Необходимость изучения английского языка в дошкольном или младшем школьном возрасте сегодня уже не вызывает сомнений. В Москве и глубинке, в детских садах и в центрах развития дети изучают иностранные языки. В общеобразовательных школах английский является обязательным предметом со второго класса. Насколько такое обучение полезно и помогает ли оно ребенку серьезно овладеть иностранным языком? В большинстве случаях ответ — нет.
Единственным плюсом такого обучения является то, что оно начинается в благоприятный для овладения иностранным языком период: у маленьких детей гибкое мышление и хорошая память. Иностранные слова и фразы, которые ребенок запомнит в это время, скорее всего, останутся в памяти на всю жизнь. Но это, пожалуй, единственный результат, которого можно достичь в российской системе образования: обучение нацелено на изучение отдельных слов в отрыве от контекста.
В то же время познавательные возможности ребенка в дошкольном возрасте высоки, и есть хорошие предпосылки, чтобы овладеть английским языком на уровне носителя.
Что же нужно знать родителям, чтобы помочь ребенку выучить английский язык и реализовать свой потенциал?
Самым эффективным способом овладения иностранным языком является погружение в языковую среду. Однако многие российские эмигранты, покинув страну в зрелом возрасте, с трудом овладевали иностранным языком. Дети, напротив, с легкостью вливаются в новую среду: через год, как правило, их нельзя отличить от носителей языка. Все дело в том, что ребенок осваивает иностранный язык так же, как родной: интуитивно, не требуя объяснения правил.
Поэтому жизнь и обучение за рубежом — самый эффективный способ освоения иностранного языка. Родители могут отправить шести-восьмилетнего ребенка в частную школу в Англию. Но далеко не все мамы и папы решатся расстаться с детьми.
Возникает вопрос: можно ли создать англоязычную среду в России? Современные технологии позволяют это сделать.
Условие 1. Преподаватель — носитель языка
Сегодня во многих языковых школах Москвы и других городов России работают преподаватели — носители языка, которые проводят занятия полностью на английском.
Для дошкольника, впитывающего знания как губка, даже 2–3 занятия в неделю в течение продолжительного времени с таким преподавателем, может дать поразительный результат.
В первую очередь, это поможет поставить верное произношение. В сенситивный период (который длится до 6,5 лет) дети легко имитируют иностранное произношение, поэтому очень важно слышать именно аутентичную речь носителей вживую и/или в записи (оригинальные мультфильмы, песни).
Во-вторых, дети сразу учатся употреблять фразы и выражения в правильном контексте и в верной грамматической форме. Находясь в языковой среде, они начинают думать на языке (а не переводить в уме) и интуитивно овладевают лексикой и грамматикой.
В третьих, ребенок не успевает создать коммуникативный барьер: легко и просто вступает в общение.
Условие 2. Языковая среда: создаем самостоятельно
В перерывах между занятиями английским родителям следует всеми силами поддерживать интерес к обучению и организовывать языковую среду: находить мультфильмы, книги, песни на английском языке.
Удобно, например, в автомобиле слушать английские песни, стихи, скороговорки. По вечерам читать хотя бы одну английскую книгу.
Отметим, что для ребенка, как и для взрослого, важно понимать, зачем изучать иностранный язык. "Если ты говоришь на русском — зачем я буду с тобой говорить на английском", — могут упрямиться дети, когда с ними пытаются общаться на иностранном языке.
Ситуацию изменит просмотр интересного мультика или фильма на английском, когда ребенок без усилий попадает под влияние языковой среды.
Кстати, если ваш дошкольник пользуется планшетом или компьютером, — пусть играет на английском! Интерактивные аудиокниги расскажут ему историю (с великолепным произношением), а красочные картинки дадут необходимый контекст для понимания содержания.
Условие 3. Отдыхаем и изучаем
Если есть возможность отдыхать за рубежом, выбирайте страны, в которых у ребенка будет возможность использовать английский. Дети легко общаются с зарубежными сверстниками. Ребенок понимает: чтобы играть с Джоном или Руби надо говорить на английском, а это повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Кроме того, на многих курортах работают детские клубы с педагогами — носителями языка.
Именно создание среды профессиональными преподавателями, носителями языка в языковой школе и родителями вне классных стен является основным залогом успешного освоения иностранного языка ребенком.
И главное — наберитесь терпения! Часто родители думают, что ребенок заговорит на английском через месяц занятий. Вспомните, как ребенок овладевал родным языком: полтора-два года он просто слушал, а потом заговорил. Также будет и с освоением иностранного: находясь в среде, ребенок будет больше слушать и впитывать. Знания будут накапливаться как снежный ком, и однажды вы услышите, как ваш сын или дочка без труда общаются на иностранном языке. И это будет почти чудо.
Статья предоставлена школой английского языка Windsor