Почему дети нам врут? Очень часто — спасаясь от нас же самих. Но бывает, что ребенок спасается обманом не от конкретных людей и обстоятельств, а от жизни вообще...
Ведь слово "врать" означает не только обманывать, но и выдумывать, фантазировать, а исходно — колдовать. "Врач" — это тот, кто в старину заговаривал болезнь.
Детство — золотая пора, время неомраченного самоощущения, светлого мировосприятия, беззаботности и чистого счастья...
Вот, пожалуй, наиболее распространенное клише. Однако жизнь показывает, что внутренняя жизнь ребенка сложна и совсем не всегда гармонична; вера в расположение окружающих, даже самых близких, не безусловна. Мир нередко представляется непонятным, угрожающим и бесприютным. Ощущение одиночества даже в семье, знакомо и выразить мучительные или просто грустные переживания вынуждает ребенка искать защиты и компенсации. Фантазирование и вранье очень для этого годятся.
Создай себе мир
Погружаясь в мир фантазии, ребенок уходит от действительности, "заговаривает" ее. В неукрашенном виде она представляется ему враждебной, холодной, грубой и неуютной... Здесь нам нужно быть особенно внимательными и осторожными.
Все дети фантазируют, создавая в мечтах прекрасный мир — нередко очень и очень далекий от обыденности. Если созданный ребенком иллюзорный мир сосуществует с реальностью, а не замещает ее, если не прерываются его, ребенка, связи с окружающим, если не нарушается его развитие — фантазирование можно отнести к проявлению творческого начала. В этом случае нужно постараться помочь ему реализовать свои творческие наклонности, сделать так, чтобы его фантазия получила выражение в рисунках, рассказах, играх... Вообще хорошо, когда ребенок пишет стихи, сочиняет музыку, рисует, ведет дневник, — к этому надо относиться серьезно и с уважением.
Однако в поле зрения детского психиатра попадают случаи, когда дети бывают полностью охвачены своими фантазиями, когда мир иллюзий становится единственным миром, в котором они соглашаются жить.
Инопланетяне в помощь?
Я помню одиннадцатилетнего мальчика — странноватого, молчаливого, очень способного к музыке и математике. Его одаренность была очевидной и односторонней: прочие предметы давались ему с трудом. В школе ему приходилось нелегко: дразнили дети, третировали учителя, и преодолеть это несправедливое отношение никак не удавалось. Пришел момент, когда он вовсе отказался ходить в школу. Он рассказал мне: туда ему ходить "совершенно некогда", потому что он постоянно занят мыслями о "своих" инопланетянах. Он знал о них все, он, по сути дела, жил в этой Швамбрании, на другом конце Солнечной системы. При этом времени у него недоставало лишь на школу — музыкой и математикой он продолжал заниматься. Год обучения на дому, некоторые специальные меры и найденная позднее частная школа с маленькими классами и щадящим режимом сделали свое дело: ребенок не оказался выброшенным из жизни. Он сейчас учится вполне успешно, хотя чудноватым так и остался...
А вот одна маленькая девочка вообразила себя щенком — она бегала на четвереньках, с ревом требовала, чтобы ее кормили из миски на полу и водили гулять на поводке. Дело же было в том, что в семье появился грудной ребенок, и старшая решила: она теперь никому не нужна. А если не нужна как ребенок — вдруг полюбят щенком?
Как быть в подобных случаях? Нужно ли играть по придуманным ребенком правилам и делать вид, будто водить гулять шестилетнюю девочку на поводке — обычное дело? Или действовать жестко: запретить "фокусы" самым решительным образом?
Что мы делаем
Прибегая к крайностям, мы лишь усугубляем положение. Всякое необычное поведение ребенка, когда он уже перестает делать различие между игрой-фантазией и реальностью, "заигрывается" так, что контакт с ним затрудняется, требует совета специалиста. И не нужно дожидаться, когда расстройства поведения станут очевидными... Не бойтесь обратиться к психологу или к детскому психиатру, разберитесь с ним вместе, от чего страдает ваш ребенок, какова реальная почва его фантазий. Быть может, вам придется выслушать что-то не очень лестное в свой адрес; возможно, окажется, что уже требуются и специальные меры — детская нервная система ранима, и реакция на психическую травму легко закрепляется. Будьте осторожны и внимательны!
Особенно осторожны будьте со столь любимым нами средством от жизненных тягот — иронией. Ребенок любую шутку склонен расценивать как насмешку,- особенно если упражняться на его счет вы будете на людях. Если он доверил вам секрет — отнеситесь к нему бережно, не делайте проблемы своего ребенка предметом болтовни с приятельницей.
А "выводить на чистую воду" и "припирать к стенке" не торопитесь. Ребенок, как и всякий человек, имеет право хранить свои секреты. Если же доверие ребенка к вам так велико, что он делится своими фантазиями, не торопитесь запрещать и не паникуйте. Интересуйтесь, слушайте, вникайте. Может быть, помечтаете вместе...
Совместно с центром развития межличностных коммуникаций