, похоронив своего ребенка, больше не хотят испытывать душевные муки. И потому сознательно отказываются от дальнейшего продолжения рода.
А вот другая история. Муж и жена, оба занимаются бизнесом. Уходят на работу рано утром, возвращаются за полночь и работают порой без выходных. Частые командировки, постоянные отлучки. Конечно, они могут завести детей, нанять им няню, но оба прекрасно понимают, что воспитание детей требует родительского присутствия. И что кому-то из них придется отказаться от любимого дела, а они к этому не готовы. И поэтому они тоже сознательно отказываются от возможности иметь детей.
История третья — мать-одиночка. Уже не чайлд-фри, скажете вы? Точно. Де-юре — нет, а де-факто она уже больше не хочет иметь детей. Она устала и измучена необходимостью разрываться между заработком и ребенком, который доставляет много хлопот. Она нигде не встречает поддержки, все ее начинания — тщетны. Она любит своего малыша, но умом понимает, что на второго она уже никогда не решится.
И, наконец, история четвертая. Девочка-подросток и ее бой-френд, категорически отрицающие, причем не в самой корректной форме, возможность завести в будущем пусть даже не общих детей. Эти двое — несчастные дети не самых лучших родителей. И потому они пытаются компенсировать недостаток любви к самим себе таким извращенным эгоизмом. В силу возраста они еще агрессивны и склонны к громким и грубым высказываниям, и вполне возможно, что эту пару время излечит. А вот многих других — нет.
"Молодая, почему не рожаешь?"
Сам по себе этот вопрос неэтичен. А заданный громогласно и прилюдно по нескольку раз всеми без исключения знакомыми, коллегами и родственниками, он способен вывести из себя любую женщину. Общественное мнение, биологические часы, которые "тикают" — все это ведет к тому, что многие женщины рожают, будучи совершенно не готовыми к тому, чтобы быть матерью. А результат не всегда хорош. Кроме того, не все родители способны и хотят рассказать нам, какой это труд, ежедневный, ежеминутный, ежесекундный тяжелый труд — воспитывать своих детей. Кроме того, потомство — это всегда лотерея. Повезет — не повезет, никто не знает. Наши дети порой вырастают и становятся наркоманами, преступниками, или просто очень умными, но от этого еще более несчастными людьми. Какой нормальный человек в здравом уме пожелает своему потомству такой судьбы? Конечно, не все дети обречены, гораздо больше тех, кто в этой жизни находит себя, свое место, любимых людей и продолжает свой род. Но в этой игре от родителей порой зависит не так уж и много. И вполне можно понять тех, кто не готов к такому решительному шагу, как рождение ребенка, и тех, кто просто не хочет рисковать.
Однако социум жесток. К бездетным людям, а в особенности к женщинам, окружающие часто относятся с легким презрением или, что еще хуже, с жалостью. Ведь в глазах большинства они не состоялись. И почему-то никто не задается вопросом, нужна ли женщине эта материнская функция? Хочет ли она иметь ребенка? Готова ли к этому? Нет, просто "надо" и все тут. Потому что так принято, потому что "часы тикают", потому что старость не за горами.
Чайлд-фри по-русски
Как известно, русская душа — еще большие потемки, чем любая иная. У нас если что и происходит, то всегда сверх всякой меры. Поэтому именно в России движение "чайлд-фри" приняло чудовищные формы.
"Мне не нравятся дети. Не вызывают умиления младенцы, их первые улыбки и первые шаги. Мне не нравятся 4-5-летние с их вечно разбитыми коленками и стократно повторяющимися дурацкими вопросами. Раздражают подростки, отчужденные и, по сути, желающие от родителей только денег..." — такие записи встречаются в русскоязычном сообществе чайлд-фри. И это еще цветочки. По отношению к беременным и женщинам, имеющим детей, они высказываются куда хуже: "овуляшка", "свиноматка" — и это еще самые цензурные термины.
В России все заимствованное из-за рубежа всегда принимает какие-то уродливые формы. Музыка, ТВ-передачи, фильмы, философия, поэзия... Быть может, просто менталитет не соответствует, а может, у нас, живущих всегда на грани, обострены все чувства?
Предупрежден, значит, вооружен
Одна молодая женщина после тяжелых и продолжительных родов позвонила матери сразу же из родильного отделения. Нет, она не хотела сообщить, что у нее родился прекрасный сын, она хотела задать только один вопрос. И она его задала. "Почему ты не сказала мне, что это так больно?" И в ответ услышала: "Потому что, если бы я тебе сказала, то ты бы никогда не решилась родить ребенка".
Насколько верна позиция этой мамы — судить не нам. Стоит только отметить, что каждый человек имеет право знать, что его ждет. То же касается и рождения детей. Материнство должно быть решенным, осознанным шагом личности готовой к этому во всех отношениях: морально, физически и материально. Это залог здоровья и душевного равновесия будущего потомства. Но лишь немногие будущие родители реально оценивают свои доходы и будущие расходы, причем не только финансовые, но и моральные издержки. Большинство же, как всегда, надеется на авось. Или просто не задумывается над этим, считая, что Бог дал детей, даст и на детей.
Почему никто и никогда не рассказывает нам о том, сколько бюрократических проволочек связано с рождением и воспитанием ребенка, какое количество бездарных врачей, купивших диплом, ведут наших беременных, относясь к ним немногим лучше, чем к своей собаке, и принимают роды, матеря роженицу, как портовые грузчики? Сколько очередей предстоит выстоять, сколько мелких чиновников придется ублажить взяткой, сколько мнений халатных врачей перепроверить и сколько душевных и физических сил на это будет потрачено?
Мы не знаем об этом, мы верим, что рождение ребенка — это счастье, но счастье достается многим из нас порой слишком тяжелым трудом. В конце концов, именно в нашей стране правительство и чиновники делают все, чтобы отбить у людей охоту продолжать свой род. "Материнский капитал", который по западным меркам представляет собой смехотворную сумму, детские сады, в которых никогда нет места, различные социальные выплаты, на которые можно купить разве что батон хлеба да пакет молока — все это сопровождается таким огромным количеством бюрократических проволочек, что никак не способствует демографическому взрыву.
Именно поэтому чайлд-фри по-русски — это особенная, гиперактивная форма жизни, которая противоречит единственной заповеди "свободных от детей": живи сам и не мешай жить другим. Именно так позиционируют себя зарубежные чайлд-фри. Они прекрасно понимают, что дети — это очень личный вопрос. И их осознанный выбор — не рожать — всегда на чем-то основан: отсутствие достаточного количества денег, нормальных жилищных условий, непостоянство в жизни, хронические заболевания, да и просто разумный эгоизм. Многие отказываются от детей, объясняя это тем, что мир настолько жесток и неисправим, что нет смысла привносить в него еще одну жизнь. Они не спорят с теми, кто уже обзавелся парочкой очаровательных карапузов, не осуждают других, принимая их точку зрения, но при этом требуют только одного: признать их право на бездетную жизнь.