И вдруг, во время ленча, он восклицает "Чай слишком горячий!".
Все кидаются к нему, радуются, что он заговорил.
А на расспросы: "Как же так?", слышат ответ:
"Так раньше все в порядке было..." (из анекдота).
Наверное, каждая мама наслышана о задержке речевого развития (ЗРР) на примере знакомых, иные столкнулись с этой проблемой со своим ребенком. Я же встретилась с подобными трудностями со своим старшим сыном.
Казалось бы, все было в порядке: в 9,5 месяцев сын заговорил словами "мама, папа, потом, еще, дай, на, няу" (мяу - так он называл нашу кошку). В общем, все было хорошо до его 1,5 лет. Потом у сына появилась сестричка, а дальше все закрутилось. Мой ребенок говорил очень активно, жестикулировал и с выразительными интонациями о чем-то размышлял вслух. Вот только чаще всего (или почти постоянно) на своем "птичьем" языке. Чем дальше в лес, в смысле по возрасту, тем сильнее становились мои тревоги. В конце концов, в 2 годика, при осмотре перед детским садиком, я пообщалась не с одним логопедом, терапевтом, психологом, невропатологом и прочими представителями науки Гиппократа. Практически все врачи сошлись во мнении, что у моего ребенка ЗРР.
Предполагалось, что эта задержка должна пройти с возрастом, особенно в благоприятной обстановке, которую почти все врачи связали с детским садиком. Но, как говорится, "доверяй, но проверяй". Поэтому я стала читать умные книги, посещать различные сайты. В итоге у меня нарисовалась следующая картина.
У детей с запоздалым развитием речи существует разница между пониманием речи и словесным озвучиванием. Они правильно выполняют различные просьбы, по заданию показывают предметы, картинки и т.д., но назвать их не могут.
При обследовании поведение таких детей различно: одни доверчивы, ласковы, другие плачут, третьи упорно молчат. Некоторые беспокойно бегают с места на место и трудно сосредотачиваются. Поэтому очень часто невозможно за одно обследование дать однозначный диагноз, ведь таким же образом очень часто ведут себя и "нормальные" дети.
На ЗРР ребенка (имеется ввиду ребенок до 3 лет) влияют несколько факторов, которые я разделила (как оказалось позже, изобрела колесо) на внутренние и внешние.
К внутренним факторам я отнесла:
- некоторые наследственные болезни;
- особенности протекания беременности;
- наличие гипоксии внутриутробной и родовой;
- наличие определенных болезней у ребенка;
- пол ребенка;
- ребенок - левша или правша;
- личные особенности ребенка.
То есть речь идет о факторах, которые практически не зависят от ребенка и которые он получил в наследство.
К внешним относятся следующие факторы:
- стрессовые ситуации;
- присутствие младших братьев-сестер (особенно с маленькой разницей);
- билингвизм семьи;
- смена места проживания (одна из разновидностей стресса), детского садика;
- еще несколько параметров.
В общем, понятно, что ко внешним параметрам можно отнести все то, что окружает ребенка.
Поэтому, делая поправку на то, что мама не запускала развитие ребенка, занималась с ним, воспитывала и уделяла ему внимание, перейдем к самой проблеме. Для полноты картины пройдемся по каждому пункту, начиная с внутренних факторов. Оговорюсь сразу, не все причины могут вызывать ЗРР, но могут способствовать тому, что ребенку по той или иной причине трудно выговаривать слова, звуки или же произносить то или иное слово.
Наследственные болезни влияющие на ЗРР
Думаю, не надо говорить о том, что есть ряд семей, где из поколений в поколение передается слепота или проблемы со зрением в той или иной степени. А согласитесь, на слух определить, как сказать буквы а, о, у, р, ф, ж и другие, достаточно трудно.
Далее перечислю немногие болезни, наиболее известные большинству из нас.
- Глухонемота.
Казалось бы, все в семье здоровы, но и у родителей с нормальным слухом встречаются дети с подобными проблемами. Многие родители до поры даже не знают, что их дети не говорят оттого, что у них снижен слух. При неполной глухоте ребенок слышит разные низкие звуки, как, например, стук, и это вводит окружающих в заблуждение. Однако не всегда молодые родители могут определить данные проблемы. Ведь младенец реагирует на звук, при приближении мамы щурится и смотрит на нее, даже издает какие-то писки-звуки. Часто при частичной немоте или тугоухости бывает трудно определить, что с ребенком что-то не так, особенно, если он маленький, например, ему еще нет и года.
При расстройстве слухового аппарата у ребенка часто возникают такие проблемы, как аграмматизм (словообразовательные и синтаксические нарушения), дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения).
- Патологии ротовой полости и, как вариант, патология "уздечки".
Порой передаются по наследству и по "косвенной линии". Например, двоюродный дедушка был с короткой уздечкой, о чем почти не помнят. Но у ребенка встретилась эта аномалия, и ему трудно произносить не только букву "Р", но и ряд других звуков, что в свою очередь сказывается на качестве речи. Хорошо, если на этот дефект обратили внимание врачи, а если аномалия не явная? И мучается ребенок оттого, что он не говорит вовсе или говорит плохо.
Также образованию речи препятствуют расщепление неба, миктория, в некоторых случаях аденоидные разрастания, и т.д.
- Наследственная задержка речи.
Чаще (почти в 2 раза) передается по линии отца. Близнецы и двойняшки также часто отстают в речевом развитии (они и без слов понимают друг друга, а остальной мир "пусть подождет"). При этом ЗРР передается между поколениями, не обязательно последовательно, возможен скачок через поколение.
- Эпилепсия, судороги.
- Мигрени и аллергии.
Здесь могу лишь сказать, что я сама удивилась, когда начала изучать причины данной проблемы. Тем не менее, если подумать, то головные боли не вызывают желания болтать даже у взрослых. То же можно сказать и об аллергии и симптомах, которые ее сопровождают. Так чего можно ждать от ребенка?
- Алкоголизм родителей.
- Самоубийства или склонность к суициду у родителей и родственников.
- Умственная отсталость.
- Выдающиеся способности к чему-либо.
- Заикания.
- Малый вес.
- Многие другие проблемы с телесным и психическим здоровьем.
Протекание беременности и задержка речи у ребенка
При ЗРР в анамнезе часто встречаются тяжелые роды или ненормальное положение ребенка во время родов, что связано с микроскопическими кровоизлияниями в мозг. Позднее развитие речи наблюдается также у недоношенных детей.
На протекание беременности огромное влияние оказывают также и заболевания почек, сердечно-сосудистой, эндокринологической и других систем материнского организма.
Впрочем, что говорить об этом. Понятно, что здоровая мама - это идеал, но вспомните наш образ жизни, экологию, состояние здоровья наших родителей (которое в силу технического прогресса имеет тенденцию только ухудшаться), наше питание, график работы (зачастую перегруженный даже для небеременной женщины)... В общем, причины ухудшения репродуктивного здоровья ясны. Кстати, часто слышу от старшего поколения, что вот раньше и дети рождались здоровые, и мамы были здоровые. Честно, так и хочется спросить: а что же вы передали своим потомкам? С начала ХХ века молодые женщины пережили войну, революцию, разруху. Их детям досталась коллективизация, потом Великая Отечественная война, и вновь разруха, голод. Что могли получить наши мамы в итоге? А если учесть загрязнение окружающей среды, повальное удобрение полей пестицидами, смог над городами... В общем, наше поколение было уже не самое здоровое. Так чего же еще ожидать нашим детям в итоге?
Поэтому не сбрасывайте со счетов особенности протекания вашей беременности и состояние вашего здоровья, когда вы анализируете задержку речи своего чада.
Внутриутробная и родовая гипоксия и развитие речи у ребенка
Думаю, нет смысла говорить о гипоксии достаточно много, так как о ней можно написать отдельные статьи, труды. Следствием гипоксии зачастую являются определенные нарушения в ЦНС (центральной нервной системе), сердечно-сосудистой, опорно-двигательной системах (та же дисплазия), гипоксия влияет практически на все органы и системы жизнеобеспечения организма. Проблемы, связанные с ЦНС, могут привести к тому, что ребенок недостаточно усваивает информацию и не вполне может воспроизвести взрослую речь. В таких случаях говорят об анаритрии (как варианты - афазия, дизартрия, дислалия), то есть о неспособности к членораздельной речи, при которой ребенок долго не может произносить простые слова либо выговаривает их с нарушением произношения.
Наличие определенных болезней у ребенка
В группе риска по ЗРР - дети с явными (и неявными) психическими нарушениями. Чаще всего это дети с заметными физическими признаками слабоумия, больные синдромом Дауна. Зачастую у них встречается тахилилия - ускоренная речь. Болезненные изменения в ЦНС также бывают причиной задержки речи. В этой группе детей определяли иногда признаки перенесенного менинго-энцефалита или остаточных явлений кровоизлияния в мозг при тяжелых или преждевременных родах, реже - вследствие поствакцинальных энцефалитов.
В не меньшей мере аутизм может способствовать тому, что вполне нормально говорящему ребенку приписывают ЗРР из-за его личных особенностей. Хотя он также может и не хотеть разговаривать.
Дети с нарушением эндокринной системы также часто подвержены ЗРР. Это дети с такими заболеваниями, как диабет, ожирение, патологический рост и др.
Заикание также способствует ЗРР. Причем это может быть как наследственная болезнь, так и приобретенная в силу обстоятельств.
Также сюда можно отнести и различные виды шепелявости, такие как межзубная, призубная, боковая, свистящая, небная, носовая, гортанная и некоторые другие, более редкие.
Лично у меня (по маминому роду) межзубная шепелявость. Она практически не заметна, но, иногда, при быстрой речи на моем родном украинском языке, она очень напоминает свистящую, когда звуки "с" и "з" становятся особенно отчетливы. А объясняется просто, у меня между 2 и 3 верхними зубами есть "дырка" в ширину зуба, как раз 3-ки. Причем это наследственная патология, которая есть у очень многих моих родственников по маминой линии.
Наверное, сюда следует также добавить и гнусавость. Которая объясняется физиологией небно-глоточного затвора или органических изменениях в носовых пространствах.
Иногда своего взрослого(!) мужа я не понимаю из-за его гнусавости, которая очень напоминает "французскую" манеру разговора.
Мальчик - девочка
Бытует мнение о том, что мальчики начинают говорить позже девочек. Хотя официальная медицина спорит по этому поводу, но, тем не менее, в быту даже многие врачи придерживаются этой теории.
Ребенок левша или правша
Некоторые авторы связывают ЗРР с левшеством. Недаром правое и левое полушарие отвечают за те или иные функции рук, ног, памяти, мышления. И если наше общество, в основном, рассчитано на большинство, то есть праворуких, то леворуким приходится помимо осознания действительности еще перенести действия правой руки на левую. С возрастом это происходит автоматически, но, тем не менее, хотя бы доли секунд необходимы для данной операции. Вследствие чего происходит задержка как с действиями, так и с их озвучиванием.
При этом немаловажным является и то, были ли в роду левши, как начал ребенок развивать левую руку, правую, обе; переучивался ли на правую; в настоящее время преобладает правая, левая или обе руки развиты одинаково.
Как личные особенности ребенка влияют на развитие речи
Личных особенностей ребенка очень много.
- Прежде всего, это тип высшей нервной деятельности:
- нормально возбудимый, сильный, уравновешенный, быстрый (сангвинический). Речь сангвиника громкая, быстрая, выразительная, с ударениями и правильной интонацией, ровная, образна, иногда сопровождается жестикуляцией, мимикой и здоровым эмоциональным возбуждением.
- нормально возбудимый, сильный, уравновешенный, медлительный (флегматический). Речь флегматика медленнее, спокойная, иногда с короткими остановками, правильная, выразительная, без сильных эмоциональных проявлений, жестикуляции и мимики.
- Сильный, несдержанный тип с повышенной возбудимостью (холерический). Холерики бывают трех видов. Первые очень сильно возбудимые, "темпераментные" дети, у них очень сильна эмоциональная раздражимость, бывают беспричинно ускоренные реакции поведения и речи. Вторые очень неустойчивые, которым свойственно беспричинное раздражение, аффективные реакции, иногда с агрессией. Речь быстрая, с неправильными ударениями, иногда с выкриками, не очень выразительная. Третьи более "тяжелый случай" вторых, их речь упрощенная, грубая, отрывистая, с неправильными выражениями.
- Слабый тип с пониженной возбудимостью (меланхолический). Такие дети не выносят длительные раздражения, быстро выдыхаются и впадают в состояние длительного торможения. Их речь невыразительная, медленная, тихая, вялая, безучастная, без оттенков.
- тип ребенка по восприятию окружающего мира:
- Визуал
Малыш-визуал при восприятии информации больше полагается на зрительные ощущения. Он быстро запоминает цвет, форму, размер. Если малышу предложить новую игрушку, он сначала внимательно рассмотрит ее со всех сторон. В воспитании ребенка-визуала необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации.
- Аудиал
Ребенок-аудиал познает окружающий мир через звуки, поэтому раньше других начинает говорить, имеет большой словарный запас.
- Кинестетик
Маленький кинестетик познает мир с помощью прикосновений, движений. У него хорошо развита моторика, он очень много двигается, обычно рано начинает ходить. Малыш-кинестетик любит все трогать, ощупывать; ему особенно важны тактильные ощущения.
В соответствии с типом восприятия мира, необходимо применять доступные конкретному ребенку методы: визуалу подходят картинки, аудиалу - сказки, стихи на слух, кинестетику - прижимания к себе, поглаживания и поменьше запретов "не трогай".
- Прошу не смеяться, но и разница в темпераменте родителей и детей может привести к последствиям в виде ЗРР. Особенно "плохо", когда мама холерик, а ребенок флегматик или мама сангвиник, а малыш меланхолик. "Взрывной" маме необходимо все сразу и сейчас, а медлительному ребенку попозже и со временем. И хотя все мы люди, но не скидывайте со счетов, что, возможно, своим темпераментом вы забиваете желание ребенка говорить сразу же и правильно. В таких случаях некоторые дети начинают прятаться от мамы и в уединении проговаривать правильно старые или новые слова, доводя их до "совершенства".
И собственно, на возникновение ЗРР влияют внешние факторы, такие, как стрессовые ситуации, присутствие младших братьев-сестер (особенно с маленькой разницей), билингвизм семей, смена места жительства или детского садика.
Так, появление младшего ребенка в семье может привести даже не к ревности, а к нежеланию старшего ребенка "быть взрослым". Его же никто не спрашивал, хочет ли он быть старшим, ведь он сам еще ребенок. А если учесть кризисные этапы 2 или 3 лет (а то и одновременно и 2 и 3 лет), то можно только посочувствовать мамам с такими малышами. Ребенок может любить своего братика или сестричку, может помогать ухаживать за ним, но вот хотя бы в чем-то старшему ребенку хочется еще побыть маленьким. И иногда это как раз и выливается в нежелании разговаривать на "взрослом" языке. К тому же и младшего ребенка ваш малыш прекрасно понимает, да и что от него хотите вы, он также осознает. В общем, с маленькой разницей в возрасте, погодки нередко начинают говорить "по графику", только по "графику" младшего ребенка. У некоторых "старших" детей это проявляется в "сюсюкании", незначительных ошибках в уже четко произносимых словах.
Лично мой Львенок уже при выписке из роддома пытался взять сестричку на руки, потом играл с нею. Сейчас он делится с нею игрушками, вкусностями (хотя может их же у нее и забрать). Очень ревностно относится к любым попыткам "чужаков" потрогать его Аил-у. Но вот речь у него не та, какую мне хотелось бы услышать. Хотя иногда, забывшись, он говорит вполне сложные фразы из 5-6 слов, вполне отчетливо и достаточно грамотно.
Относительно билингвизма (и, реже, многоязычия) в семьях специалисты до сих пор не пришли к однозначному решению. Одни считают, что это хорошо, другие придерживаются диаметрально противоположного мнения. Тем не менее, практически все сходятся во мнении, что билингвизм семей способствует ЗРР. Ребенок понимает слова, но еще не может четко разделить их на два языка. Либо одно и то же явление или предмет имеют несколько названий, а выбрать, каким его назвать правильно, вызывает вопрос у ребенка, вследствие чего он начинает путаться. Хорошо, если это языки из одной языковой группы, а если из разных? Самый легкий для изучения английский, одни из самых трудных (не считая восточных языков) - славянские, в частности, русский. Поэтому однозначного решения в таком вопросе нет. Одни специалисты рекомендуют говорить на одном языке (или том, в какой стране живут родители и который будет его "родным"), другие придерживаются мнения, что родители должны говорить на своем родном языке постоянно, даже между собой. То есть ребенок должен знать, что с мамой (допустим) он говорит на болгарском, а с папой на немецком. Как решать эту проблему - это будет зависеть от родителей.
Лично меня приходили в садике послушать все, кому не лень. Мои родители говорили на украинском, садик был русским, а нянечка белоруска. Мои предложения состояли из правильной цепочки слов. Вот только сперва одно и то же слово я проговаривала на всех знакомых языках, потом переходила к следующему и так все слова в предложении. Наверное, поэтому без труда и сейчас понимаю все восточнославянские языки и частично все славянские, хотя говорю только на двух. К сожалению, понять меня в детстве без "сурдопереводчика" было затруднительно, и взрослым пришлось много времени потратить, пока я не поняла, что именно от меня хотят.
Вообще-то любая стрессовая ситуация может привести к замкнутости ребенка и нежеланию говорить. Важно также исключить семейные дрязги между членами семьи, хотя бы при ребенке.
Самое интересное то, что если с внутренними факторами "все понятно", они, как правило, речь тормозят, то с внешними не все так гладко. В зависимости от ряда факторов, в том числе и личных переживаний ребенка, эти внешние изменения в жизни могут как спровоцировать ЗРР у ребенка, так и вылечить его от нее. Самое простое - ребенок молчит, не хочет общаться. И тут родители его везут "на деревню к дедушке", на море, в другой город к родственникам. Естественно, что это огромный стресс для малыша, как бы он не был привычен к турпоходам. И вот в этом незнакомом месте у него набирается столько(!) впечатлений, что молчать или показывать жестами он больше не в состоянии. Ему необходимо выразить и обсудить свои переживания. И, ребенок начинает говорить к великой радости всех.
Ну, и в заключение.
Специалисты, которые определят, есть ли ЗРР у ребенка или какая то патология, способствующая этому:
- Невропатолог (невролог)
- Педиатр
- ЛОР
- Логопед
- Психоневролог (или психиатр)
- Фонетолог
Основные методы борьбы с ЗРР:
- Развивать мелкую моторику (можно обратиться к методике Монтессори);
- Петь вместе с ребенком, читать стихи и сказки, побольше общаться;
- Учить воспринимать звуки на слух, "показывать ребенку язык", то есть вместе с ним перед зеркалом произносить звуки. Только не вздумайте самостоятельно изготовлять и применять к своему ребенку специальные логопедические крючечки и проволочки. Только специалист может правильно подобрать методики таких процедур конкретно для вашего ребенка;
- Поощрять общение с детьми - ровесниками или более старшего возраста. Очень часто при ЗРР врачи рекомендуют ребенку посещать детский сад или другие подобные детские учреждения;
- Заниматься с ребенком спортом и физкультурой. Очень полезно в этом случае плавание. Сделать акцент на упражнениях, способствующих улучшению координации. Например, на хождении по брусьям (под присмотром взрослых) - для общего развития, на вращении юлы или волчка -для координации рук (и развития усидчивости ребенка);
- Выполнять массаж ручек и ножек ребенка, а также общий массаж тела. Те же пальчиковые игры можно отнести к разряду массажных процедур, интересных ребенку. Наверное, многие знают, что если парализованный больной начал говорить, то вскоре он начнет немного двигать конечностями, и наоборот. То есть существует прямая зависимость между опорно-двигательным аппаратом и речью;
- Врачи подскажут вам другие методики, которые применимы конкретно для вашего ребенка и вашего случая.
В целом можно сказать, что возрастная задержка развития до 3 лет не является непременным признаком заболевания. Тем не менее, ребенок должен быть обследован врачами, если к концу 3-го года он не начнет говорить.
Прошу принять при этом во внимание, что я не специалист в медицине, поэтому в каждом конкретном случае необходимо обращаться к специалистам.