Этот летний день не предвещал никаких приключений. Все как обычно - прогулка с малышкой, хлопоты по хозяйству, визит бабушки к внучке. Я готовила ужин к приходу папы с работы, а дочурка полутора лет и бабушка мне, как могли, помогали под включенную по радио бодрую музыку. Вдруг бодрая музыка закончилась, и грустная женщина стала плаксиво говорить о том, что в Ботаническом саду сегодня ожидается цветение редкого растения "Царица Ночи" и посему сад ждет посетителей с 23.00 и до шести утра. Надо сказать, что я давно мечтала посмотреть на цветок, который появляется на одну ночь в году, сладостно благоухает и закрывается следующим днем. Дата цветения непредсказуема, но никогда раньше мне не удавалось поймать объявление по радио. Бабушка подлила масла в огонь:
- Надо идти! Тем более что давно хотели. А малышка прекрасно и без вас поспит, я останусь. Сока ей дам, если проснется.
- Ох! - возражала я, ни разу не оставлявшая кроху ночью. - А вдруг не захочет сок, будет грудь просить, расплачется…
- Я вам позвоню, тогда вернетесь, если уж совсем туго будет.
Папа тоже загорелся идеей посмотреть неуловимую "Царицу" и мы ближе к полуночи на последней электричке метро отправились к Ботаническому саду.
Подходя к улице Попова, за два квартала до Сада, мы обнаружили, что все дороги и тротуары запаркованы машинами, оставляя лишь узкую дорожку для выезда. Тут же обнаружился и конец очереди на вход. Да, такого количества людей в очереди мы не видели очень давно, а сам Сад, наверное, никогда. Были здесь и романтики, такие, как мы, прибежавшие посмотреть цветок, и те, кто зашел случайно, в поисках развлечений до сведения мостов, отчаявшись успеть на тот берег; и жители окрестных домов, пристроившиеся в очередь из любопытства и солидарности. Народ курил, пил пиво прямо в очереди и веселился, как мог, потому, что за полчаса мы продвинулись метров на двадцать, а еще предстояло около пятисот. Муж бодренько рассудил, что лучше пока пойти домой и прийти часам к трем, когда сведут мосты и все отправятся по домам. Так и сделали. Малышка спала, бабушка тоже. Мы посидели на кухне за чаем, как не делали уже очень давно…. Не портить же себе романтический настрой!В три часа ночи мы уже на машине подъезжали к Ботаническому саду. На дорогах и у входа было практически пусто. Воодушевленные скорой встречей с прекрасным цветком мы подошли к кассе:
- Нам два билета.
- Все, товарищи - цветок закрылся!
- Но как же? Сказано, что цветет всю ночь, часов до пяти точно.
- Решили его подсветить, чтоб было эффектнее, а он взял и закрылся.
Огорченные еще раз, мы все же упросили служащих пустить нас взглянуть на ускользающую красоту. Пробравшись по крутой узкой тропинке, строительным лесам и еще чему-то к тропической оранжерее мы увидели вот что: узкий длинный ветвистый кактус оплетал всю боковую стену оранжереи и вверху, под самым потолком пристроилось три огромных цветка ярко-оранжевого цвета в бархатном зелено-серебристом чашелистике. Наверное, цветок был красив, мы увидели лишь лепестки, вяло свисавшие с зеленого некогда бутона. Вот это да! Так он, оказывается, кактус!
Вернувшись в машину, мы поняли, что домой нам пока не хочется. Решили покататься по городу, посмотреть развод мостов и полюбоваться белой ночью на прекрасный вечный город! Невский проспект, умытый и украшенный к юбилейным торжествам, Дворцовая площадь с изумительной подсветкой, Нева, темно-серая, катящая волны даже в отсутствие ветра, залив, исчезающий в тумане кромкой горизонта - все это Санкт-Петербург, нежно нами любимый (хоть родились и выросли не здесь), которым можно любоваться еще и еще и не надоест. Студентами мы все исходили здесь пешком, и вот теперь приезжаем на машине и с видеокамерой, но отношение все то же - нежно восторженное до слез.
Начинало светать. Хотя это очень странное понятие в белую ночь - светлое, немного сероватое небо словно стряхивает с себя пелену тумана и облаков, сквозь которую уже проглядывает нежно-розовое северное солнце. Эдакое мороженое со взбитыми сливками. Загадочный силуэт на нежном небесном фоне постепенно обретал очертания и становился памятником мореплавателю Крузенштерну. Нежный цветочный аромат перестал витать в воздухе и обрел источник в виде клумб с Фиалками Монмартра и кустов сирени, щедро цветущих здесь в июне. Таинство ночи завершалось последним миганием огоньков подсветки в ярких солнечных лучах.
Наступило утро. Свежее, умытое капельками тумана и поливальными машинами, самое красивое и романтичное время суток в Петербурге. Еще не началась суета, на улицах нет прохожих и машины редки; ночные романтики уже разбрелись по домам. Никого. Только нежное утро, солнечные лучи и Город! Таким я увидела его впервые, когда приехала погулять (а потом решила поступить в ВУЗ) и полюбила настолько, чтобы бросить все и приехать в Петербург навсегда. Таким я видела его каждый раз, когда приезжала от мамы, и отправлялась с вокзала пешком или на трамвае, чтобы не пропустить такую красоту.
"Царственный город!" - в сто пятидесятый (или более?) раз согласился с моими восторгами муж. Мы ехали домой к маленькой дочке, которой все это покажем не раз, когда она сможет и захочет. И сделаем все, чтобы она это любила и ценила (есть питерцы, ни разу не встречавшие развод мостов) и не считала обыденным.
Скажите мне, что может быть (Н.Агнивцев) |
"Редкая, царственная красота", - думалось мне - "настоящая ЦАРИЦА НОЧЬ - единственная на Земном шаре непревзойденная царица Белая Петербургская Ночь!" И все равно, куда ты идешь - смотреть ли мосты, любоваться цветком, ее романтичное волшебство повсюду дарит всем прекрасное настроение, вдохновение и жажду жизни…
Daina, daina-k2002@yandex.ru.