Согласно последней редакции законодательства, все кандидаты в опекуны должны пройти школу приемных родителей, если таковая имеется по месту их жительства. Как найти школу и чему в ней учат?
Немного хаоса
С тех пор, как в законе появилось такое требование, в органах опеки творится небольшое замешательство.
Во-первых, возникает вопрос, каков статус школ приемных родителей? По большому счету, их деятельность не формализована и не регулируется. Если по-простому, то какой-то единой и утвержденной программы и "контроля сверху" не существуют, и все работают "кто во что горазд". Среди школ есть и действительно замечательные, к которым испытывают благодарность те, кто их закончил, и "нечто для галочки". Сертификаты, выдаваемые такими школами по сути — это внутренняя бумага, которая ничего никому не гарантирует и ответственности ни на кого ни за что не возлагает, ведь деятельность школ не лицензируется.
Во-вторых, в связи с этим непонятно, примут ли в опеке сертификат частной школы или школы из другого района крупного города? Как правило, принимают, особенно если государственный аналог в регионе отсутствует. Однако если органы опеки сотрудничают с одной школой, а вы хотите обучаться в другой — могут возникнуть проблемы. Поэтому необходимо все уточнять на месте.
В-третьих, непонятно, как найти школу. Ситуация с этими организациями в разных регионах обстоит по-разному. В некоторых районах крупных городов школы есть, кандидатам выдают направление, и все идет своим чередом. Как правило, так получается в регионах, которые всегда активно занимались семейным устройством и участвовали в организации школ на базе государственных психолого-педагогических центров, в которые раньше кандидаты ходили по собственному желанию. Нередко школы создавались на основе центров, которые раньше занимались или (в некоторых субъектах РФ) продолжают заниматься психологическим сопровождением патронатных семей. Прохождение занятий — бесплатное.
Однако в некоторых регионах могут возникнуть следующие проблемы.
Школы нет, однако органы опеки боятся подписывать документы кандидата, требуя эту самую справку о прохождении психологической подготовки. Это незаконно, такое решение можно обжаловать в суде, однако для начала следует написать в опеку заявление с формулировкой: "В связи с отсутствием в районе... школы приемных родителей и прочих организаций, проводящих психолого-педагогическую подготовку принимающих семей, прошу органы опеки и попечительства ... района в соответствии с п.4 гл.2 Федерального закона РФ „Об опеке и попечительстве“ 24 апреля 2008 года №
В регионе есть частные школы, но нет государственных, т.е. бесплатных. В этом случае, если вы не можете оплатить занятия в частной школе, вы также имеете право от них отказаться. Для этого в органы опеки и попечительства представляется заявление с формулировкой, аналогичной предыдущей, дополнительно указав, что вы не имеете возможности оплатить частные курсы.
Вы готовы пройти занятия в школе другого региона. В этом случае ходатайствуйте в свою опеку, чтобы они помогли вам в контактах с органами опеки другого региона.
В-четвертых, если вы хотите усыновить ребенка, а не взять его под опеку, то требование о прохождении вами школы незаконно, поскольку в утвержденный список документов для кандидатов в усыновители свидетельство о психологической подготовке не требуется. Впрочем, если вы хотите посещать школу, то это будет лишь плюсом при рассмотрении вашей кандидатуры.
Внимание! Имейте в виду, что кандидатов в опекуны не так много, чтобы занятия школ проходили ежедневно и еженедельно. Поэтому иногда возникают следующие ситуации: потенциальный кандидат собрал все документы, выяснил, что ему не хватает этой самой школы, а следующие занятия... через месяц-два, да и продлятся они недели четыре. В результате, документ о праве быть кандидатом в опекуны вы сможете получить нескоро, а к моменту собственно принятия ребенка в семью у вас может истечь срок действия пресловутой "медицины" и некоторых других документов. Поэтому узнавайте о наличии школы и о расписании ее работы заранее.
Чему учат в школе?
Как мы уже говорили, программы школ не унифицированы. Но в общем и целом они сводятся к следующему.
Психологическая готовность принять ребенка в семью. Обсуждаются мотивы семьи; говорят о тех мотивах, которые могут привести к психологическому кризису из-за неоправданных ожиданий; кандидатов также тестируют по самым разным методикам.
Психология ребенка, который остался без попечения родителей. На этих занятиях рассказывают об общих закономерностях деформаций, которые неизбежно происходят с ребенком, который потерял семью или никогда ее не имел.
Знакомство с ребенком. Во многих школах прямо говорят, что органы опеки в большинстве своем не умеют правильно представлять информацию о ребенке, а персонал сиротских учреждений не всегда грамотно проводит первую встречу. Ведущие курса рассказывают, как избежать травмы для вас и ребенка.
Законодательство. Вам объяснят, как справиться с бумажной волокитой, дадут пошаговую инструкцию ваших действий, разъяснят ваши права и обязанности. Поскольку в школу чаще всего обращаются люди, которые еще не собрали пакет документов, то и по этому поводу их могут проконсультировать тоже.
Адаптация. Специалисты расскажут об особенностях поведения ребенка, которому нужно привыкнуть к новой жизни, опишут возможные конфликты и способы их преодоления.
В некоторых "продвинутых" школах также рассказывают о том, как оценить потенциал ребенка, что особенно важно для маленьких детей, которые из-за психологической травмы очень сильно отстают в развитии. Иногда также дают полезные рекомендации о поиске ребенка в вашем регионе, поскольку знают ситуацию изнутри.
В частных школах довольно часто занятия ведут практикующие психологи, врачи, юристы, работники сиротских учреждений. Общение с ними обычно дает довольно полное представление о процессе, который вам предстоит.
Так идти ли в школу?
Несмотря на то, что реализация идеи ШПР для всех желающих пока несовершенна, задумка абсолютно здравая. И усыновителям, и опекунам, и приемным семьям необходимы подобные занятия по нескольким причинам.
Люди, которые работают в органах опеки и сиротских учреждениях не оказывают кандидатам психологическую поддержку и не дают рекомендаций. Многие кандидаты, направляясь в опеку, базу данных о детях-сиротах, к руководству детского дома и т.п. уверены, что это опытные специалисты, которые будут их сопровождать. В реальности так бывает далеко не всегда. А в результате — психологические травмы, глупые ошибки и тп.
Наше общество и жизнь сирот — это как две разные планеты, большинство детских домов — закрытые учреждения, судьбы их выпускников нам неизвестны. В результате, если говорить прямо, мы ничего о них не знаем. Соответственно, мы можем идеализировать или просто ложно представлять себе, что такое "принять ребенка в семью". Лучше всего поговорить об этом со специалистами и другими кандидатами.
В какой-то мере, занятия в ШПР позволяет получить информацию и "дозреть" до ответственного решения, а также сберечь массу нервов и сил на этом нелегком пути.