Чтобы он вырос человеком, а не человекоподобным существом. Голова и сердце все равно не могут остаться пустыми. Если их не заполнят книги, они заполнятся телевидением, сплетнями, музыкальной попсой — чем угодно. Но тогда он человека можно будет ожидать не человеческого, а усредненного зомбированного поведения.
Сейчас, как показывает статистика, дети читают не больше 9 минут в день. А двадцать лет назад читали около 30 минут в день. Раньше не было ни телевидения такого сильного, ни сериалов, ни компьютерных игр, ни интернета, ни социальных сетей. А ведь это все дико пожирает время. Учитывая же, что и школьная программа стала загроможденнее, времени на чтение мало. Многие вообще проскакивают чтение как стадию развития. Начисто. Потом максимум наверстывают на журнальчиках.Есть еще проблема запускающей книги. Какая-то книга должна запустить интерес к чтению, захватить, увлечь, стать ступенькой к книгам более серьезным.
Очень важно, когда одну и ту же книгу могут читать отец и сын, мать и дочь. Чтобы появилась общая тема для беседы, чтобы можно было обсудить что-нибудь более важное, чем ближайший экзамен или ближайшую крупную покупку.
Книжное слово не сможет убить ни компьютер, ни телевизор. Пока есть люди, которые хотят думать и у этих людей есть дети — книга будет жить. Другое дело, что книга никогда не была для всех. Реально из всего населения России читает... Ну, одна четверть.
Какие книги я читаю своим детям? Самые разные. Астрид Линдрген "Карлсон", Киплинг "Маугли", Милн "Винни-Пух", Носов, Драгунский. Из современных авторов самые симпатичные мне — Владимир Сотников, Екатерина Матюшкина, Елена Нестерина. Еще мы с детьми много раз перечитываем книги Татьяны Левановой.
Очень много слушаем аудиокниг. Сейчас их реально скачать в Интернете в большом количестве. Некоторые тексты лучше воспринимаются на слух, чем глазом. Поначалу к аудиокнигам я относился со скепсисом, но сейчас отношусь серьезно.
Я это почувствовал в детстве, когда взял в библиотеке рядом с метро "Октябрьское Поле" книгу "Винни-Пух". Она была истрепанная, пухлая, но я очень любил ее любовью человека, который должен расстаться с тем, что любит.
Потом я покупал много "Пухов", но самый пуховый Пух с рисунками Эрнеста Х.Шеппарда. Вроде и нет в них ничего особенного, даже неуклюжие какие-то, сейчас бы в почти любом издательстве забраковали на 100% как "не гламур" и "не фотошоп", но душа текста как-то очень передается.
Самые любимые мои книги последних лет — это книга-сборник "Отец Арсений". Ее можно перечитывать огромное количество раз.
Очень хорошая книга для юношества — "Димон" А.Торика. Она написана очень просто в литературном отношении, но там такой огромный заряд фантазии и так много ярких образов, что мы ее прочитали с большим удовольствием. Сейчас это одна из самых любимых книг моих детей. Еще отличная книга "Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик" — о многодетной скандинавской семье.
И еще важный момент — ценность книги не имеет никакого отношения к литературному мастерству. То есть новичок может написать удачную, гениальную, горячую книгу огромной ценности — единственную, как вспышка, не имея даже минимального опыта, допуская повторы, стилистические ошибки, имея бедный словарный запас и т.д. Это неважно. А другой, имея литературные мышцы размером с дом и словарный запас как у Шекспира, напишет десять книг и... Это будет гадость, потому что там не будет любви. А без любви — все труп. Почему так удачны мемуары, книги человека о его детстве и т.д.? Потому что там есть любовь к материалу, к реальным людям и есть правдивость детали, а стилистика — это косметика литературы. Ее ценность не выше, чем ценность губной помады.