О том, что право на образование гарантировано Конституцией, известно, пожалуй, каждому. А вот с более "узкими" законами в этой области знакомы немногие. Но прежде чем записывать ребенка в школу или переводить в другую, неплохо бы почитать полезные документы.
Настоящая школа
Полноправным образовательным учреждением школу делают три документа - лицензия и свидетельства об аккредитации и аттестации.
Без лицензии на право ведения образовательной деятельности существование учебного заведения вообще невозможно. Чтобы получить ее, не надо демонстрировать, как и чему учат детей. Экспертную комиссию в первую очередь интересует соблюдение санитарных и гигиенических норм, оборудование помещений, укомплектованность штата и квалификация педагогов. В лицензии всегда указывается срок ее действия.
Свидетельство об аттестации получить несколько сложнее. Это становится возможным не ранее чем через три года после выдачи лицензии. Причем первая аттестация школы может проводиться поэтапно по ступеням образования: начальное, основное, среднее. Специальная комиссия оценивает уровень подготовки выпускников: если хотя бы половина из них получили на экзаменах положительные оценки, учебное заведение будет аттестовано. Проходить переаттестацию необходимо раз в пять лет.
На основании аттестации школа может получить и аккредитацию, которая окончательно подтвердит ее государственный статус, соответствие качества знаний выпускников требованиям Госстандарта. Без этого документа школа, конечно, может существовать, но выдавать аттестаты она не имеет права. Это значит, что по окончании 9 или 11 класса учащимся придется сдавать экзамены в другой, аккредитованной школе.
Процедура получения аттестации и аккредитации одинакова и для государственных, и для частных учебных заведений, но последним доказать свою состоятельность гораздо труднее.
Тем не менее, существование только с лицензией и аттестацией вполне законно, особенно если школе еще не исполнилось трех лет со дня основания.
С гигиеной не шутят
Важный документ - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН). Часть, посвященная школьной жизни, называется "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений". Время от времени в этот документ постановлением главного государственного санитарного врача РФ вносятся различные изменения. Последнее обновление было не так давно - в 2003 году.
Расположение здания школы, оборудование помещений, освещение, водоснабжение, вентиляция, температурный режим, медицинское обслуживание и питание учащихся в идеале должно соответствовать всем требованиям, изложенным в "Санитарных правилах…". Ими же устанавливаются нормы наполняемости классов, количество уроков в течение дня (недели, года) и допустимый объем домашних заданий для школьников разного возраста.
Врачи санитарно-эпидемиологической службы обычно проверяют школы один раз в два года. Все остальное время следить за выполнением СаНПиНов должен медперсонал учебного заведения.
Как гласит устав
Устав - это своего рода школьная конституция, которую родителям необходимо внимательно изучить. И лучше сделать это до того, как ребенок поступит в учебное заведение. Во всех школах устав должен находиться на видном месте, а его положения не могут противоречить федеральным и региональным законам об образовании. Время от времени в документ вносятся изменения - по мере поступления различных распоряжений свыше.
В уставе перечислены права и обязанности учеников, родителей и педагогов, указано, какие бесплатные и дополнительные платные услуги будут оказаны ребенку и в каком объеме, какова продолжительность учебного года, четверти (или триместра), недели и т. д. Особое внимание следует обратить на правила поведения и внутреннего распорядка. За нарушения могут и исключить, особенно если школа престижная.
Устав регулирует и такие, казалось бы, мелочи, как внешний вид учеников.
В уставе также есть перечень всех внутренних актов школы.
А документик имеется?
Допустим, в школе создан Ученический совет. Значит, должно быть и соответствующее "Положение об Ученическом совете", в котором будет прописано, кто может в него вступить и для чего вообще он предназначен. Если родители недоумевают, почему в школе чуть ли не каждый день проводятся внеклассные мероприятия, стоит поинтересоваться, есть ли у администрации документ, регламентирующий внеурочную деятельность, когда и кем он принят, и что конкретно в нем написано. Таких внутренних документов может быть больше десятка: "Положение о пришкольном лагере", "Положение о группе продленного дня", "Положение о научной экспедиции", "Положение о детских научно-практических конференциях" и др. Любая новая структура, появившаяся в школе, должна быть регламентирована и узаконена.
Кроме того, вводится немало разнообразных "Правил...", и необязательно только для учеников. Бывают "Правила посещения учебных занятий посторонними лицами", "Правила поведения для родителей" и т. д. Если школа сотрудничает с какой-то организацией, например, с детско-юношеским клубом или охранным предприятием, это тоже закреплено договорами.
Большинство внутренних документов, затрагивающих интересы детей, должны быть рассмотрены не только администрацией, но и представителями родителей и учеников. При желании они могут добиться внесения изменений в любой школьный документ.
Я решил разобраться: откуда взялось это мероприятие и так ли оно было обязательно. Оказалось, что в школе существует "Положение о внеурочных мероприятиях", но данная акция не соответствует никаким пунктам из него. Не было даже приказа директора о том, чтобы учеников снимали с урока в тот день. И такое практиковалось регулярно.
В школе существовал родительский совет, я созвонился с самыми активными родителями, объяснил ситуацию, и вскоре мы вышли к администрации с инициативой внести изменения в "Положение…". Нас поддержали учителя, потому что из-за разных "акций" они не успевали пройти программу. В результате в "Положении…" появился пункт, который гласил: "если мероприятие не включено в общешкольный план внеурочных мероприятий, то о нем должно быть сообщено учащимся и педагогам не позднее чем за два дня до начала его проведения.
Зачем нужен учебный план
В учебном плане фигурируют такие понятия как "базисный", "региональный", и "школьный" компоненты
Базисный компонент - это обязательные дисциплины, количество учебных часов по которым нельзя уменьшать: русский язык, литература, математика, история и др.
Региональный компонент (в нашем случае московский) - ОБЖ и москвоведение. В другом регионе эти предметы будут иными. Количество рекомендованных для них часов можно сократить. Например, вместо двух уроков москвоведения проводить один, и за счет этого добавить в расписание урок английского.
Школьный компонент - часы, которые администрация может использовать по своему усмотрению. Чаще всего это время уходит для работы с отстающими или, наоборот, с отличниками, которых надо подготовить к олимпиадам. Иными словами, появляется возможность ввести дополнительные часы по отдельным предметам. Главное при этом - уложиться в нормы допустимой СанПиНом нагрузки.
Учебный план составляет завуч, затем директор школы его утверждает и относит на проверку в управление образования. На основе этого документа составляется расписание уроков на год.
Главные в иерархии законов
Закон РФ "Об образовании" рассказывает о программах и стандартах, управлении учебными заведениями и их финансировании, о формах обучения и социальных правах учащихся. Словом, он охватывает все образовательные аспекты. Если читать внимательно, в нем можно найти ответы на самые разные "школьные" вопросы. Это хороший советчик родителей. Но не единственный.
Закон "Об общем образовании в городе Москве", хотя и опирается на федеральный закон, однако уже не такой безликий и обобщенный. Столица - огромный мегаполис, и документ отражает главную "региональную" особенность - многообразие форм обучения и видов общеобразовательных учреждений. В Москве насчитывается 35 типов школ, в том числе довольно редкие: "школа надомного обучения", "санаторно-лесная школа", "школа здоровья" и др. У каждой - свои особенности, и все они отражены в законе. Кроме того, ученикам гарантированы академические свободы, а именно: право выбора форм обучения, право на обучение по индивидуальным планам, право выбора школы и т. д. Из закона можно узнать и об общих правилах приема в государственные школы, и о дополнительных требованиях к приему в 10-е классы.
Любопытна статья об обязанностях образовательных учреждений. Оказывается, они не только должны предоставлять родителям любую информацию, касающуюся обучения детей, но и несут ответственность в случае, если формы, методы и средства воспитания не соответствуют особенностям личности и интересам ребенка.
Официальный путь документа
Дополнительно к основным законам регулярно выходят разнообразные Постановления и Распоряжения. "Законотворцем" может выступать как федеральное правительство, так и московское. Путь нового документа от выхода до ввода в действие занимает около 1,5-2 месяцев. Сначала он попадает в Департамент образования, потом рассылается в окружные Управления образования. Школы начинают исполнять требования, только когда к ним приходит документ из "родного" Управления.