Для своих малышей родители с удовольствием покупают ароматизированные фломастеры, игрушки, пластилин. Делают это только потому, что вещицы кажутся им забавными. Никто даже не задумывается о влиянии запахов на ребенка.
Между тем запахи воздействуют на человека с первых дней его жизни, едва почувствует он запах материнского молока.
Запахи окружают нас всюду — в природе, в быту. Они способны оказывать влияние на психику и эстетическое развитие ребенка. Положительное физиологическое действие оказывают на организм приятные нерезкие запахи, особенно при относительно небольшой концентрации в воздухе. Недаром ароматические вещества, которыми богат воздух садов, полей, степей, лугов, сосновых лесов, образно называют воздушными витаминами. Запахи запечатлеваются в нашей памяти. Каждый запах так же, как цвет и звук, определенным образом действует на человека. Запахи влияют на настроение людей, они могут вызывать состояние возбуждения, оживление, бодрость, успокоенность. Удачно это отражено у Фазиля Искандера в "Созвездии Козлотура":
"Почему так сильна над нами власть запахов? Почему никакое воспоминание не может с такой силой расколыхнуть пережитое, как связанный с ним знакомый запах? Может, дело в его неповторимости, ведь запах нельзя вспоминать отдельно от него самого, так сказать, повторить воображением. И когда он повторяется натурально, он с первозданной свежестью выхлестывает наружу все, что было связано с ним. А зрительные и слуховые впечатления мы часто повторяем своими воспоминаниями, и, может быть, потому они, в конце концов, притупляются...".
Запахи, воздействуя на психику, способны вызвать воспоминания, ассоциации: одни запахи заставляют нас вспомнить тот или иной пейзаж, виденный нами когда-то, другие — печальное или счастливое событие прошлого. В книге К. Писарева "Жизнь и творчество Тютчева" мы находим такие строки: "То, что Тютчев, по собственному признанию, начал впервые чувствовать и мыслить среди русских полей и лесов, имело, несомненно, очень большое значение для его будущего развития как поэта. В частности, когда над землей сгущались сумерки, он любил бродить по молодому лесу вблизи сельского кладбища и собирать душистые ночные фиалки. В тишине и мраке наступающей ночи их благоухание наполняло его душу "невыразимым чувством таинственности" и погружало в состояние "благоговейной сосредоточенности". В этих прогулках зарождалось то обостренное, проникнутое романтикой восприятие природы, которое станет со временем отличительной особенностью тютчевской лирики".
Как же сильно должно было запечатлеться в мозгу ребенка благоухание скромного лесного цветка — ночной фиалки, если оно могло оказать влияние на черты лирики будущего великого поэта! Детское воображение, ассоциации, фантазии являются основой художественного воспитания. Воображение имеет огромное значение в жизни, потому что мечта, создаваемая воображением, стимулирует к деятельности, к активности, к тому, чтобы, представив себе воплощение своей мечты, с большей энергией бороться за ее осуществление.
Воображение нужно развивать, но, развивая, необходимо его и формировать. Воспитание через эмоциональное воздействие — очень тонкий процесс. Следует учесть, что дети весьма чувствительны к запахам, поэтому резкие запахи могут только повредить, перевозбудить нервную систему ребенка. Запахи должны быть легко ощутимы, чтобы они не преследовали и не утомляли ребенка. Осторожность обуславливается еще и тем, что каждый третий ребенок страдает аллергией, вызванной запахами. Поэтому родители должны внимательно следить за реакцией ребенка на всевозможные запахи, чтобы положительный эффект резко не сменился отрицательным.