Современная эпидемия депрессии — реакция человека на невозможность постоянного развития в попытках стать лучшей версией себя, считает датский психолог Свен Бринкман. И предлагает альтернативный путь к душевному благополучию — без книг по саморазвитию, но с романами в обнимку. Какие современные романы читать, и почему биографии известных людей — не лучший выбор книг?
Биографии всегда возглавляют списки бестселлеров, но чаще всего они просто рассказывают тривиальные истории успеха и внушают идею, что жизнь можно контролировать. То же касается и книг по самопомощи. В итоге вы просто расстраиваетесь, что не соответствуете этим стандартам счастья, богатства и здоровья. А вот романы дадут вам возможность понять, что человеческая жизнь — это нечто сложное и неуправляемое. Читайте как минимум один роман в месяц.
В отличие от книг по самопомощи и большинства автобиографий романы изображают жизнь куда правдивее — как сложную, полную случайностей, хаотичную и многогранную. Романы напоминают, как мало мы на самом деле контролируем свою жизнь, и одновременно показывают, как тесно она переплетается с социальными, культурными и историческими процессами. Осознание этого помогает достичь смиренности и выполнять свой долг, а не зацикливаться на собственном "Я" и саморазвитии.
Книги для личностного роста: почему не работают?
Норвежский социолог и исследователь Оле Якоб Мадсен недавно проанализировал литературу по самопомощи с точки зрения культуры. В своей книге он приводит краткий пересказ сатирического романа Уилла Фергюсона об индустрии саморазвития. Роман называется просто "Счастьетм". Главный герой — редактор в издательстве. Ему неожиданно попадает в руки текст анонимного автора — совершенно особенная книга по самопомощи. Ее издают. Оказывается, что она (в отличие от всех остальных) абсолютно действенна. Книга становится бестселлером и избавляет людей от проблем, делает их богатыми, успешными и счастливыми.
Последствия растущей эпидемии счастья, конечно, непредсказуемы. Все отрасли, процветающие за счет людских бед (в том числе и мафия), ополчаются против издательства, и редактору приходится выследить автора книги, чтобы спасти их жизни. Автор оказывается циничным раковым больным, совершенно лишенным иллюзий, который написал книгу только для того, чтобы обеспечить своих внуков. Дабы спасти мир от эпидемии счастья, автор соглашается написать книгу по антисамопомощи.
Эта книга обращает внимание на один неоспоримый факт: литература не действует. Причина, почему публикуются сотни книг по самопомощи, — которые якобы помогают стать "лучшей версией себя", — именно в том, что они не дают особого результата. Или, используя метафору зависимости: чем быстрее выветривается эффект от наркотика, тем бoльшая доза нужна зависимому человеку.
То же касается и литературы по самопомощи — как только вы начинаете вести здоровый образ жизни, питаться по группе крови или практиковать "осознанное питание", сразу появляется что-то новое и еще более интересное. Всегда можно купить еще одну книгу, попробовать еще одну идею, записаться еще на один курс.
В этом смысле индустрия книг по самопомощи отражает потребительский менталитет культуры ускорения, где продукты (в данном случае — книги), которые обещают читателю помочь найти самого себя, вместо этого подталкивают к постоянному изменению себя — "бесконечное непрерывное улучшение".
Так же дела обстоят и с другим популярнейшим жанром литературы — биографиями. Они всегда в числе бестселлеров, потому что мы любим читать о том, как знаменитости нашли себя. Жизнь изображается как путешествие, где главный герой благодаря своим индивидуальным выборам и событиям становится самим собой.
В автобиографиях редко описываются кризисы, которые не привели ни к чему хорошему. Гораздо чаще превратности судьбы изображаются как возможности для личностного роста и развития. И может быть, иногда так и есть. Но иногда кризисы и трудности — это просто ужасные жизненные ситуации, в которых нет ничего хорошего. Чаще, чем вам кажется, лучшее решение — это стараться жить с достоинством, реально смотреть на плохие ситуации и принимать их.
Какие современные романы читать?
С другой стороны, я считаю, можно научиться принимать трудности жизни, читая романы. Это довольно обширная категория книг, начиная с самого низкопробного бульварного чтива и заканчивая русской классикой.
Романы — одним из первых был "Дон Кихот" Сервантеса, написанный в 1606 г., — отражают индивидуальное восприятие мира человеком и рассказывают о том, как человек организует (романный) мир вокруг себя. Роман развивался вместе с началом индивидуализации — он был ее продуктом и одновременно способствовал ее развитию —и научил читающую публику смотреть на мир субъективно, от первого лица.
Я уверен, что романы Чарльза Диккенса, Владимира Набокова и Кормака Маккарти (это некоторые из моих любимых авторов) сделают нас лучше, чем пособия по саморазвитию. Конечно, сравнивать эти жанры невозможно, но у них есть одна общая черта: они говорят о том, что значит быть человеком и что такое жизнь.
Хорошо, скажете вы, но что мне читать? В этом-то и загвоздка. Ответ, конечно, для каждого свой. Очевиден факт, что стоит ознакомиться с канонической литературой, начиная с Гомера, Данте и Шекспира и заканчивая многочисленными современными романистами.
Кроме этого я могу лишь рассказать, какие книги пошли на пользу мне самому. Я преданный читатель Мураками. Его яркие описания всего, от снов до приготовления еды, погружают читателя в медитативное состояние, которое, по-моему, дает фору любой практике осознанности.
Еще один современный автор, чьи книги считаю очень важными — французский писатель Мишель Уэльбек, который тоже тщательно исследует культуру ускорения. В своих книгах Уэльбек пытается показать, что наша жизнь и наше "Я" — это результат социально-исторических процессов, которые слишком всеобъемлющи, чтобы на них мог повлиять отдельный индивид. Я не раз слышал, что книги Уэльбека приводят в уныние, но на меня они оказывают противоположное воздействие. В его лишенном иллюзий взгляде на наш век и его проблемы есть нечто очень поучительное.
Сквозная тема произведений Уэльбека — тотальное превращение человеческих отношений в товар в ускоряющемся обществе потребления. Почти любые отношения, которые описываются в его романах, носят характер обмена услугами. Романы Уэльбека учат нас, что погоня за "Я" и самореализацией — по сути своей отражение общества позднего капитализма, где рынок проникает даже в самые интимные сферы и инструментализирует их. Смысл жизнь — получить как можно больше впечатлений, при этом нет никаких внешних стандартов, на которые можно опереться.
Норвежский автор Карл Уве Кнаусгорд в последние годы прославился благодаря своей монументальной автобеллетристике "Моя борьба" (Min kamp). На протяжении нескольких тысяч страниц, которые погружают читателя в почти гипнотическое состояние, Кнаусгорд напоминает нам об удивительных мелочах повседневной жизни.
Кнаусгорд пишет о мелких, незначительных ситуациях — например, о дне рождения политически корректного шведского ребенка или об отсутствии сексуального опыта. И он не просто мельком их упоминает, нет — они в самом центре повествования. Это не столько автопортрет, сколько литературное размышление о человеческой жизни — об отношениях с окружающими, с семьей, с природой.
Зачем читать книги философов?
Помимо романов вы, конечно, можете почитать некоторых классических философов, работы которых имеют литературную ценность. Отличным пособием в этом плане будет книга "Утешение философией" Алена де Боттона. В ней вы можете почитать истории Сократа (из Платона), если чувствуете себя непопулярным; Эпикура, если у вас нет денег; Сенеки, если вы расстроены; Монтеня, если вы (сексуально) беспомощны; Шопенгауэра, если ваше сердце разбито; и, наконец, Ницше, если вы в целом сталкиваетесь с превратностями судьбы (а это случается).
Есть некоторое утешение в том, что и у этих старых, мертвых, мудрых философов были те же проблемы, которые присущи современному человеку. Приятно в XXI в. иметь в собеседниках людей, которым уже сотни и тысячи лет. Уже только этот опыт поможет вам сбросить скорость и научиться тверже стоять на ногах в культуре ускорения с ее странными требованиями.
Разве Сократу понравилась бы идея позитивной коммуникации? Вдохновила бы Шопенгауэра позитивная психология? Захотел бы Эпикур полностью реализовать потенциал своего "Я"? Пошел бы Ницше на консультацию к коучу? Вряд ли. Может, нам есть чему поучиться?