Один из показателей, по которым Британия лидирует в Европе, — это число девочек, рожающих в подростковом возрасте. Количество детей, произведенных на свет тинейджерами, в стране в два раза выше, чем в Германии, в три раза — чем во Франции, и в шесть раз — чем в Нидерландах. По официальной статистике, только за последние восемь лет около 15 британских девочек забеременели в возрасте десяти лет, а около сорока — когда им было всего одиннадцать. Только за 2007 год количество девушек, «залетевших» в возрасте до 18 лет, в стране достигло почти 43 000. Около 50% сделали аборт, остальные благополучно стали молодыми мамами.
По данным ONS (Офис по Национальной статистике), в кризисный 2008 г. количество беременностей пошло на спад, сократившись на 3,9% по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, из тысячи девушек 15–17 лет в Англии более сорока успевают испытать на себе все радости предродового токсикоза до 18 лет. Надо отметить, количество забеременевших юных британок в стране оставалось более-менее стабильным начиная с 2001 г. А в 2007 г. незначительно повысилось. Причем все это несмотря на огромные затраты правительства на просветительскую работу среди молодежи. Только в 2009 г. на программу по сокращению количества подростковых беременностей было выделено 20,5 млн фунтов. Всего с 1999-го по 2008 г. правительство потратило на эти цели около 260 млн фунтов. В 1999 г. лейбористы обещали сделать все, чтобы сократить количество беременных девочек-подростков на 50% к 2010 г. Однако желанная цель так и не была достигнута.
Все чаще в последние годы в стране стали рожать и незамужние дамы половозрелого возраста. Статистика ONS показывает еще одну любопытную тенденцию: количество беременностей вне брака достигло в 2008 г. 57%. Впрочем, надо отметить, происходит это вовсе не от безграмотности британок в вопросах предохранения и безопасного секса. Просто многие «островитяне» предпочитают гражданские браки. Жить таким образом пара может лет пять, а то и десять. Нередко официальная церемония со свадьбой и прочими приятными мелочами происходит, когда общие дети уже подросли, окончили школу и покинули родительский дом. Романтично...
На протяжении многих лет британцы объясняли высокие показатели подростковых беременностей «издержками» свободного демократического и толерантного общества, а также слишком активной эксплуатацией темы секса в массовой культуре. Действительно, подрастающие британки довольно хорошо знают про «это». В школах активно ведется секс-образование (да, оно так и называется — sex education). Однако оно сводится в основном к информированию о безопасном сексе, но не пропаганде полового воздержания. Противозачаточные таблетки (причем совершенно бесплатно) может получить в аптеке женская особь любого возраста, если у нее есть рецепт от врача. Тот легко даст такой рецепт и обсудит с подростком подходящие методы контрацепции. А милая улыбающаяся медсестра тоже совершенно бесплатно подарит бесплатную упаковку с красочными презервативами. «Ведь забеременеть — это последнее, что ты хочешь, не так ли?» — ласково спросит она девочку.
Так почему же все это не работает и британские школьницы продолжают беременеть и рожать гораздо чаще, нежели их соседки по Евросоюзу? Сухие цифры статистики говорят, что одна из 20 беременностей девочки-подростка заканчивается абортом, который для нее уже не первый. «Почему же все это не работает — ни уроки безопасного секса, ни доступность контрацептивов?» — вопрошают британцы. Данные одного из последних отчетов повергли страну в шок. Оказалось, что многие подростки планируют беременность — точно так же, как обычные семейные пары. Причем нередко они рассматривают это как «альтернативную карьеру». Британцы просто не поверили своим ушам. «Мы, взрослые, должны принять тот факт, что молодежь не привлекает идея „упорно учиться и много работать“, чтобы потом еле сводить концы с концами», — говорили ведущие эксперты и представители СМИ. «Планирование беременности у подростков? Это просто неприемлемо!» — возмущались в правительстве.
В исследовании Сьюзен Картер и Лейстера Колемана из Траста по изучению подростков (Trust for the Study of Adolescence) анализируются причины, побудившие юных леди и джентльменов принять решение о рождении ребенка. Отчет был основан на интервью с юными матерями и отцами из шести не самых благополучных провинций страны. Исследователи выяснили, что детство девочек и их семья, конечно, повлияли на ситуацию. Однако главной причиной стало то, что юные матери видели в беременности возможность ощутить себя личностью и обрести смысл жизни.
«Планирование» иногда заключалось в открытых дискуссиях и обмене опытом будущей роженицы с родителями, а также в осмысленной заботе о здоровье. Тем не менее большинство не то что хотели «бэби», а, скорее, желали изменить свою жизнь. Многим молодым людям просто не нравилась школа, а материнство (или отцовство) стало для них возможностью взять свою жизнь под контроль и обрести независимость. Повлияло и то, что многие молодые люди жили в провинциях с высоким уровнем безработицы и ограниченными возможностями преуспеть в карьере или получить образование. «Быть матерью для меня — это работа. Честно говоря, вряд ли у меня была бы какая нибудь другая работа, если бы я не родила ребенка. Поэтому лично для меня это было хорошим решением» — такое мнение высказала 18-летняя девочка из неблагополучной провинции в интервью исследователям из Trust for the Study of Adolescence.
Девочки рассматривали материнство как возможность создать счастливую семью и компенсировать тот недостаток любви, который они испытали в своем детстве. «Мои родители расстались, когда мне было три с половиной года, и это разбило мое сердце, — рассказала одна 16 летняя мамочка в интервью. — Поэтому я сошлась с Джи (отец ребенка). Я вела себя просто как черт знает кто и не знала, куда я иду». «У меня было очень, очень тяжелое детство. Мои родители были со мной не очень то ласковы, и я думала, что ребенок даст мне стабильность, будет любить меня. И никто не сможет забрать его, потому что он будет мой. Я думала о ребенке с тех пор, как мне было девять. Ужасно хотела мальчика, и теперь, когда он родился, он мне очень нравится. Он дал мне смысл жизни», — сообщила еще одна 13-летняя мама.
Учитывая безнадежные обстоятельства, в которых находились эти подростки, решение о рождении ребенка представлялось им прагматичным и рациональным. В отличие от таких традиционных путей, ведущих к изменениям в жизни, как образование или работа, беременность казалась им единственным способом, который они могли полностью взять под контроль. Многие подростки явно предпочитали завести ребенка как альтернативу низкооплачиваемой работе без перспектив, а также долгой и нудной учебе. «Мне не нравилась школа, и люди там не нравились, — сказала юная мать 13 лет. — Ненавидела я ее, там было ужасно. Я бы лучше занималась чем нибудь другим. Ну, работала или делала бы что нибудь дома. Я просто решила: будь что будет, заведу я этого ребенка. Просто захотела — и все».
Большинство опрошенных считали, что их жизнь была бы хуже, если бы они не стали родителями. Рождение ребенка стало побегом от собственных несчастливых семей, чувства никчемности, отсутствия смысла в жизни, даже проблем с алкоголем и наркотиками. Для юных папочек ко всем перечисленным причинам иногда добавлялось также отсутствие отца в их собственной жизни и желание быть рядом с ребенком. «Она просто сказала: „Почему бы нам не завести маленького?“ Сначала я подумал: нет, это слишком рано. Но потом мне показалось, что это было бы хорошо. Но я считал, что до этого еще далеко. А потом, через пару месяцев, она говорит, что беременна. Это было круто, потому что к тому времени я уже хотел стать отцом», — говорит 18-летний «папочка».
Как ни странно, отчет разрушил стереотипы о «несчастных, социально изолированных и осуждаемых обществом» юных мамах-одиночках. Оказалось, в Британии многие девочки получают моральную поддержку как от своих родителей, так и соседей, которые их совершенно не осуждают. Причем матери некоторых из них сами прошли через подобный опыт и родили в очень юном возрасте. «Я всегда хотела сделать то же, что и моя мать. Она никогда не интересовалась ничем другим, кроме детей. И я тоже. Это тяжело, но у меня славная девочка, и лучше я буду заниматься ей целый день, чем работать».
И, наконец, самое удивительное открытие, которое сделали исследователи: некоторые подростки считают себя уже взрослыми и считают беременность закономерным продолжением отношений. «Некоторые молодые люди скажут: нет, я не собираюсь иметь ребенка, пока мне не исполнится двадцать пять. Но многие просто начинают встречаться и задумываются о детях, — сказала в интервью 15-летняя мать. — Иногда, когда я вспоминаю об этом и думаю: мне было всего лишь четырнадцать. Почему мы обсуждали семейную жизнь и детей?»
Впрочем, немаловажную роль в активном стремлении британских подростков заиметь ребенка играет и щедрая социальная поддержка, которую предоставляет британское правительство. До последнего времени матери в возрасте до 18 лет получали не только неплохое пособие на ребенка, но и государственное жилье. «Эта армия матерей-подростков — просто национальная катастрофа», — сказал как то один из членов парламента Том Харрис, после того как увидел в одной из больниц девушку, уже трижды рожавшую в ее 16 лет.
Он был недалек от истины: девчонки-подростки, толкающие коляски в полной боевой раскраске и откровенных нарядах для ночного клуба, стали привычным зрелищем для многих британских городов. Так что снижение количества беременностей в юном возрасте в последние годы можно объяснить скорее сокращением бюджетных затрат на поддержку юных мам в связи с кризисом, а не успешной политикой в области сексуального образования в школах и распространением контрацептивов.