Большинство людей не считают себя креативными, хотя они таковы по рождению. Вокруг креативности возникла масса заблуждений, творческий процесс всегда был укутан вуалью тайны и вызывал благоговейный трепет. Считалось, что он уготован лишь для избранников муз. Пора развеять эти мифы.
Миф 1. Я от рождения лишен креативности
Чтобы быть креативным, придется сломать рамки, в которые вы сами себя загнали, и начать думать о себе как о человеке креативном. Правда состоит в том, что вы постоянно творите, не ведая того: вы творец своей жизни, и каждый ваш день уникален. Вы проявляете креативность каждый раз, когда придумываете, чем заменить отсутствующий продукт, чтобы блюдо все равно получилось; что посадить в саду, чтобы пространство «заиграло»; как разместить вещи в чулане, чтобы хватило места.
Миф 2. Если я способен что-то сделать, значит, это не требует особой креативности
Почему, когда мы видим проект или продукт, который вполне можем создать сами, нам не приходит в голову, что мы креативны? Почему мы начинаем считать его слишком простым? В следующий раз, когда вы увидите доказательство того, что способны сделать то же самое, что делают креативные люди, попробуйте взглянуть на себя по-новому, как на человека креативного (особенно если вы можете сделать это лучше).
Миф 3. Существует только один тип креативности
Многие из нас допускают и другую роковую ошибку: они решают, что мы все одинаковы. Но разве креативность Генри Форда была такой же, как у Пикассо? Форд был человеком консервативным и творил в рамках очень строгой модели, в то время как стиль Пикассо намного подвижнее. Наша креативность столь же индивидуальна, сколь и наши отпечатки пальцев, и она оставляет свой след на всем, что мы делаем.
Миф 4. Предоставьте креативность креативщикам
Нельзя давать другим думать за нас, и не стоит рассчитывать, что другие проявят за нас креативность. Каждый человек способен — и обязан — вносить свой вклад в дело, принимая в нем участие и оказывая поддержку другим. Сегодня любой продавец, программист или хозяин малого бизнеса, желающий добиться успеха, должен использовать свою природную креативность. Чтобы адаптироваться к меняющейся экономике, приходится изобретать новые способы выполнения даже самых рутинных своих задач — причем изобретать в рамках отведенного бюджета, графика и на должном уровне качества.
Миф 5. Креативности нельзя научиться
Каждый из нас воспринимает мир по-своему и каждый способен осознать: то, что он видит, уникально, а еще понять, что у него есть творческий потенциал. Искры креативности вспыхивают и роятся вокруг нас, как светлячки, и их можно ловить голыми руками, если, однако, мы сами не будем отмахиваться от них или давить. Креативность хрупка, и научиться быть креативным означает научиться дорожить своим уникальным видением и быть достаточно уверенным в себе, чтобы действовать в соответствии с ним.
Миф 6. Креативные люди — чудаки
Вы обращали внимание на то, что у каждого человека, когда мы узнаем его поближе, обнаруживаются какие-то причуды? Творя, мы все выходим за рамки «нормы», и в этом нет ничего плохого — до тех пор, пока человек в состоянии управлять собой и удерживать свою жизнь в пределах социальных норм. Но во всех случаях «норма» — понятие относительное. Единственные люди среди наших знакомых, о которых нельзя сказать даже то, что они слегка эксцентричны, — это те, которых мы недостаточно хорошо знаем.
Миф 7. Креативные люди импульсивны, неорганизованны и ничего не делают вовремя
Это ложное убеждение, а возникло оно из-за различий между отдельными психологическими типами. Креативные люди не менее других способны к планированию, не хуже умеют соблюдать сроки и отнюдь не меньше любят порядок. Одним из наших величайших достижений является космическая программа, во время реализации которой приходилось решать не имеющие аналогов проблемы космического же масштаба. Успех программы был достигнут благодаря тщательному планированию, жесткому выполнению графиков и блестящей организации, осуществленных руководителями программы — людьми, в чьей креативности сомневаться не приходится.
Миф 8. Креативностью нельзя управлять
В корпорациях Google и 3M креативностью управляют методом активного неуправления ею. Эти компании разрешают своим служащим посвящать часть оплачиваемого рабочего времени тому, что интересно лично им. А в компании Facebook устраивают ночные «хакатоны» («хакер-марафоны»), во время которых сотрудники испытывают собственные новые идеи. Руководство в этих фирмах поощряет корпоративную культуру, при которой люди всех типов креативности получают необходимое им вдохновение и поддержку, что, в свою очередь, приводит и сами корпорации к успеху. Вы также сможете управлять своей креативностью.
Миф 9. Мне слишком много лет, чтобы становиться креативным
Когда мы взрослеем, мы «копаем глубже» — гораздо более глубоко, чем могли предположить в молодости. И наука этот вывод подтверждает: исследования показывают, что наш мозг нейропластичен, то есть наш мозг может изменяться сообразно текущим потребностям. Никогда не бывает слишком поздно для креативности!
Миф 10. Креативностью правят деньги
Немногие из тех, кто допоздна засиживается за рукописью или до утра занимается в танцевальных студиях, делают это за деньги. Немногие ученые просиживают ночи напролет в своих лабораториях, будучи одержимыми мечтой о покупке нового навороченного автомобиля. Креативность стимулируют не деньги — ею движет страстная увлеченность.
Миф 11. Креативные люди — голодающая богема
Искусство ради искусства — случай особый, его действительно непросто продвигать, а вот наша креативная экономика — экономика знаний — отнюдь не сидит голодной. Она приносит плоды, производит продукты, захватывает рынки, удовлетворяет потребности и создает блага для покупателей. Есть креативные люди, которые работают инженерами, учеными, дизайнерами, маркетологами и вполне способны оплачивать свои счета.
Миф 12. Креативность — врожденное качество одаренных людей, каковых единицы
Это утверждение отчасти верно: креативность действительно является качеством врожденным. Однако с ним рождается каждый. Как мы уже говорили во введении, у некоторых из нас есть особые природные таланты, но для обретения мастерства всегда требуется практика.
Миф 13. Креативность доступна только гениям
Многие великие открытия и достижения были сделаны людьми «среднего интеллекта» — хотя это понятие относительное. Гораздо важнее быть человеком многосторонним, обладать знаниями в нескольких областях, которые можно сочетать и использовать для развития собственной креативности, причем именно таким способом, какой подходит лично вам.
Миф 14. Креативность означает заново изобретать велосипед
Чтобы быть эффективной, креативности не надо совершать революции. Иногда ее задача — просто продвинуть вас на пару делений вперед. Например, мы постоянно проявляем креативность, адаптируясь к изменчивой среде, внося небольшие поправки и оптимизируя свой распорядок дня. А если собрать воедино множество мелких изменений, то можно добиться больших перемен — креативность кумулятивна.
Миф 15. Проявлять креативность рискованно
Конечно, предпринимать новые шаги всегда рискованно. Однако в условиях быстро меняющейся среды не менее рискованно и ничего не менять. К тому же все мы действуем в рамках своих сил и опыта и то, что рискованно для одного, совершенно не рискованно для другого. Например, рутинная для врача процедура может быть весьма рискованной, если мы решим осуществить ее самостоятельно. Зная свои сильные стороны, мы можем действовать, экспериментировать и приобретать новый опыт с наиболее выгодной для нас позиции, а не с той, которая делает нас уязвимее.
Миф 16. Чтобы проявить креативность, нужно выйти из своей зоны комфорта
На самом деле, чтобы найти свою зону комфорта, нужно быть самим собой. Будучи самим собой, вы находитесь в сильной позиции и можете принимать взвешенные решения. Найдите выступ, способный вынести ваш вес, и можно смело взбираться на эту высоту и даже танцевать на ней.
Миф 17. Креативность — нечто глубоко личное и эмоциональное
Проявлению креативности не обязательно должно сопутствовать чувство боли или радости. Вы можете страстно излагать свои мысли, идеи и при этом сохранять объективность. Можно оставаться объективным даже в процессе рисования. Работы Джексона Поллока не назовешь «глубоко личными» рисунками — он даже не давал им названия, а лишь присваивал номера. Более того, закон Мура, верно предсказавший удвоение мощности компьютеров каждые восемнадцать месяцев, обобщает историю технического прогресса, которым движет вовсе не чувство любви или утраты.