Учиться новому сегодня приходится не только в школе или институте, но и на работе – даже если вы классный специалист. Почему же взрослым так сложно осваивать новые умения и доводить их до автоматизма?
Я тот человек, который может учиться одному и тому же всю неделю, а потом все равно растерять навык. Так я запоминал, как вязать морские узлы (потому что мужчине это зачем-то важно, значок иронии), играл блюзовые гаммы и подтягивался пять стабильных раз одним хватом. Потом что-то происходило, я брал паузу — и начинал все сначала. Вряд ли я в этом уникальный дурачок.
И как же я был рад, когда наткнулся на книгу игрового разработчика Кэтти Сьерры "Badass: Making Users Awesome", где она рассказала, как это работает и что делать, чтобы вырваться из зеркальной комнаты повторяющихся приемов. Она предлагает доводить до автоматизма небольшие умения, из которых складывается навык.
В концепцию проектирования долговременных проектов это укладывается просто: в любом из них рано или поздно придется учить что-то новое. И лично я часто отваливался именно на этом этапе — буксовал в процессе обучения и сливался.
Почему мы не доводим умения до автоматизма
Кэтти разделяет все умения на три группы: "не умею, но хочу", "умею, но с трудом" и "делаю мастерски и на автомате".
Не умею, но хочу научиться | Могу, но с трудом | Мастерски и на автомате |
Кодить абстракции на процессинге | Писать статьи | Накидывать тезисы статей во время прогулки |
Импровизировать джаз на клавишах | Водить автомобиль с механической коробкой передач | Бегать по пересеченной местности |
Писать сценарии к художественному кино | Вставать рано утром в хорошем настроении | Делать зарядку |
Нам кажется, что процесс обучения — это постепенное продвижение от одной группы к другой: ничего не умею, постепенно узнаю, делаю и становлюсь мастером. Но это не так. Нестыковок несколько.
Некоторые навыки из "не умею" автоматически переносятся в "мастерски", потому что они легкие и понятные:
- включать стиральную машинку;
- ставить яйца вариться на 3 минуты;
- играть гамму в до мажоре одним пальцем.
Некоторые застревают на этапе "могу, но с трудом", потому что в процессе обучения закрепляется неудачный автоматизм:
- туплю с педалью сцепления и иногда могу заглохнуть;
- выключаю будильник и сплю дальше;
- снимаю видео теми же приемами, что и два года назад.
Мастерские умения без регулярных повторений откатываются назад. Кажется, что ты отличный редактор, а на деле пишешь со скрипом:
- не садился за руль пару месяцев после обучения — повторяй;
- не отжимался полгода — начинай сначала;
- не играл пару месяцев "Where Is My Mind" — учи заново.
В общем, простая и логичная схема рушится, а мы ходим с кучей недонавыков "умею, но с трудом". Это не круто, потому что каждый из них забирает много сил. Чтобы исправить ситуацию, Кэтти предлагает дробить навыки на понятные, легкие и законченные приемы, чтобы избегать этапа "могу, но с трудом". Когда наберется пачка автоматических приемов, навык будет освоен.
Это перекликается с мыслью дрессировщицы Кейти Прайор (это уже другая Кейти): для обучения сложному поведению нужно разбирать каждый урок на понятные и простые движения. И поощрять именно их.
Я считаю мелким тот навык, который можно понять и усвоить за четыре часа практики. Если за это время автоматизма не случается, нужно либо еще больше упростить прием, либо наплевать на перфекционизм.
Как я натренировался писать статьи и тексты в блог
Когда я пишу материал, у меня есть устоявшийся алгоритм:
- Обозначить тему, придумать полезное действие, привязать к опыту.
- Накидать первый тезисный сбор, будто я рассказываю историю другу.
- Структурировать по теме, чтобы каждый тезис вел к ответу на тему статьи.
- Иллюстрировать все примерами из собственного опыта.
- Подождать до утра, потом отредактировать.
Каждый из этих этапов может стать автоматическим приемом.
Находить и формулировать тему. Тренироваться отвечать на вопросы: чем и кому поможет текст; каким образом; что будет, если не писать, а придумать другое решение. Важно, чтобы статья была полезной, читатель менялся, да и я сам узнал что-нибудь новое.
Придумываю новые темы из старых в собственном блоге, чтобы наточить мозг на поиск.
Открываю городской портал с треш-новостями (или невнятный бьюти-блог) и думаю, как из этого вывернуть пользу для читателей.
Привязывать к опыту. Писать статьи только через себя, а не через идеальную картину. Если опыта не было — провести эксперимент. Так я написал статью для "Афиши" про ранний подъем: закрепил то, что уже знал, и проверил новые приемы на себе.
Накидывать тезисы без ступора. Первый тезисный сбор лучше всего проходит в процессе прогулки. Я просто делаю вдох, загружаю в голову тему и выхожу куда-нибудь с телефоном в правой руке — в него записываю все появившиеся идеи. Движение помогает мыслям и отключает ненужную рефлексию.
Структурировать. Выстраиваю все ответы от общего к частному. Так легко вылезают нестыковки и нелогичности.
Как я осваивал технику бега
Когда я только начинал бегать, то не знал, на что опираться. Это сложный момент: есть большой риск взять на себя слишком много и налажать. Мне помогла книга марафонца Дэнни Дрейера "Ци-бег" (на русском языке вышла в издательстве "Тулома" в 2010 году), где приемы уже были расписаны. Главное — не переусердствовать и следить за одним приемом на протяжении всей тренировки.
Держать осанку. Перед пробежкой уделяю внимание базовым точкам: стопы, колени, положение таза, плечи и шея.
Подтягивать живот. На пробежке слежу за тем, чтобы мышцы пресса были в тонусе.
Следить за пульсом: не больше 150 ударов сердца в минуту. Оптимальная частота пульса на пробежке составляет 120–140 ударов. Соответственно, если больше — идешь шагом, пока не упадет до 120.
Что помогает и мешает осваивать новые умения
За пару недель использования подобного подхода я понял, что сложности в написании статьи можно сузить до конкретного этапа, а практики "импровизировать джаз на клавишах" или "кодить на процессинге" сократить до "выучить приемы из “Blue in green”" и "накодить пачку шумов, чтобы было похоже на пленку".
Когда овладеваете новым приемом, закладывайте в процесс несколько часов безделья и праздношатания. Это нужно для работы дефолтного режима мозга, в котором происходит склейка новых знаний.
Обучению помогает положительное подкрепление — что-то небольшое и приятное. Важно поощрять себя за каждое открытие в процессе практики. Буквально: научился быстро генерировать тему письма — съел кусок банана
Излишняя старательность вредна — это штука, на которой я долго спотыкался. Мне казалось, что нужно учиться до тошноты, до состояния, при котором мозг отказывается воспринимать новую информацию. Но из книги про дрессуру выяснилось, что лучше заканчивать практику до наступления усталости. Это важно, потому что запоминается последнее действие. И если к концу практики вас уже тошнит от нее, то заработается одно лишь отвращение к делу — и захочется побыстрее покончить с этим.
Прокручивайте в голове блок изученной за день информации. Во-первых, повторение возбуждает те же нейронные связи, которые воспринимали информацию (и укрепляет их). Во-вторых, повторение перед сном помогает мозгу обратить внимание на приобретенные знания, прокрутить их и закрепить.
Когда моя жена училась на бариста, ей наставник так и советовал: перед сном прокручивай в голове, как взбивала пенку для капучино. С вождением это тоже помогает.
А еще нужно достаточно спать, потому что хороший сон — залог успешного обучения.
Как довести навык до автоматизма
- Прием — действие, которое можно выучить за условные четыре часа.
- Если не получается, то дробите приемы на еще более мелкие или пересматривайте отношение к качеству выполнения.
- Учитесь с перерывами, чтобы новая информация успевала раскладываться по полочкам.
- Каждое открытие подкрепляйте чем-то приятным.
- Стараться через силу — чушь.
- Прокручивать полученные навыки перед сном — класс.