Отдых в Арабских Эмиратах пока воспринимается нашими соотечественниками как исключительно пляжный, однако с каждым годом в ОАЭ появляются не только новые отели, но и музеи — этнографические и даже художественные. Рассказываем, какую культурную программу можно составить для себя в Абу-Даби уже сейчас, и что там можно будет посмотреть в ближайшие годы.
Проект острова Саадият
ОАЭ наглядно демонстрируют человечеству, как должен выглядеть мир будущего. Не успела закончиться великая стройка в эмирате Дубай, без устали возводящем ближневосточный Нью-Йорк, как его сосед Абу-Даби принялся за строительство главного на востоке центра культуры, архитектуры и изящных искусств. Там, где еще недавно останавливались караваны и причаливали лодки ловцов жемчуга, теперь поднимаются небоскребы, расстилаются поля для гольфа, качаются на воде роскошные яхты и сияет белый мрамор огромной мечети Шейха Зайда.
К слову, именно шейха Зайда-аль-Нахайяна (не считая цен на нефть) надо благодарить за нынешнее благополучие Абу-Даби. «Нефть — это полдела, к ней надо приложить умную голову», — однажды сказал мудрый шейх. Под его руководством в Эмиратах начали строить небоскребы, устраивать парки, создавать университеты и музеи.
Правда, в Эмиратах, насчитывающих 40 лет от роду, просто не хватало культурного и исторического наследия. Но шейх не сдавался. Историю заменила археология, культуру — этнография, и в Абу-Даби появились самые интересные на Ближнем Востоке музеи национальной культуры и тщательно воссозданные исторические деревни.
Этнография и ремесла
...Крошечная деревянная лодка плавно качается на волнах, солнце косо падает сквозь соломенный навес, на ковре влажно блестят черные, в пятнах водорослей, крупные раковины. Туристка осторожно показывает пальцем на одну из них. Бедуин в длинной белой рубахе и белом платке умело вскрывает раковину одним движением ножа — и вся туристическая группа ахает: внутри на розовом перламутре лежит крупная, чуть вытянутая в длину, серебристая жемчужина.
«Прогулки с ловцами жемчуга» — лишь одно из многочисленных туристических развлечений в Абу-Даби. Остальные предлагают в музеях, исторических деревнях и старых крепостях.
Начать лучше всего с Деревни культуры и наследия Аль-Айна в одноименном оазисе, где тщательно воссоздали все детали традиционного быта Эмиратов — такого, каким он был до начала эпохи нефтяного благополучия.
Приезжать в оазис лучше всего на день. С утра посмотрите археологическую экспозицию в Национальном музее Аль-Айна, послушайте концерт в старинном театре, выпейте на арабском рынке кофе, сваренный на углях костра, скупите сушеные травы и сделанное вручную мыло в крошечной лавке с пряностями и надолго застряньте в мастерских кузнецов, гончаров и ткачей.
Традиционный рисунок хной можно сделать в нескольких музеях и центрах развлечений
В этнографических центрах эмирата не только развлекают туристов, но и восстанавливают забытые технологии и ремесла. Например, в Центре женского рукоделия в Абу-Даби можно научиться шить, ткать и вышивать так, как это делали два века назад, узнать об истории рукоделий. При центре работает небольшой выставочный зал и магазин с благовониями, нарядами, вышивками и гобеленами.
Тем, кто увлекся исламским искусством, прямая дорога в Исламский художественный центр «Мирадж» — целый музей с царскими одеждами из Персии, оружием из Дамаска, шелковыми коврами из Кашмира, расписанной золотом китайской керамикой, иранскими миниатюрами и многим другим.
Зайти в один из музеев ремесел стоит обязательно. Хотя бы для того, чтобы увидеть шатры из козьей шерсти, невзрачные глинобитные хижины, примитивное оборудование ловцов жемчуга — и новыми глазами посмотреть на небоскребы и парки. Только так можно понять, что путь от палаток до шедевров архитектуры на этой земле прошли менее чем за полвека.
Караваны верблюдов чаще всего используются для развлечения туристов
Изящные искусства
Еще недавно единственными обитателями острова Саадият были крошечные черепашки-биссы, ползавшие по раскаленному солнцем песку. Черепашки (под присмотром полчищ зоологов) все еще живут там, однако в 2007 году эмиратская Компания по туристическому развитию и инвестированию (TDIC) объявила, что 2 декабря 2015 года на Саадияте будет открыт филиал Лувра, к 2016-му — Национальный музей шейха Зайда, а в 2017-м — филиал Музея Гуггенхайма и огромный Морской музей. Остальную площадь острова займут девять пятизвездочных отелей, поля для гольфа и дома для 160 тысяч человек.
План выглядел совершенно безумным — как и почти все в Эмиратах. Однако за эти годы филиал Лувра получил от правительства Эмиратов €400 млн за использование своего названия в течение 30 лет, а знаменитейший архитектор, обладатель Притцкеровской премии Жан Нувель спроектировал здание с огромным парящим куполом.
Теперь строительство идет полным ходом — на земле, в воздухе и под водой — строители обещают уложиться в $657,5 млн, и эксперты уже составляют списки экспонатов, которыми придется заполнить самое большое в мире выставочное пространство. На 6 тыс. м2 (плюс еще две для временных выставок) обещают показывать картины из французского Лувра, Музея набережной Бранли, Центра Жоржа Помпиду, Музея Орсэ и Версаля. Пока экспонатов немного, но используют их по максимуму: «Мадонна» Беллини или «Цыган» Моне уже вовсю красуются на сувенирных кружках, сумках и майках. Зачем время терять?
На пятки Лувру наступает музей Соломона Гуттенхайма. Проектом занимается всемирно известный архитектор Фрэнк Гери, прославившийся своим проектом музея Гуггенхайма в Бильбао. По его плану восточный филиал музея окажется в 12 раз больше оригинала. Пока готов только фундамент, но 5 ноября 2014 года уже открылась первая выставка. Экспозиция «Взгляд сквозь свет: избранные экспонаты из коллекции Гуггенхайм Абу-Даби» работает в соседнем выставочном центре Манарат-аль-Саадият. Там можно увидеть 16 экспонатов, связанных со светом в разных его видах: природном и искусственном, прямом и отраженном, трансцендентном и небесном.
Вообще начинать знакомство с будущими музеями острова Саадият нужно как раз с Манарат-аль-Саадият. Кроме впечатляющей (с музыкой и спецэффектами) презентации самих музеев, там можно увидеть некоторые из картин будущего Лувра. Например, «Портрет женщины» Пабло Пикассо, не выставлявшийся никогда.
Проект Национального музея шейха Зайда сделан в форме соколиных крыльев: шейх очень любил соколиную охоту
Последней гигантской стройкой острова Саадият станет Национальный музей шейха Зайда. Своего рода главный в стране исторический музей — если учитывать, что история Абу-Даби связана с одним человеком. Самые старые экспонаты будут посвящены первым кочевникам, пришедшим на земли будущих Эмиратов 2000 лет назад. Последние — самому шейху. Отдельные галереи заполнят экспонаты, связанные с экологией Эмиратов, о которой шейх так заботился, исламом, который был для него важен, и соколиной охотой, которую он любил.
Только в Абу-Даби
Старый Дворец шейха Зайда хоть и выглядит как древняя неприступная крепость, на самом деле построен в 1937 году. Идти сюда за восточной роскошью не стоит. Шейх Зайд жил довольно скромно: спал на деревянной кроватке под красным стеганым одеялом, принимал гостей на полу.
Музей интересен тщательно воссозданным бытом арабского дома середины прошлого века: вот школьная комната, где зубрили азбуку наследные принцы, вот зал для чтения Корана, вот коллекция семейных портретов (два десятка похожих мужчин в белых платках) и охотничьих ружей, вот дворцовая кухня и чулан. Центр экспозиции — подарки правителю и автомобили шейха, на которых он ездил по городу — без охраны и один.
Впрочем, любители автомобилей не найдут здесь для себя ничего нового. Особенно после Emirates National Auto Museum. Несмотря на громкое название, это частная коллекция машин шейха Хамада-бин-Хамдана-Аль-Нахьяна. Просто состоит она из двухсот машин.
В здании-пирамиде можно увидеть чуть ли не все модели марки Dodge, Rolls Royce королевы Великобритании Елизаветы II, военные джипы, грузовик величиной с дом, машину в форме земного шара, а также джип с собственным именем «Белый паук». На нем установлено восемь колес, а впереди размещена специальная обзорная площадка, где могла бы поместиться группа туристов, отряд солдат или небольшой оркестр.
Конечно, шейх не пользовался этими автомобилями каждый день. У него было семь роскошных «мерседесов», каждый из которых был покрашен в один из цветов радуги и выводился из гаража в свой день недели. «Мерседесы» тоже выставлены в музее, их можно потрогать и даже залезть на сиденье.
Впрочем, после всего этого автомобильного безумия особенно радуешься, когда видишь в музее пожарную машину и личную «скорую помощь» шейха. Хоть тут без подвоха, думаешь ты.