Я, конечно, подозреваю, что есть на свете дети, которые сами, так сказать, от природы обладают усидчивостью, врождённым умением концентрироваться на задаче, получать интеллектуальное удовольствие от решения этой задачи и, в конце концов, доводить это решение до конца, стремясь к ответу. Очень может быть, что кому-нибудь повезло, и его дети обладают такими способностями. Мои же пацаны этого не умеют, к большому моему сожалению.
Хотя предвижу ухмылку читателя, когда он узнает о возрасте моих сыновей (старшему только исполнилось 4 года, младшему 1,5); конечно же, вы скажете: да им по возрасту не положено быть усидчивыми и сконцентрированными, о каких интеллектуальных наслаждениях вы говорите, дайте детям быть детьми, им играть надо, в игре познаётся мир. Подписываюсь под каждым словом. Конечно, им надо играть, и именно этому занятию они предаются большую часть своей жизни. Однако...
Тут позволю себе небольшое лирическое отступление и расскажу о некоторых своих наблюдениях за знакомыми мне детьми дошкольного, да и школьного, возраста. Хотя то, о чём буду сейчас говорить, знают и понимают (и осуждают частенько) практически все. Речь пойдёт о телевизоре (то бишь бесконечном просмотре детьми мультиков, более старшие дети подсаживаются на компьютерные игрушки), об очень распространённом неумении детьми занять самих себя. Ну, вы же не будете утверждать, что этой проблемы не существует.
Конечно, современные дети именно благодаря телевизору и компьютеру знают об окружающем мире намного больше, чем знали мы в их возрасте. Информация, переданная им в ярких картинках, именно так, как и воспринимается и усваивается по их возрасту оптимальнее, остаётся в их смышлённых головках. Она переваривается и выдаётся "на гора", порой, для взрослых совершенно неожиданно. Это бывает приятным (или не очень) сюрпризом. Впоследствии, во время учёбы в школе, взрослые размышляют над возникающей проблемой: отчего это такое умное, одарённое дитя вдруг плохо учится в школе, не может сосредоточиться на занятии (скучном и однообразном почти всегда). И тут имеют место всякие досужие споры о цвете ауры этих детей и прочих не имеющих отношение к делу вещах. Ну конечно, вы были правы, когда подумали, что я намекаю на дискуссии о так называемых детях Индиго. Но, впрочем, я не об этом собиралась писать, эта тема выплыла по ходу дела, оставлю её.
Проблема телевизора обсуждалась многими, но повторюсь. Телевизор - это "разжёванная и положенная в рот" информация, над которой почти всегда не надо задумываться. Все факты уже интерпретированы, обсуждены, оценены и предоставлены нам в виде категоричных утверждений, которые, порой, даже взрослые не могут (да чаще всего просто не хотят, по закону наименьшего сопротивления) подвергнуть сомнению. Чего ж требовать от маленьких детей, которые даже не знают (из-за маленького жизненного опыта), что то, что им говорят, можно (а порой и нужно) подвергать сомнению. В телевидении также нет изначально того принципа "постановки цели - пути - достижения цели", который имеет место быть в реальной жизни основополагающим для восприятия её (жизни) яркой и счастливой.
Можно поспорить, что такой принцип присутствует в компьютерных играх. Однако вспомним, насколько восприимчивы и доверчивы маленькие дети. Те миры, которые моделируются в компьютерных играх, воспринимаются ими зачастую непосредственно и подменяют реальность. Действительно хороших игр мало, а те, что предлагаются, зачастую пропагандируют, если так можно выразиться, иную мораль, порой недопустимую в человеческом обществе. Ребёнку, в силу своей естественной восприимчивости, трудно разграничить вымышленный и реальный мир. Это приводит к проблемам поведения и проблемам социальной адаптации. Но, опять же, я опять отвлеклась. Говорить хотела и не об этом тоже. Это всё - то самое обещанное лирическое отступление, которое, однако, поможет нам рассмотреть суть вопроса.
Непосредственно вопрос: надо ли учить ребёнка уметь получать от жизни именно интеллектуальное наслаждение? Учить его заинтересоваться какой-либо задачей (уже на этом этапе у многих возникают проблемы: ну как же, чтобы даже заинтересоваться, надо уже приложить некоторые усилия, преодолеть врождённую лень, да просто заметить задачу, сформулировать, понять, что её решение может принести удовольствие). Затем требуются куда бОльшие усилия: пройти по пути решения этой задачи, этот путь зачастую является трудным, может, довольно скучным, может, однообразным, обязательно требующим внимания и некоторых усилий и преодоления (совершенно естественной) лени. И - наконец - прийти к ответу, получить результат своего труда, насладиться этим результатом, почувствовать удовлетворение от того, что ты сделал.
Да, я научила (учу) читать своих детей рано. Не знаю, может и есть дети, которые в 4 года способны взять книгу и просто читать её, получая от этого удовольствие. Мой старший сын хорошо умеет читать, быстро и всё понимает (может пересказать, оценить), но для него всегда является это работой. То есть сесть за книгу я его заставляю. (Ну вот, полетели в меня камни.) Нет, я его не бью, не кричу, но таки заставляю: делаю страшно заинтересованное лицо и пытаюсь заинтересовать его, что же, например, сегодня произойдёт с утёнком Тимом. Как правило, это его не сильно интересует, хотя, конечно, интересует, но он знает, что для того, чтобы это узнать, он должен сесть и сам прочитать страницу-две текста, а процесс чтения для четырёхлетнего (очень активного, легко отвлекающегося) ребёнка - это работа. И взрослому человеку трудно, порой, заставить себя делать работу, которую можно, в принципе, не делать.
И вот в какой-то момент, когда вижу, что сам себя ребёнок заставить не может, я говорю строго и жёстко (ну, конечно, после сопроводив активным заинтересовыванием): "Садись, читай". И он садится и читает. И я вижу, что чтение первых нескольких слов - это работа, которую делать не хочется, но потом он заинтересовывается и читает уже потому, что ему хочется знать, что же будет дальше, а когда дочитывает до конца, то я вижу на его лице отчётливое удовольствие, но не от того, что чтение закончилось, как вы, предполагаю, могли подумать, а от того, что он сам прочитал, что же там с утёнком случилось, от того, что с утёнком всё хорошо, что Тим опять победил хитрую лису. Я вижу удовлетворение от проделанной работы, сын ещё долго может не выпускать книгу из рук, он рассматривает картинки, смакует перипетии событий, о которых только что читал.
И мне никак не хочется лишать его этого удовольствия, отговариваясь тем, что он ещё мал. Я хочу, чтобы он уже сейчас учился ставить перед собой цели и достигать их. Я хочу, чтобы он мог чувствовать "тонкие" колебания души своей, которые можно познать особенно ярко именно в процессе занятий интеллектуальными упражнениями.
Примерно также я заставляю его заняться математикой (Как он радуется потом, когда задачка решена.) И я его учу рисовать и заставляю присматриваться к окружающим вещам и явлениям, чтобы уметь отразить их на бумаге. Я знаю, что есть дети, которые обладают способностями к рисованию, может, их и не надо настойчиво учить и направлять. Но, понаблюдав за сыном, я увидела, что сам он рисовать может лишь в течение 2-3 минут, просто линии какие-то, потом соскучивается и не хочет больше этим заниматься.
Вы скажете, что надо ребёнку дать возможность выразить себя, но если у него не хватает умения это сделать? Если он, попытавшись изобразить собаку, видит, что получаются совершенно ни на что не похожие сосиски, расстраивается и больше даже не пытается повторить попытку? Но ведь на этом этапе он может и вовсе уразуметь, что рисование не для него и зачем пытаться, раз всё равно не получается. Ну конечно, может, он мог бы прожить жизнь и без этого, но я выбрала для себя помочь ему научиться получать удовольствие и от подобного творчества-проявления себя. Я заставляю его смотреть на вещи, людей, животных, на деревья - на всё так, чтобы потом он мог отразить это на бумаге. И это тоже для него работа. Но и ни с чем не сравнимое удовольствие он (не я) получает от того, когда ему удаётся изобразить зайчика, например, или человеческое лицо. Его глаза светятся радостью, когда он дарит свой рисунок, например, бабушке или дяде, или мне.
И я просто не хочу лишать его этой радости.
Кто, кроме меня, может научить его находить эту радость в жизни?
Да, сейчас я заставляю его увидеть задачу, сформулировать её, я заставляю его не лениться пройти по пути достижения цели, но кайф от решения поставленной задачи - это уже его ни с чем не сравнимое удовольствие.
И я думаю, что никакой телевизор, никакая компьютерная игра не даст ему именно этого оттенка интеллектуального кайфа.
И я надеюсь, что в будущем он сам уже сможет формулировать для себя задачи и сам их решать. Моё дело - показать ему эту сторону человеческой жизни и свойств человеческого сознания. Да, не спорю, это работа, но работа, приносящая удовлетворение.
И, хочу напоследок заметить, что младшего сына заставлять приходится значительно меньше. Он с удовольствием копирует старшего: важно "читает" книжки, важно "рисует", важно "декламирует" буквы. Из наглядного примера он уразумел, что эти занятия интересны.
И я почти знаю, что вы, дорогие уважаемые читатели, назовёте меня жестокой (жёсткой), очень строгой, очень многого требующей от своих бедных детей мамой. Но мои дети не выглядят бедными, поверьте мне.
Наталья, dima@normaplus.com.