Зорро и Знайка в одном классе

Полезность: 4,5 из 5 Интересность: 4,8 из 5 (52 оценки)

Успешность школьной карьеры во многом зависит от её хорошего начала. Наша задача как родителей - помочь ребёнку адаптироваться в новой, непривычной и, зачастую, травмирующей обстановке. Сразу оговоримся, что способ справляться с трудностями различен у разных типов малышей (как, впрочем, и всех людей). Я постараюсь описать здесь несколько самых ярких.

Медленно приспосабливающийся (копуша)

Это те дети, которые постоянно слышат от взрослых: "Давай быстрей, что ты там застрял!" и так далее. Основная их проблема - они медленно перестраиваются. Для такого малыша невыносимы изменения привычного расписания (например, вы поехали в гости, и он лишился дневного сна), внезапные перемены планов (собирались в цирк, но не оказалось билетов, и пришлось идти в театр), незнакомые люди и предметы вызывают не любопытство, а чувство, близкое к панике.

Если в этом описании вы узнали собственное чадо, то основным вашим действием должны стать предусмотрительность и предупреждение стрессовых ситуаций. Проговаривайте с малышом возможные варианты развития событий, например: "Если мы придём в "Макдоналдс", а там будет большая очередь - что мы сделаем?". Когда ребёнок "морально готов" к изменениям, они легче переносятся.

Всё вышесказанное в равной степени относится и к школе. Сходите туда перед Первым сентября, загляните в класс, познакомьтесь с учительницей, несколько раз пройдите дорогу к школе. И самое главное - говорите с ним о том, что его ждёт. Анекдот про Вовочку, который не знал, что в школу придётся ходить каждый день - это грустная история несадовского ребёнка (садовские обычно знают, что в школу ходят регулярно). Проиграйте с "копушей" его действия на перемене, во время завтрака, на прогулке. Тогда школьные будни покажутся ему хорошо знакомыми.



Энергичный ("электровеник")

Совсем необязательно, чтобы это был мальчик. Даже если оно (чадо) читает, то это выглядит как приплясывание и подпрыгивание вокруг книжки. За обеденным столом ребёнок скорее отсутствует, отбегая то в туалет, то за игрушкой, то водички налить. Кнопка "СТОП" у таких детей не предусмотрена проектом.

Вам придётся позаботиться о выборе учительницы. Она должна спокойно относиться к тому, что ваш малыш будет висеть над партой в знак того, что он знает ответ на вопрос, позволять ему выходить во время урока в туалет, давать мелкие поручения типа "сбегай на первый этаж, посмотри на больших часах, сколько времени". Это не нарушение режима и не создание отдельных условий. Это тактика успешного сотрудничества.

От себя могу добавить, что в среднем таких детей бывает двое, максимум трое на класс. И если я давала своим ученикам возможность реализовывать их избыточную энергию, учебный процесс проходил несравненно спокойнее.

Кроме того, существует такой вид спасения, как спортивные секции. Командный игровой вид, вроде футбола, предпочтительнее карате или дзюдо, где надо подолгу ждать своей очереди. Плавание тоже весьма приветствуется.

Чувствительный

Моя старшая дочь отказалась ходить в "А" класс, потому что у учительницы плохо пахло изо рта. Представляете мои объяснения с директрисой? Ещё такому ребёнку может не нравиться то, что сосед сидит слишком близко, каша в столовой холодная и липкая, в классе душно или жарко. Вариантов масса.

Отнеситесь серьёзно к этим жалобам. Ребёнок не врёт, он действительно чувствует запах подгорелой еды, доносящийся из другого корпуса. Его чувствительность позволяет ему замечать то, мимо чего другие проходят. Из таких людей получаются люди искусства, врачи и психологи. Это даёт ему возможность угадывать ваше настроение ещё до того, как вы сами поймёте, что раздражены или устали.

Чем вы можете помочь своему ребёнку? Дайте ему слова для тактичного выражения своих ощущений. Научите не морщить нос и не заявлять соседке: "Ты грязная". Предупредите учительницу. Скажите ребёнку, что вы понимаете его, но подгорелая каша в среду - это не повод пропускать школу в четверг.

Забияка

Вам следует насторожиться, если у вашего ребёнка стойкая репутация забияки. Таких детей в школе любят меньше всего. Секундное восхищение сверстников и постоянные проблемы с учителями - согласитесь, это не то, о чём вы мечтаете. Кстати, такого рода репутация требует постоянного подтверждения. Иначе новый "царь горы" быстро свергнет вашего "завоевателя".

Как всегда, постараемся вникнуть в суть происходящего. Чего он добивается? Внимания? Со стороны девочек или мальчиков? Взрывной темперамент ("удержу нет") или в лексиконе отсутствуют слова для выражения своих чувств?

Вы не представляете, какие результаты мы иногда получаем, тестируя приготовишек по методу "свободных ассоциаций"! Их "неведомы зверушки" состоят из одних клыков, когтей, игл и т.п. Разговаривая с такими детьми, я обычно узнаю следующее:

  • в семье принят угрожающий и агрессивный тон общения (папа кричит на маму, мама кричит на ребёнка, ребёнок отыгрывается на бабушке);
  • наоборот, одинокая, слабая, безвольная мама не может дать малышу чувство безопасности, так как не обладает этим чувством сама;
  • 5-7 летнему детёнышу позволяют до ночи торчать перед телевизором, в котором он видит, по большей части, боевики или "Криминальные хроники".

Последняя причина представляется мне наиболее опасной и реальной. Всё-таки, вы достаточно хорошие родители, если тратите своё время на поиск в Интернете материалов по детской психологии. А вот прогнать дитятко от телевизора, когда комната всего одна, папа пришёл с работы и хочет расслабиться, а мама крутится на кухне - на это нужны силы и решимость.

В назидание расскажу вам про своего сына. Он посмотрел фильм "Маска Зорро". Раз 60. А может и больше. И на целый год превратился в Зорро. Он представлялся этим именем, мне пришлось сделать ему маску и плащ, муж смастерил шпагу. При этом сам фильм - максимально детский. В нём нет убийств, чётко выражены Добро и Зло, Зло, в конце концов, наказано. Но Антон полностью ПЕРЕВОПЛОТИЛСЯ!

А теперь сравните Зорро и черепашек-ниндзя. Или возьмите любого героя любого боевика. Вы хотите, чтобы ваш ребёнок превратился в Терминатора? А в Рембо-3? Я - нет. Поэтому у меня в доме боевики запрещены законом.

"Профессор"

Когда ему исполнился год, вы с гордостью говорили в песочнице: "Мы выучили всю книжку Барто". В три он уже читает толстые книги. В пять - знает таблицу умножения и делает задания за второй класс. Спрашивается, что ему делать в первом классе, где остальные, пыхтя, учатся читать по слогам и пишут палочки?

Да, вам не позавидуешь. Но, если я скажу вам, что в школу дети ходят, в основном, общаться, заводить новых друзей, гулять и развлекаться, короче, социализироваться? И мотивация "интерес ко внеучебным занятиям" является самой сильной?

Самое печальное зрелище, которое мне доводилось видеть в школе, это тринадцатилетние вундеркинды, посаженные в 10 класс. Ни поговорить, ни пообщаться толком им не с кем. Так и прячутся все перемены за книгу.

Так что не стремитесь отдать ваше суперчадо в школу раньше времени. Пусть ему будет немного скучно первое время, потом он выровняется. А компенсировать недостаток умственной нагрузки можно дома, в шахматной секции или в математическом кружке.

Конечно, наша коллекция детских характеров далеко не полная. Пишите, какие проблемы у вашего ребёнка, мы постараемся вам ответить.

Катерина Венгерова, katrynst@mtu-net.ru.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Оригинальный вафельный сэндвич, в котором можно менять начинки
Оставить комментарий к статье "Зорро и Знайка в одном классе"

Вы не авторизованы.

Здравствуйте, Катерина!
Пишет Вам мать почти 2-летней дочери.
Мой ребенок Близнец и Огненный кот, мама и пап - оба Весы (родились в один почти день с разницей в 7 лет). Что есть наше сокровище?
Рост 83 см, вес 10 кг, 1 год 9 месяцев.
Характер: разный. Дома это всем интересующийся, упрямый, но не наглый, любящий читать (знает практически полностью наизусть "Доктора Айболита", "Мойдодыра" и много небольших стишков), строить из кубиков домики и картинки, а также разбирать матрешки, куклы, аудиокассеты, дискеты и т.п. на запчасти. Послушание как таковое заканчивается после 21.00, когда надо "убрать игрушки и пойти спать". Начинается "голод", "расскажи сказку" (10 штук или 10 раз к ряду) и много других идей: посижу 5 минут, посмотрю 5 минут и т.п.

На улице ребенок совершенно другой: при посторонних слова не вытянешь, если в песочнице играют дети, то моя дочь станет и будет за ними наблюдать, чтобы потом в лицах изображать дома, кто, как и что делал. Не ходит по лужам и не вымазывается, гоняет голубей и готова обнять каждую собаку.
Телепузиков смотрела до 1,5 года, а потом объявила их неинтересными

Если у Вас есть какие-то конкретные советы, то интересно было бы узнать Ваше мнение о том, как надо себя вести в отношении такого типа ребенка, как бороться за ночной сон, как и чему учить, что позволять и с чем смириться, а с чем категорически бороться?
2001-03-15, tvr_minsk@yahoo.com
Да, "электровеников" не любят. Хлопотливо. И как это "позоботиться" о выборе учительницы? Проблема просто найти нормальную школу. А кто же вам даст еще и учительницу выбирать.От проблемы открещиваются,сваливая на невоспитанность. Ну, немного понятно, мне, обожающей маме иногда трудно, а чужим людям тем более. Поэтому и не ходим в садик. Но в бассейн два раза в неделю обязательно. Правда, в бассейне не все "счастливы". С тренером заниматься у нас тоже не получается ни с одним из пяти.Все проффи и хорошие люди, но... Сначало переживала, а потом оказалось он и без тренера и нырать и плавать научился. Тоже хорошо - экономия, пойду куплю ему машинку. Ненадолго, но займется,а я отдохну. Есть дети,которые не груться, а только ломаются. Добрые и хорошие люди всегда поймут и простят шалости(естественно в пределах разумного).А папа так ,вообще,счастлив, что ребенок активный (у него есть возможность на работе отдыхать,хе хе). Бывает взгруснешь, что сын болбес - считать не хочет, букв не знает, но ,за то, с года практически все автомобильные марки и большинство моделей знает. Значит память работает и неплохо, просто нестандартно. Мужа тоже из школы выгоняли, а сейчас я с гордостью признаю, что он ответственный отец и успешный бизнесмен (без крименала).
2007-02-08, Ирина
Мой ребенок тоже не подходит ни под одно описание конкретно, он не сказать, что медлительный, он просто улетает в свои мечты и опустить его на землю порой не представляется возможным. И ещё, самое ужасное, он не приемлет авторитетов совсем. ВЗРОСЛЫЙ человек, родители или учитель для него никак не отличаются от Кирила со двора. Он обсуждает бурно все их действия и никогда не согласится, что взрослые люди отличаются хоть чем-то от детей. Заставить его сделать что-то, что он не хочет или ему кажется, что у него не получится невозможно. Он просто игнорирует учителей, при этом он ещё задирается с одноклассниками, а физически никак не тянет на супергероя. Вообщем в школе мы неблагополучная семья, мы не воспитываем ребенка, причем все наши знакомые считают, что он спокойный тихий ребенок, о кошмар, и что делать не знаю. Ребенок не может найти себя ни в обществе сверстников, а взрослым он доставляет массу проблем и что мне делать не знаю, где я ошибаюсь, как это исправить
2008-08-04, Оксана
Здравствуйте.
Спасибо за статью. Для меня она особенна актуальна, т.к. в этом году пойдет в школу моя старшая дочка. Девочка умненька, любит учиться, с удовольствием делает задания,НО... Такая неуемная фантазия и тяга к экспериментам, что обязательно внесет в выполнение что-то свое. И при этом постоянно витает в своем розовом мире.
Воспитатели в детском саду мне никаких претензий не высказывают, наоборот, многим ее фантазии даже нравятся. Но на собеседовании при поступлении в школу год назад психолог вынес вердикт: к обучению не готова! Не может выполнить данное задание, не может повторить по образцу, вносит свои фантазии!..
Подскажите, пожалуйста, как психологически подготовить ее к учебе школе? Как подготовить учительницу? Потому что я не верю, что ребенок, который в 6 лет читает, пишет без прописей и занимается музыкой на уровне 2-го класса музыкальной школы, не готов к обучению. Этому же она как-то научилась?
2001-03-26, Наталия
Моя 8-летняя дочь "копуша" и "электровеник" в одном лице: 15-минутное задание делает за 1 час (может и дольше) и это при моем прессинге, самостоятельно практически не делает нечего. При этом ни минуты, ни секунды покоя рукам, ногам; карандаши и ручки быстро приходят в негодность, т.к. она сгрызает их почти полностью. В классе жалуется на отсутствие друзей, на строгость учителя. А я удивляюсь долготерпению учителей, ведь на нее никто не жалуется, только оценки занижены. Чем можно помочь моей дочке?
2004-12-14, Анна
Спасибо за Вашу работу.

Нам рожать только через 6 недель, но все Ваши выпуски я внимательно штудирую и сохраняю - масса полезной информации.
Читая этот выпуск просто вспоминал свои школьные годы, своих одноклассников (какие были типажи!)....
Еще раз спасибо,
С уважением,
Егор
2001-03-14, Егор
Спасибо за возможность задать вопрос.
девочка, 2 года. Спорит. "нет, ..."
Не хочу с ней ссориться, но мне это не нравится. Пока спокойно объясняю, что мама не просто говорит, а знает. Надеюсь, что это просто период развития. Может быть это своего рода "почему?"
2003-01-08, Мария
Поделитесь:

12.03.2001
Обновлено 12.03.2001
Статья дня
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Оригинальный вафельный сэндвич, в котором можно менять начинки
Близкие по теме статьи
Как я открывала для себя мир Испании
Как я открывала для себя мир Испании
Впечатления от первого посещения Испании.
Горе от ума
Горе от ума
Нет никакого научного подтверждения теории раннего развития. Не верите?
Прозвища и обзывалки
Прозвища и обзывалки
Почему дети придумывают прозвища? И нужно ли с этим бороться?
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!