Существует огромное количество техник эффективного запоминания информации. Люди, владеющие данными техниками, умеют запомнить какую угодно информацию без утомительной зубрежки.
Отсутствие этапа зубрежки дает экономию времени (что бесценно) и сил (что тоже бесценно). Кроме того, информация, усвоенная при помощи какого-либо вспомогательного средства, хранится намного дольше и вспоминается намного быстрее. Яркий тому пример - запоминание цветов спектра, которое у большинства людей происходит при помощи "запоминалки": Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан (первая букв каждого слова соответствует первой букве в названии цвета). Обратите внимание, на то, как хорошо помнится эта последовательность, и вы всегда без запинки легко называете эти цвета (если, конечно, вы эту "запоминалку" знали).
"Запоминалки" бывают разного типа. Придумывать их самостоятельно не сложно, особенно владея специальными методами, но зачастую просто лень. Поэтому мы хотим предложить вашему вниманию готовые "запоминалки", надеясь на то, что в скором времени вы все же захотите освоить техники эффективного запоминания и усваивать любую информацию без проблем. А пока, предлагаем вам собирать коллекцию "запоминалок". Они обязательно помогут вам и вашим детям запомнить раз и навсегда разнообразные сведения.
№1. Если вы путаете, в каком случае употреблять глагол "надевать", а в каком "одевать", то попробуйте запомнить это так:
надевать (что?) одежду
одевать (кого?) Надежду
(Имеется в виду, что когда какую-то вещь на себя..., то Надевают, а когда кого-то, например, Надежду, то Одевают.)
№2. Все слышали про сталактиты, сталагмиты и сталагнаты. Все это сосульки пещерные, но растут они по-разному. Как запомнить, что есть что, чтобы больше не путать.
СталакТит - это сосулька, растущая сверху - посмотрите на букву Т - и все станет ясно.
СталагМит - это сосулька, растущая со дна пещеры - посмотрите на букву М и представьте, что это две сосульки, растущие снизу.
СталагНАт - это сросшиеся сверху и снизу сосульки - посмотрите на буквы Н и А - у них есть горизонтальные соединительные черточки, то есть сосульки растущие сверху и снизу соединены.
№3. Из химии. Вы, наверное, помните, что для того, чтобы определить кислота это или щелочь, используют лакмусовую бумажку. В одном случае она окрашивается в красный цвет, а в другом в фиолетовый. Когда же - в какой? Чтобы точно запомнить проведите такую аналогию - оба слова и Кислота и Красный начинаются с буквы К. Соответственно, фиолетовый цвет дает щелочь.
№4. Из биологии. Возможно, вы помните, что за зрение в темноте и на свету отвечают рецепторы разного вида - палочки и колбочки. Вряд ли вам это пригодится для себя, а вот школьникам, проходящим это в данное время, а также тем, кому предстоит сдавать биологию при поступлении в вуз, вы сможете дать полезный совет, как не запутаться. Итак, представьте. В темноте (особенно полной :)), легче передвигаться с палочкой (клюкой, например). В принципе, этого уже достаточно, чтобы запомнить, что колбочки, соответственно, отвечают за зрение на свету. Но, если все же хотите усилить образ, то запомните так: днем, в лабораториях работают с колбочками (надо же видеть их!).
№5. Из жизни. Два раза в год мы переводим стрелки часов. И каждый раз путаем - в какую сторону переводить стрелки часов: вперед или назад. Попробуйте такое средство:
Весной - Вперед
Осенью - Обратно
(обратите внимание на буквы В и О).
Татьяна Никитина, нейропсихолог, Центр "ЭВИУС" (эффективное восприятие и усвоение), info@evius.ru.