О частых жалобах, вызванных нарушениями в работе жкт у ребёнка, плане действий в экстренной ситуации и действенных методах решения проблем рассказывает эксперт телеканала "Доктор", гастроэнтеролог Ольга Горячева.
Почему болит живот и когда вызывать скорую?
На что чаще всего жалуются маленькие пациенты? Возраст, по мнению экспертов, играет немаловажную роль в этом вопросе. "Всё зависит от возраста, условно, это могут быть жалобы на тошноту, отсутствие аппетита, либо очень высокий аппетит, это может быть рвота, это может быть боль в животе, либо это изменения стула в сторону, либо запора, либо, наоборот", - объясняет Ольга Горячева.
В случае, если у ребёнка болит живот, первое, что должен сделать родитель – понять, почему он болит. Не исключено, что ребёнок сможет сам дать ответ, поэтому именно вопрос "Почему болит?" должен стать первым в цепочке вопросов своему чаду.
"Первое, что должен сделать родитель, это понять - почему болит живот. То есть первый вопрос - почему болит? Второй вопрос — почему, где болит? Третий вопрос - как долго он болит? И в зависимости от этого дальше делать выводы. Если он болит очень сильно, остро, ребёнок не может согнуться, разогнуться или, наоборот, принимает вынужденное положение и всё, и замолкает, то это явные показания к вызову неотложной скорой помощи" - считает гастроэнтеролог. Но не всегда стоит тратить время на самостоятельный осмотр: "Условно, если ребёнок лежит в согнутом положении, принимает вынужденное положение тела, то осматривать его уже нет никакого смысла, здесь уже нечего терять время, а сразу бежим и вызываем (скорую). Если же это умеренные боли в животе, то можно пощупать живот, посмотреть визуально, оценить - есть ли вздутие живота или его нету, и дальше уже решать - какие меры принимать".
Упражнения при проблемах со стулом
"Начать надо с того, что, если есть проблемы со стулом, надо понимать - почему они возникают. Ребёнок ест слишком много мучного и мало клетчатки? Достаточно ли у него активности или нет, и есть ли какие-то психологические аспекты. И, естественно, если мы видим, что активность ребёнка снижена, то есть определённые упражнения, которые мы рекомендуем нашим пациентам делать в домашних условиях", - рассказывает гастроэнтеролог Ольга Горячева.
Первое упражнение – попрыгать, сидя на стуле, удерживая небольшой мячик между ног. Давайте попрыгаем на попе, сидя на стуле. "Смотрите, прыгаем на попе, в это время мячик держим между ног. Что получается? Ребёнок для того, чтобы держать мяч, расслабляет попу. То есть если есть какие-то спазмы анальной области на фоне того, что мы держим мячик, нам надо расслабить попу, чтобы удержать мяч".
Второе – приседания. Без стула и без мячика, но приседать нужно ровно, желательно даже отклоняясь немного назад: "Опять же мы отключаем внимание от области попы, потому что психологический запор всегда предполагает определённый спазм анальной области, и второе - это всё равно физическая активность". Физическая активность, по мнению эксперта, крайне важна для ребёнка, который столкнулся с подобной проблемой. Поэтому выбирайте упражнения, которые задействуют ноги – и занимайтесь с ребёнком, постарайтесь его увлечь, заинтересовать, чтобы отвлечь его от проблемы и переключить внимание. Это поможет убрать психологический фактор.
И третье – подъём тазовой области, лёжа на коврике. Ложимся на спину, сгибаем ноги в коленях, зажимаем ими мячик и стараемся оторвать таз от коврика так, чтобы мячик не выпал. Разновидность этого упражнения – выпрямить ноги и постараться достать ими до лба. Вместо мячика можно использовать и любимую игрушку, если ребёнку так будет интереснее. "Качаем бёдра, соответственно, мышцы малого таза и ягодицы. Это уже посерьёзнее". Не настаивайте, чтобы ребёнок сделал больше повторений. Не ругайте, если у ребёнка что-то не получается. Старайтесь подарить чаду позитивные эмоции от тренировки и не акцентировать внимание на том, для чего она проводится – это один из самых важных моментов, если мы хотим помочь ребёнку справиться с психологическим фактором.