Говорить с родителями о своей влюбленности подростки чаще всего стесняются, а вот бабушка и дедушка могут оказаться и благодарными слушателями, и — неожиданно — людьми, пережившими в юности похожее увлечение. Но ведь раньше нравы были гораздо более строгими? А это как посмотреть. В новой книге "Когда бабушка и дедушка были маленькими" как раз есть разговор с бабушкой о любви. Насколько он правдоподобен?
— И что ты опять ревёшь? — презрительно спросила Катя, глядя, как сестра размазывает слёзы по щекам.
— Ну тебя, ты ничего не понимаешь! Ведь она его так любила! А он! Поверил этой... Эх! И что ей теперь делать? Только утопиться! Ох, не могу! Не буду больше этот сериал смотреть. — И Лиля решительно отвернулась от телевизора.
— Правильно, не майся дурью. Лучше сама влюбись в кого-нибудь.
— Что-о-о? Ты издеваешься?
— Почему это? Тебе уже двенадцать лет, давно пора! Это я ещё маленькая. Но даже у меня мальчик есть, даже три, а у тебя — никого!
— Можно подумать, это хорошо, когда сразу три мальчика. Разве это любовь?
— А что такое, по-твоему, любовь?
— Любовь — когда сразу и навсегда. На всю жизнь. Так, как раньше влюблялись. Вот наша бабушка...
— Ой, ладно! Я уверена, что, когда бабушка училась в школе, у них всё было точно так же, как у нас.
— Ничего подобного! Тогда были строгие нравы. Бабушка столько раз говорила...
— Это она нас воспитывала. А вот если спросить, как на самом деле было...
— Так давай спросим!
— Давай! И спорим, что я права?
— Спорим! На что?
— На твою майку с Джонни Деппом. А я, если проиграю, расстанусь и с Даней, и с Кириллом, и даже с Владом.
— Идёт! По рукам!
И сердитые сёстры отправились в гости к бабушке. Ехать надо было на другой конец города на маршрутке и на метро. По дороге девочки всё время спорили и так распалились, что, едва бабушка открыла дверь, закричали с порога:
— Бабушка, бабушка, расскажи нам, как ты влюблялась!
— Ну и ну! — Бабушка даже попятилась. — Вы что это такие красные? Вас кто-то покусал?
— Бабушка! Вот она говорит, — Лиля указала на Катю, — что, когда ты была школьницей, девчонки так же, как сейчас, бегали за мальчиками и гуляли со всеми подряд.
— Ну, бывало и такое, — осторожно заметила бабушка.
Катя расхохоталась:
— Ага! А то ты, Лилька, всё про романтику да про строгие нравы! Съела?
— Погоди, — нахмурилась бабушка. — Вообще-то и романтика, и строгие нравы тоже были. Вам это вообще зачем?
От её слов обе сестры сникли.
— Мы, бабушка, поспорили...
— Вот как! Хорошо, что вас дед не слышит. Уж он бы показал "бегали за мальчиками"!
— Но, бабушка, — храбро заявила Катя, — должен же нам хоть кто-то рассказать всё честно и откровенно?
— Хм, — призадумалась бабушка, — серьёзное заявление. Ладно. В коридоре в любом случае ничего говорить не буду. Вы, кстати, из дома учуяли, что я специально для вас яблочный пирог испекла?
За чаем и самым вкусным на свете бабушкиным пирогом сёстры немножко притихли, но всё равно ёрзали от нетерпения. Бабушка наконец сжалилась:
— Так, и что же я вам должна рассказать — честно и откровенно?
— Мы хотим... — Лиля жестом остановила Катю, которая собиралась, по своему обыкновению, её перебить. — Хотим знать, какой должна быть любовь в нашем возрасте.
Бабушка удивилась:
— Да никакой не должна.
— У-у-у, — сморщилась Катя.
А бабушка продолжила:
— Любовь вообще никому и ничего не должна. Если это любовь, конечно.
— Но как же! — запротестовала Лиля. — Разве так честно? Если ты обещаешь кого-то любить, а потом бросаешь? Или встречаешься не с одним мальчиком, а сразу с тремя?
— Бе-бе-бе, — сказала Катя и положила в рот кусок пирога.
— Неужели в твоём детстве так же было?
— Ну... Начнём с того, что в пятом классе, а тем более в четвёртом, я ни с кем не встречалась. Тут да, времена были другие. Впрочем, это мало что меняет. Твои, Катерина, кавалеры где живут?
— Ммм... — Кате не очень хотелось говорить. — Ладно. Один в Самаре, другой в Казахстане. А третий...
— То есть ты с ними в сети встречаешься?
— Ну и что! — Катя бросила мрачный взгляд на Лилю, которая слегка опешила от такой новости. — Теперь все так делают. С Даней мы даже помолвлены, вот!
— Ага. Со мной было примерно то же. В одиннадцать лет я ужасно, просто насмерть влюбилась в Остапа Бендера.
— В кого, в кого?
— Не слышали? Стыд и срам! Это авантюрист один. Литературный персонаж. Вам уже давно пора было прочитать "Двенадцать стульев".
— Ай, бабушка, это совсем не то! Это ты — как Лилька! Лиль, помнишь, как ты влюбилась в того типа из аниме?
— Да, но это было в прошлом году. И я поняла... Бабушка, разве можно любить придуманного героя? Ведь он никогда не узнает об этом и не ответит взаимностью.
— Бывает, что и живого любишь так же. — Бабушка улыбнулась, припоминая. — Все мои подружки были влюблены в актёров и певцов. Так полагалось! Если тебе нравится артист — значит, ты обязана раздобыть его фотографию и хранить её под подушкой. В киосках "Союзпечати" открытки с артистами были нарасхват!
— Прямо как у нас, — обрадовалась Катя.
— И до вас так было, и до нас. Вот мне моя мама рассказывала, что сразу после войны блистали в нашей опере два замечательных певца: Иван Козловский и Сергей Лемешев. За каждым бегала толпа влюблённых поклонниц. Ух, как эти поклонницы — их называли "козловитянками" и "лемешистками" — друг друга ненавидели! Настоящие драки устраивали возле театра.
— Фанаты, они такие! — Катя подпрыгнула на стуле, а Лиля вздохнула:
— Ерунда это какая-то, а не любовь.
— Так и в обычных ребят мы тоже влюблялись. Вот, например, в нашем классе учился один парень... Не красавец, не спортсмен — очкарик. Но, представьте себе, по нему умирали все девчонки, даже старшеклассницы. На уроках вместо учёбы сидят, строчат записочки. А потом каждая рассказывает, что именно ей удалось его закадрить.
— Что-что сделать?
— Да это словечко такое. Кадриться — значит, флиртовать, встречаться. А предмет воздыхания назывался кадром.
— Лиль, мы же и сейчас их так называем, — обрадовалась Катя. — Ничего не меняется!
— Так и есть, — сказала бабушка. — Меняются внешние обстоятельства, а люди...
— Бабушка, — не выдержала Лиля, — но как же так? Ведь это всё игра какая-то глупая, а не любовь! Не по правде!
— Ну почему? Разве мы можем сказать, что среди обожательниц артистов нет ни одной, которая любила бы искренне, по-настоящему? Даже придуманный образ можно любить. Сильно, честно и без всякой надежды... Когда станете постарше, обязательно прочитайте повесть Александра Куприна "Гранатовый браслет", там как раз о такой любви рассказано. Неважно, кого любить, важно — как.
Девочки притихли. Бабушка снова начала заваривать чай.
Яблочный пирог пошёл на ура. Катя поглядывала на оставшиеся куски, прикидывала, сколько ещё в неё влезет. Ой, надо же и деду оставить...
— Бабушка, а бабушка! — Она потянулась за ещё одним маленьким кусочком. — А ты не дорассказала, что с этим вашим очкариком было потом? Выбрал он себе кого-нибудь? Или так и не обратил ни на кого внимания?
Бабушка засмеялась:
— Вроде выбрал. Говорит, как в первый класс пришёл, так сразу и выбрал. Да вот он сейчас с работы вернётся, сама у него и спросишь.
Катя уронила кусок пирога.
— Вот это номер!
— Я так и знала! — просияла Лиля.
Кажется, она была счастлива.
Задание для бабушек и дедушек
- Поговорите с ребёнком о любви, о том, как о ней рассказывают в кино, сериалах, литературе, аниме. Что он об этом думает? Какие персонажи ему нравятся? Какая модель поведения кажется правильной?
- Расскажите, как влюблялись у вас во дворе, в классе, в пионерлагере, как знакомились, ухаживали? Была ли у вас в отрочестве необыкновенная история любви? Может, ребёнок захочет поведать вам свою собственную историю.