"Куда?!" - с недоумением переспрашивал меня каждый, кому я рассказывала о планах на предстоящий отдых, - "В Самару? Почему? Зачем?" Очень быстро мне дали понять, что традиционно сложившееся мнение о том, где надо отдыхать, предполагает зарубежье, в первую очередь Турцию и Испанию, или хотя бы Крым или Сочи. "Такие вот мы оригинальные", - улыбалась я.
На самом деле, все обстояло значительно проще. Муж не брал отпуск уже четыре года, и мне было все равно, куда ехать, лишь бы ехать. И когда, вернувшись из очередной командировки, муж задумчиво сказал, что Самара - город, в общем-то, как ни странно, неплохой, я поняла: надо ковать железо, пока горячо. К тому же, в Самаре у меня живут родственники.
Сын Владик трех с небольшим лет на удивление хорошо перенес дорогу. Он не сломал дверь купе, не навернулся с верхней полки, не прищемил себе пальцы рундуком, не разбил ни один стакан, не сбил с ног ни одного пассажира и даже не предпринимал попыток облизать всю пыль, так только немного ковровую дорожку повытряхивал. Огромное впечатление на него произвел туалет в вагоне. Владик был готов мыть руки каждые полчаса, лишь бы только снова зайти в заветную кабинку и понажимать ногой педаль слива, а рукой - приспособление для выдавливания жидкого мыла.
Жили мы в пансионате "Самарский" в зеленой зоне города с романтическим название "Поляна имени Фрунзе". Как объяснила нам администрация, фактически, это не пансионат, а санаторий (что явилось для нас неожиданностью, так как никаких санаторно-курортных книжек у нас не было), но они долго добивались и добились статуса пансионата, чтобы иметь возможность развивать коммерческую деятельность, например, сдавать актовый зал и столовую под торжества и банкеты. Все три недели нас активно уговаривали лечиться, лечиться и лечиться. Если бы мы поддались на уговоры, то совсем не осталось бы времени на прогулки, но кое на что нас все же соблазнили.
Номер был двухкомнатный, что вдохновило на проведение эксперимента: сможет ли сын спать в отдельной комнате от родителей. Очень даже смог. Жалко, в домашних условиях результаты опыта применить нельзя :)
Три раза в неделю от пансионата отправлялся теплоходик, возивший желающих на дикий пляж на острове. Нам не очень повезло с погодой, две недели из трех были ощутимо прохладными, но муж с сыном все же успели несколько раз хорошенько искупаться и поплавать. Для Владика это был первый опыт открытой воды. Вопреки опасениям, он ничуть не испугался, в реку лез с удовольствием, а потом гордо рассказывал: "Я был весь в Волге!"
На прогулочные экскурсии на теплоходе с Речного вокзала мы так и не попали. То билетов не было, то, наоборот, достаточного количества народа не набралось, то рейс отменили. Да и рейсы-то были всего два раза в день. По воспоминаниям моего детства, раньше прогулки были значительно чаще, чуть ли не каждые два часа.
По вечерам мы гуляли по двум ухоженным набережным в старой (не знаю, можно ли ее назвать центральной) части города. Над Волгой изумительно красивые закаты. И сам город красивый. На каждом шагу невольно замечаешь кропотливую работу озеленительных служб - везде клумбы, клумбы, клумбы. Аккуратные, оригинально оформленные. Много фонтанов. Зайдешь во двор - а там простенький фонтан. Таблички с названиями улиц учитывают процесс переименования: на каждой табличке два названия, сверху - новое, снизу - старое. Очень удобно ориентироваться. Улицы длинные-длинные, совершенно не редкость встретить дом с номером 264 или 329, например. Потрясло воображение замечательное название одной из улиц - "Овраг подпольщиков".
Мне очень хотелось побывать в самарском метро. Это оказалось не так-то просто. Как мне показалось, транспорт в Самаре на метро совершенно не ориентирован. Чтобы добраться до какой-нибудь станции, надо было ехать не менее, чем с двумя пересадками. Линия одна, на ней семь или восемь станций, некоторые из которых отличаются своеобразной изящностью оформления, например, "Гагаринская" или "Победа". Народу в метро немного. И самое забавное, когда выходишь наружу - попадаешь в довольно пустынное, как будто заброшенное место. Вокруг никого, рядом возвышается какой-нибудь завод, и больше ничего нет.
Посетили несколько парков культуры. Самый большой - имени Горького, расположенный на берегу Волги. В нем можно гулять, гулять и затеряться в глубине аллей. Очень хорош для времяпрепровождения тех, кто уже вышел из детского возраста. Парк имени Гагарина, напротив, удобен именно для детей. Множество аттракционов для самых маленьких. При первом посещении мне с налету удалось прокатить сына на колесе обозрения и запихнуть его в карусель с машинками. Но при повторных заходах Владик от каруселей категорически отказывался, и соглашался только на паровоз.
Отрицательных воспоминаний - два. Во-первых, везде одно сплошное пиво. Пиво, пиво, пиво. У мужчин, у женщин, у подростков. На улицах, в транспорте, в магазинах. Не то, что бы оно мне мешает, но такое повальное увлечение наводит на тревожные размышления. Во-вторых, мягко говоря, странное отношение к пенсионерам в транспорте. Я бы подумала, что это случайность, но когда она повторилась несколько раз, стало больше похоже на систему. Старикам не дают садиться, выталкивают их с мест, кричат на них.
Зато в пансионате-санатории пенсионеров было много и лечили их так же усердно, как и нас, хотя, естественно, платили они не сами, а пользовались какими-то льготами и скидками. Не знаю, как остальное лечение, но по приезду в Москву мы измерили сына, и оказалось, что за месяц он вырос на два сантиметра. Думаю, что санаторный массаж сыграл в этом не последнюю роль.
Насколько хорошо мы отдохнули, можно судить по тому, что муж уезжал с грустью в глазах, а сын до сих пор ходит и раздает бабушкам обещания "взять их завтра с собой в Самару" :)
Яна (Ярослава М.), morjl1990@mtu-net.ru.