Как вы относитесь к детским садам? До пандемии многие бы сказали: это лучше, чем ничего, но посидев с детьми в самоизоляции, наверняка стали больше ценить этот недорогой присмотр за детьми. А вот взгляд американки, которая долго изучала положение женщины в Европе. Она считает, что государственные детские сады – величайшее изобретение человечества, а женщины из бывших социалистических или нынешних скандинавских стран просто не понимают своего счастья.
Ясли на прогулке. Восточный Берлин, 1970 г.
Я никогда больше не возьму на работу женщину
Однажды в 1997 г. мой друг Джейк с большим удовольствием сообщил, что нанял многообещающую молодую женщину на ответственную должность в своей фирме. Она оказалась финалисткой вместе с двумя мужчинами. "По документам они имели одинаковую квалификацию, — объяснил он, — но я столько лет слушал твои феминистские обличения, что убедил босса".
В следующие несколько лет та женщина проявила себя как умный, компетентный и самоотверженный работник. Компания Джейка предоставила ей трехмесячный оплачиваемый академический отпуск для дополнительного обучения, планируя повысить ее. Тут она сообщила, что беременна.
В стартапе не был предусмотрен официальный декретный отпуск, но Джейк упросил босса дать ей 12 оплачиваемых недель, чтобы она могла побыть дома с новорожденным и организовать уход за ним. Джейк аргументировал это тем, что они уже вложили в ее обучение кучу денег, и эти три месяца в долгосрочной перспективе окупятся. Босс неохотно согласился.
Родив ребенка, женщина вернулась на работу и изо всех сил старалась соответствовать требованиям. Однако из-за ночных кормлений она постоянно не высыпалась и приходила на совещания уставшая и неподготовленная. Звонила и брала больничный, если няня не объявлялась. Она нашла место в хороших яслях, но, если сын заболевал, его отправляли домой.
Ее муж постоянно был в разъездах, родственники жили далеко. Джейк верил, что все наладится, когда ребенок подрастет, и даже предложил себя в няньки на подхвате. Его звезда сумела продержаться шесть месяцев. Затем она уволилась.
Тем вечером Джейк позвонил мне сообщить новости. Подавленный и разочарованный, он сказал:
— Я никогда больше не возьму на работу женщину.
— Но это лишь один случай, — заметила я. — Не каждой женщине придется делать этот выбор.
— Босс мне все равно никогда больше этого не позволит, — тихо ответил Джейк. — Младенцы — в них все дело. Я ни в чем не могу быть уверенным в отношении ни одного работника, но я совершенно точно знаю, что мужчина не родит ребенка.
Кажется, я тогда бросила трубку, хотя Джейк был не виноват. Что он мог сделать с системой, которая не оказывает никакой помощи женщинам и вынуждает их выбирать между карьерой и семьей?
Когда и где впервые появился декретный отпуск для женщин
Социалисты давно поняли, что равенство мужчин и женщин, несмотря на биологические различия полов, требует коллективных форм заботы о детях. Немецкая феминистка Лили Браун уже в 1897 г. начала выступать за государственное "страхование материнства". В этой схеме работающие женщины получали бы оплачиваемый отпуск до и после родов с гарантией сохранения рабочего места. Для финансирования этих мер предлагалось создать постоянный фонд на средства от налоговых поступлений.
После социалистической революции 1917 г. Александра Коллонтай попыталась осуществить часть этих мер в Советском Союзе. Вместо того чтобы нагружать женщину домашней работой и уходом за ребенком вдобавок к труду в промышленности, молодое Советское государство планировало построить детские сады, ясли, детские дома, общественные столовые и прачечные. Однако энтузиазм по поводу женской эмансипации в скоро развеялся: у Ленина и большевиков не было денег на план Коллонтай.
Советский эксперимент не удался, но идеи Браун нашли плодородную почву в социалистических демократиях Скандинавии. Датчане ввели двухнедельный отпуск для работающих женщин еще в 1901 г., и к 1960 г. всеобщий оплачиваемый государством декретный отпуск был распространен на всех работающих женщин.
В 1919 г. Финляндия приняла положение о декретном отпуске для фабричных работниц и женщин-специалистов, а в 1922 г. добавила гарантию сохранения рабочего места. Швеция учредила неоплачиваемый декретный отпуск продолжительностью четыре недели еще в 1901 г.; к 1963 г. правительство гарантировало женщинам 180 дней декрета с сохранением рабочего места и выплатами в размере 80% зарплаты.
Сравните это с Соединенными Штатами, где даже закон о запрете дискриминации беременных приняли лишь в 1978 г. Неоплачиваемого декретного отпуска без сохранения содержания, гарантированного федеральным законом, американские женщины не имели до 1993 г. У нас до сих пор нет обязательного оплачиваемого декрета (опять-таки нет и обязательных оплачиваемых больничных).
Как жилось женщинам с детьми при социализме в странах Восточной Европы
Страны Восточной Европы также стали рано принимать законы о декретных отпусках. Польша гарантировала 12 недель отпуска с полным содержанием в 1924 г., но большинство стран ввели эти нормы после Второй мировой войны.
Например, Чехословакия приняла первую программу поддержки материнства в 1948 г., а к 1956 г. Трудовой кодекс гарантировал женщинам 18 недель оплачиваемого отпуска с сохранением рабочего места. В Болгарии Конституция 1971 г. гарантировала женщинам право на декретный отпуск с полным содержанием продолжительностью 120 дней до и после рождения первого ребенка и дополнительные шесть месяцев отпуска, оплачиваемого в размере минимальной заработной платы.
Ясли в ГДР, 1989 г.
В дополнение к декретным отпускам Польша, Венгрия, Чехословакия, Болгария, Восточная Германия и Югославия вкладывали бюджетные средства в расширение системы яслей (для детей от рождения до трех лет) и детских садов (для детей от трех до шести лет), чтобы обеспечить непрерывное участие женщин в рабочей силе.
Вот что написала мне жительница Швейцарии, которая родилась в семье среднего класса в Чехословакии в 1943 г. и растила ребенка при социалистическом строе.
Когда я вышла замуж, нам пришлось работать, чтобы иметь возможность оплатить кредиты за квартиру и мебель. Через год у нас родился первый ребенок. "Щедрый" декретный отпуск составлял восемь месяцев, после которых я вернулась на работу. Мне приходилось нежно будить маленькую дочь каждое утро в 5.30, потому что ясли открывались в 6.00, и туда нужно было ехать 15 минут на трамвае. Добравшись до яслей, я быстро переодевала ее и торопилась на автобус к 6.30, чтобы ехать на работу. Часто мне лишь чудом удавалось на него успеть, и было обычным делом, если двери автобуса захлопывались за мной, а часть моей одежды торчала снаружи.
В то время мой муж возвращался с работы в два часа дня, поэтому мог забрать дочь, купить продукты и приготовить ужин к моему возвращению около пяти вечера. Вскоре после этого мы укладывали дочь спать, потому что на следующий день нас ждала та же суровая рутина, что и накануне. Мы с мужем оба чувствовали себя уставшими после такого дня…
Эта женщина считала описание своей прежней жизни критикой моей статьи. Ее жизнь казалась ей слишком напряженной, чтобы хотеть секса с мужем. Сомневаюсь, что она осознавала масштаб преимуществ, которыми пользовалась в социалистической Чехословакии, по сравнению с сегодняшним положением работающей женщины. Подозреваю, она и представления не имеет, насколько роскошным покажется этот режим женщинам, особенно европейским, пытающимся согласовать работу и семью сегодня.
При капитализме в США растить детей гораздо труднее
Для многих женщин доступные детские сады важнее декретного отпуска, особенно если он предоставляется без сохранения рабочего места. Когда я начала работать преподавателем в вузе, то оказалась очень далеко от родственников и отдавала дочь-младенца в ясли на территории университета на полный рабочий день пять дней в неделю.
У одной моей коллеги было трое детей младше четырех лет: трехлетние дочери-близнецы и годовалый сын. Эта коллега, назовем ее Лесли, добилась профессионального признания до того, как стала матерью, и не собиралась бросать работу. Она согласилась на должность с нагрузкой в три четверти от полной, ее муж также согласился перейти на четырехдневную рабочую неделю.
Лесли оплачивала оставшиеся три полных дня в яслях для троих детей. После вычета налогов, страховых выплат и оплаты яслей Лесли получала около 70 центов в месяц. Она работала 30 часов в неделю ради чистого заработка в $9 в год. И так три года!
Однажды я спросила Лесли, почему она просто не сидит дома с детьми. Лесли призналась, что часто мечтает об этом. Однако она не желала бросать свою профессиональную жизнь и боялась получить дыру в резюме. "Я слишком часто наблюдала, как у женщин-профессионалов все шло под откос после того, как они на время уходили с работы, — объяснила она. — Сейчас я вкалываю даром, но это окупится, когда мои дети пойдут в школу, а я смогу просто вернуться к полноценной работе и получить место с полной занятостью".
Родильная забастовка в Германии
В Центральной Европе после 1989 г. новые демократические государства сократили бюджетные расходы, урезав финансирование яслей и детских садов. Некоторые правительства компенсировали закрытие детских садов увеличением декретных отпусков вплоть до четырех лет, но со значительно меньшей долей содержания и без гарантии сохранения рабочего места.
Неудивительно, что сильно упала рождаемость. Нигде это не было настолько очевидно, как в Восточной Германии: за пять лет рождаемость в восточных землях воссоединившейся Германии сократилась на 60%, что было названо в прессе "родильной забастовкой".
Интересно что, когда женщин Восточной Германии вынудили засесть дома, многие из них переехали в Западную Германию в поисках лучше оплачиваемой работы и привезли с собой комплекс ожиданий, который помог западногерманским женщинам выйти на рынок труда. Молодые уроженцы Восточной Германии росли в семьях, где матери работали, и считали совершенно нормальным, чтобы женщины оставляли детей в детских садах.
Живя во Фрайбурге, я познакомилась с женщиной из Западной Германии, работавшей управляющим директором в известном научном издательстве в Штутгарте. "Спасибо, господи, за этих восточногерманских женщин", — сказала она и объяснила, что, если бы не они, она не сделала бы карьеру. До 1989 г. женщинам Западной Германии предписывалось сидеть дома с детьми, но "потом здесь появились женщины из Восточной Германии, привыкшие к наличию яслей и детских садов, и стали их требовать".
Почему в США нет государственных детских садов
Соединенные Штаты тоже были в шаге от общенациональной системы ухода за детьми: Закон о всестороннем развитии детей, поддержанный и демократами, и республиканцами, был принят в 1971 г. Он предполагал финансирование национальной сети центров детского развития, оказывающих высококачественные услуги по образованию, лечению и питанию детей. Однако президент Ричард Никсон наложил на него вето и раскритиковал всю систему за "ослабляющие институт семьи последствия".
Хотя исследования показывают, что дети не страдают в хороших детсадах, а наоборот, развиваются лучше, чем домашние малыши, американские консерваторы ненавидят эту идею, поскольку она также ослабляет власть мужчины в семье. В результате множество американских женщин, желающих работать, вынуждены сидеть дома из-за нехватки хороших детских садов и негибкости рынка труда. Наша система возлагает огромное бремя и на мужчин, поскольку те из них, кто не может прокормить супругу, отвергаются в качестве партнеров.
В 2016 г. Соединенные Штаты наряду с Новой Гвинеей, Суринамом и некоторыми тихоокеанскими островами оказались единственными странами в мире, где отсутствует национальный закон об оплачиваемом отпуске для отца по уходу за ребенком.
Публикуется с сокращениями