В Законе об образовании написано немало замечательных и неоспоримых вещей. Однако многие важные моменты в нем не урегулированы. В результате школа живет не по закону, а "по понятиям". Дети и родители, которым нужен нормальный аттестат, практически полностью зависят от доброй или злой воли отдельно взятого педагога и администрации.
Мы попробовали рассмотреть основные положения Закона об образовании в ироническом, даже можно сказать сатирическом ключе. К сожалению, нередко именно в таких формах проходит противостояние родителей и школы.
Даже если вы довольны школой, где учится ваш ребенок, советуем все же использовать этот билль по назначению - то есть вырезать из журнала и повесить на стену (можно в рамочке). Во-первых, ситуация может измениться при переходе из начальной школы в среднюю. Во-вторых, у вас, как у родителя, могут неожиданно открыться на что-то глаза. Тогда левая колонка поможет тем, кто вообще-то не любит качать права, - но приходится. А правая, возможно, несколько охладит пыл непримиримых борцов.
Родитель и ребенок имеют право | Школа имеет право |
Ознакомиться с документами, которые регулируют образовательный процесс и уклад школьной жизни. | Подписать договор, не показав учредительные документы безынициативным родителям, а в конфликтной ситуации сказать: "Что это вы возмущаетесь? В нашем уставе все черным по белому написано!" |
Требовать принять ребенка в школу по месту жительства. | Смириться и принять ребенка. Приписанные к школе дети попадают в нее в первую очередь. |
Требовать принять ребенка в школу без вступительных экзаменов. | Вовремя сообщить бдительному родителю, что все эти испытания были организованы не для отбраковывания неудобных детей и выколачивания взяток, а для выстраивания эффективного образовательного процесса. |
Делать взносы в попечительский совет и требовать отчета о потраченных деньгах. | Организовать попечительский совет, чтобы собирать с родителей средства на всякие школьные нужды. |
Отказаться оплачивать дополнительные занятия. | Поставить двойку. На школьной программе можно срезать и кандидата наук. |
Поменять учителя в начальной школе. | Пойти навстречу родителям. Заявления без указания причин для этого достаточно. |
Присутствовать на уроках. | Сделать вид, что именно так восхитительно проходит каждый урок в этой школе. |
Решать, оставить ли заядлого двоечника на второй год, перевести в другую школу или на семейное обучение. | Развернуться во всю ширь на ниве организации платных дополнительных занятий. |
Требовать от школы компенсации за лечение, если ребенок получил травму во время занятий. | Требовать необходимые медицинские документы. Факт психологической травмы справкой подтвердить очень сложно, поэтому тут на компенсацию рассчитывать не стоит. |
При такой правовой неразберихе, пожалуй, самым главным становится следующее право родителей: искать хорошую школу для своего ребенка. Не "сильную", "английскую" или "продвинутую", а ту, где к нему будут относиться по-человечески, уважительно. Такую тонкую материю ни в одном законе не пропишешь. А между тем именно на "человеческом факторе" строится любовь или нелюбовь детей к школе.