Сегодня только, пожалуй, в 10-11-м классе школьникам разрешают уделять меньше внимания "ненужным" предметам – тем, которые не связаны с будущей специальностью, по которым выпускник не сдает ЕГЭ. А что если такой подход начать использовать раньше?
Представьте обычный школьный класс: за первой партой сидят отличники и экстраверты, которым нравится выступать у доски, на задних рядах – ребята, которым не нравится лишнее внимание. Артем обожает географию, но скучает на математике. Марина щелкает уравнения, как семечки, но не сильна в сочинениях. Мила с трех лет изучает английский, Вася с первого класса ходит на курсы программирования. А родители Елисея вообще против дополнительного обучения.
Все дети очень разные, они усваивают информацию разными способами и с разной скоростью. Но программа и система оценки для всех одна и та же. И это несправедливо. Поэтому тема индивидуальных образовательных траекторий поднимается все чаще. Что это такое и как они работают?
Что такое персональная траектория обучения
Индивидуальная траектория обучения – это персональная программа, которая составлена с учетом всех особенностей ученика: его интересов и склонностей, изначального уровня знаний, типа характера, умения работать в команде или в одиночку.
Кроме того, персональный образовательный маршрут предполагает индивидуальный подход к оценкам. Существующая пятибалльная система не особенно эффективна. Четверка сама по себе ничего не говорит о том, что именно ребенок выучил, а что упустил. Она даже не дает понять, насколько старательно ребенок работал и сколько сил приложил, чтобы усвоить материал. Ведь для круглого отличника и хронического троечника четверка означает совсем разное.
Идея персональной траектории основывается на утверждении, что нет способных или неспособных детей. При правильном подходе каждый школьник может добиться успеха во всех дисциплинах. Поэтому при таком подходе каждый ученик получает свой собственный план, составленный с учетом того, как быстро он учится, какие задания предпочитает и чем интересуется. Все ученики идут к одной и той же цели – определенному набору академических достижений. Но каждый движется по собственной траектории.
Индивидуализация — это не только отдельная образовательная программа для каждого, но и результативность этой программы для каждого. Важно, чтобы каждый ученик, вне зависимости от своего уровня знаний или возможностей, достиг цели, следуя персональному треку. Старая парадигма, где учитель-авторитет передает знания ученику, уже устарела и не может считаться работающей моделью обучения.
Почему индивидуальный трек эффективнее усредненной программы?
Во-первых, такие траектории позволяют сосредоточиться на том, что ребенку действительно нужно и важно, и не тратить время на углубленное изучение того, что не пригодится ему в вузе или в будущей профессии. Ведь и родители, и дети часто жалуются на то, что школьная программа, особенно в старших классах, перегружена информацией, которая нужна не всем. Будущему пиарщику вряд ли очень нужно глубокое знание алгебры, а программисту не так уж важно знать на отлично химию. Персонализация помогает адаптировать программу и давать больше знаний, которые действительно пригодятся.
Во-вторых, такой трек помогает и улучшить результаты на короткой дистанции. Например, если ребенок пропустил какую-то тему по математике из-за болезни или просто по невнимательности, проблемы будут нарастать, как снежный ком, и отличник может превратиться в троечника за считанные месяцы. А индивидуальный трек позволяет вовремя выявить пробел в знаниях и закрыть его, чтобы избежать дальнейших сложностей.
В-третьих, индивидуальный трек легко подстроить под интересы школьника. Ведь мы всегда готовы изучать то, что нас волнует. Например, на уроках английского в Skysmart дети учат язык не по привычным топикам о семье и родном городе, а по материалам, которые учитель подбирает специально для них. Поклонники музыки переводят песни любимых групп, фанаты супергероев читают комиксы, а юные блогеры сочиняют посты для соцсетей на английском. При этом академический результат – например, умение правильно использовать Past Perfect или заучивание 100 новых слов – остается одинаковым для всех.
Онлайн-обучение показало нам те возможности, которые раньше были в тени. В частности, индивидуальные образовательные траектории. Развитие цифровых технологий сделало их особенно актуальными.
Все поняли, что мир меняется очень быстро, а значит, и обучение должно стремительно адаптироваться к новым условиям. Нужно быстро решать, какие знания нужны здесь и сейчас, и развивать у учеников гибкие навыки – например, умение быстро переключаться или искать и обрабатывать информацию.