Весной на прогулке у родителей прибавляется хлопот. Скользко, мокро, слякотно. Только и следи, чтоб малыш не перепачкался да не нырнул в лужу. А гулять-то хочется, и побольше, и подольше. Как сделать прогулку неутомительной для родителей и познавательной для малыша?
Спецодежда для героя
Хорошая прогулка начинается с хорошей экипировки. Хочется, чтоб малыш был и нарядный, и чистенький. Но в такой переменчивый месяц, когда то холодно, то жарко, когда всюду лужи и грязные проталины, трудно соблюдать чистоту. Разве только что водить ребенка за ручку и бесконечно твердить "нель-зя-яя...". Вряд ли такой вариант карапуза обрадует. Сделайте проще: приготовьте запасной комплект одежды. Тогда, если малыш промокнет в первой половине дня, будет в чем его вывести вечером. Возьмите за правило брать на прогулку запасные перчатки, а во второй половине месяца - кроссовки, носки и брючки. А если отправляетесь на дальнюю прогулку - в лес, в парк, - сапожки, непромокаемые штанишки и дождевик-накидку.
Не забудьте про специальное снаряжение. Ведро, лопатка (или совок с длинной ручкой), грабли, лупа (увеличительная линза) диаметром 10 см, термометр (водный), линейка или сантиметр, компас.
Наблюдения и исследования
Апрель - удивительный месяц, в нем словно смешались зима и лето. Каждый день в природе случается что-то новое, и дети с удовольствием будут наблюдать за этими изменениями вместе с вами, совершая свои маленькие и большие открытия. Не стоит забывать, что для малыша год - неизмеримо долгое время, и все, с чем он сталкивается сейчас, - для него будто впервые.
В том месте, где вы обычно гуляете, заведите свою экспериментальную площадку: небольшой участок земли с деревом или высоким кустарником. Дети любят свое, личное, и тут такая любовь пойдет нам на пользу. Каждый день малыш будет приходить на "свое" место и наблюдать, какие тут произошли новшества, какие сюрпризы его ожидают. Как оживает дерево, как набухают почки, как они лопаются и - вдруг - появляются малюсенькие листики, как они растут, какого цвета вначале, какими станут потом, что они "кушают", как тянутся к солнцу - вы все сможете рассказать ребенку, и он все это запомнит. Причем запомнит эмоционально. Именно такие знания - самые ценные; и только такие, бережные прикосновения к природе побуждают человека и любить ее, и хранить, и находить у нее утешение.
Урок природоведения
Измеряйте температуру. Это очень интересно: сунуть термометр в снег (или в воду) и смотреть, как опускается цветной столбик. Вы, совершенно не напрягаясь, поможете ребенку разобраться в таком сложном для него понятии, как "ниже нуля" - "выше нуля". Можно измерять что угодно: температуру воздуха, воды, оттаявшей земли...
Объясните ребенку, как брать, держать и переносить термометр правильно, чтобы он не разбился. Впрочем, дети, как правило, бережно обращаются с такими интересными штучками. Из этого можно извлечь пользу: малыш не будет спорить с вами, что "не надо надевать эту шапку, там жарко" или "я устал и буду сидеть на этой лавочке", когда поймет (и лично проверит!), сколько градусов "за бортом".
Почему? Да потому, что это признак того, что ребенок активно исследует мир, замечает циклы природы, тонкости, нюансы поведения, изменения, устанавливает причинно-следственные связи, жду прочим, вопрос: "Деревья качаются - поэтому и ветер дует?" - на самом деле результат огромной умственной работы по систематизации множества разных случаев, которые он наблюдал. И не надо спешить смеяться и говорить, что он перепутал. Можно поставить эксперимент, где вы будете дуть, как ветер, а деревьями будут... придумайте сами, мы не хотим ограничивать и ваш творческий поиск.
Рассматривайте в деталях. Выход в природу мы воспринимаем как нечто объемное, чтобы деревьев было много, чтобы птицы пели... а ведь природа - везде. Учите ребенка замечать красивое в малом, в том, что рядом, буквально в двух шагах от нас. Понаблюдайте за теми же веточками или почками через лупу - и вас обоих порадует гармония тоненьких прожилок на листве, пятнышек божьей коровки, случайно севшей к вам на руку. Можете прикладывать линейку и ежедневно отмечать, как листики растут или как тает снег (на сколько сантиметров его стало меньше, чем вчера?) и как вытянулась молодая травка. Только учтите, что долго одним делом малыши заниматься не могут, их внимание легко рассеивается и переключается, потому не настаивайте на длительных "экспериментах".
Можно, вернувшись домой, делать зарисовки в альбом. И пусть у ребенка листочек окажется похожим на поросячий пятачок или на облако - неважно, главное, с каким удовольствием он будет заниматься творчеством.
Дети очень любят рисовать карты и схемы, так почему же в процессе исследования окрестностей не создать свой собственный план? Самое приятное, что делать это можно постепенно, интересных дел, будьте уверены, вам хватит надолго. С малышом вы мо жете "схематизировать" совсем небольшую территорию (тот самый "свой" участок), с детьми постарше - "большие земли".
Трудовое воспитание
Любое воспитание приносит пользу тогда, когда проводится не в виде назиданий и лекций, а неназойливо, так, чтобы и ребенку было интересно, и вам нескучно. У порога вашего подъезда - огромная лужа. А почему бы не прорыть канавки-дорожки, по которым вода потечет, куда ей и положено - на газоны или в водосток? Лом в апреле не понадобится, достаточно найти крепкую палку, которой вы поможете ребенку раздолбить остатки льда. А потом лопаткой легко доделать остальное. Обычно бывает достаточно расчистить "ложе" для маленькой "речки", убрав с пути ветки, льдинки да камешки. Вероятно, воодушевленные примером, к вам присоединятся другие ребята, и получится веселая команда единомышленников - и это тоже полезный урок для малыша на будущее: как заводить друзей. Общее хорошее дело людей объединяет. Непременно соблюдайте технику безопасности. Промерьте глубину лужи, обратите внимание на скользкие ледышки, не позволяйте устраивать фонтаны и гейзеры с помощью ведра и лопатки, которыми орудуют малыши.