Народные сказки с простым сюжетом, которые принято читать и рассказывать детям в 1-2 года, порой вызывают у молодых родителей недоумение. Действительно, сказки "Теремок", "Колобок", "Репка" объединяет наличие повторяющейся речевой формулы. Зачем нужно было в одной сказке пять раз сказать "бабка за дедку"? Для развития мышления и речи. Как использовать развивающий потенциал сказок, рассказывает Анна Быкова, психолог, автор книги "Развивающие занятия ленивой мамы".
С каждым повтором в сказках для самых маленьких происходит усложнение, добавление нового элемента, но по прежней формуле. Чем не развитие алгебраической логики? В формулу "кто-то за кого-то" помещаются новые значения переменной, получается в итоге "мышка за кошку" или "Жучка за внучку".
Аналогично в "Колобке": есть формула "я от кого-то ушел". "Кого-то" — это переменная, в которую последовательно помещаем всех, кого Колобок встречал на пути: "Я от зайца ушел", "Я от волка ушел".
Нет, я не питаю иллюзий, что сочинители этих сказок были преподавателями математики и умышленно вставляли в сюжет именно такую форму повествования, но я вижу в этих произведениях четкую математическую структуру, строго определенный порядок. Потребность в структуре у человека появилась раньше, чем возникла такая наука, как математика. Собственно, из этой потребности математика и родилась. Математика — изначально это стремление как-то упорядочить окружающую действительность.
Последовательность введения в сюжет сказки каждого персонажа тоже подчинена определенному правилу. В "Репке" это правило звучит как от большего к меньшему, а в "Теремке" — от меньшего к большему.
Сказка "Три медведя" — еще один пример сказки с математической структурой. Сюжет разворачивается периодами. В каждом периоде девочка встречается с набором предметов. В каждом наборе три предмета: большой, средний и маленький. Знакомство с предметами она всегда начинает с большого, потом переходит к среднему и только потом — к маленькому. В каждом периоде первые два предмета из каждого набора для нее оказываются неподходящими, а третий — "в самый раз".
После того как этот сценарий проигрывается с чашками, ложками, стульями, ребенок уже может понять структуру сказки и предположить, что в спальне будут именно три кровати, и они тоже будут подчиняться правилу "большой, средний, маленький", и свое предпочтение девочка окажет именно маленькой кровати.
А потом в дом возвращаются хозяева-медведи. Они не сразу в спальню идут. Строгая логика сказки проводит их теми же периодами, что и девочку. Снова чашки, ложки, стулья. Снова знакомство начинается от большого предмета, через средний, к маленькому. И голоса у героев вписываются в эту систему.
Большой хозяин большой чашки обладает "большим голосом" — ревет басом. А маленький хозяин маленькой чашки — пищит. Такое правило соответствия. Размер медведя соотносится с размером чашки, стула, кровати и с силой голоса. Очень математическая сказка получилась. Здесь есть соотношения, порядок, закономерность, периодичность.
Как сочинить математическую сказку
Математические сказки для малышей можно сочинять самому. Вот формула такой сказки.
Дано: герой-1, герой-2, герой-3. Задано определенное соотношение между героями. Герой-1 выполняет последовательность действий 1, 2, 3. После этого герой-2 выполняет последовательность действий 1, 2, 3. После чего герой-3 выполняет последовательность действий 1, 2, 3. Вместо переменных нужно подставить конкретные значения, и сказка готова. Например, такая.
Жили-были три сестры: старшая, средняя и младшая. Захотели они на завтрак кашу не простую, а с ягодками. Пошла старшая сестра, самая высокая, ростом со шкаф, по ягодки. Взяла свою самую большую корзинку. За ворота вышла, по мосту прошла, в лес зашла. Смотрит вокруг, а ягод не видит. Налево смотрит — нет ягод. Направо смотрит — нет ягод. Вокруг себя два раза покрутилась — нет нигде ягод. Из леса вышла, по мосту прошла, в ворота зашла. С пустой корзиной домой вернулась.
Пошла средняя сестра, росту среднего, ростом с комод, по ягодки. Взяла свою корзинку, размера среднего, не большую, не маленькую. За ворота вышла, по мосту прошла, в лес зашла. Смотрит вокруг, а ягод не видит. Налево смотрит — нет ягод. Направо смотрит — нет ягод. Вокруг себя два раза покрутилась — нет нигде ягод. Из леса вышла, по мосту прошла, в ворота зашла. С пустой корзиной домой вернулась.
Пошла младшая сестра, самая махонькая, ростом с табуретку, по ягодки. Взяла свою самую маленькую корзинку. За ворота вышла, по мосту прошла, в лес зашла. Смотрит вокруг — полно ягод в лесу. Налево смотрит — море ягод. Направо смотрит — море ягод. Вокруг себя два раза покрутилась — полную корзинку набрала. Из леса вышла, по мосту прошла, в ворота зашла. С полной корзиной домой вернулась.
Сестры смотрят, дивятся: "Как же ты столько ягод нашла там, где мы ни одной не видели?". А она им объясняет: "Ягодки все в траве, под листочками прячутся. Вы сверху смотрели — ничего не видели. А я росту махонького, на травку посмотрела, под листочки заглянула, там ягодки и увидела".
А если еще эти сказки разыгрывать, подключать наглядность, то структура будет более очевидна.
Как разыгрывать сказки
В детских садах еще с советских времен было приспособление, называемое фланелеграф. Лист фанеры обтягивали фланелью. На силуэты животных, птиц и прочие фигурки с обратной стороны клеили кусочек наждачной бумаги, которая цеплялась за фланель и удерживала фигурку на доске.
В современных детских садах я видела фланелеграфы, выполненные уже из других материалов. Кусочек ковролина в рамочке, прикрепленный к стене. На выбранную картинку степлером крепился маленький кусочек от текстильной застежки-липучки, который, цепляясь за ковролин, удерживал картинку на фланелеграфе (название закрепилось исторически, на "ковролинограф" не поменялось). Так легко можно превратить кусочек ковролина или другой ворсистой ткани в развивающее пособие, возможности применения которого ограничены только фантазией взрослого.
Я брала старые детские журналы, открытки или уже изрядно потрепанные книжки с картинками. Вырезала понравившиеся картинки, наклеивала на картон, оборачивала скотчем для увеличения срока эксплуатации, прикрепляла липучку — герои настенного театра готовы. Если этого ресурса было недостаточно, искала в Интернете подходящие изображения и распечатывала на принтере.
На фланелеграфе можно разыгрывать сказки в картинках. Это получается интереснее, чем рассматривать иллюстрации в книжках. Потому что есть движение. "Бежит мимо зайчик-попрыгайчик", — говорю я. И на фланелеграфе действительно появляется зайчик, пробегает по поляне и останавливается возле теремка.
Ребенок может сам участвовать в рассказывании уже знакомой сказки. "Кто сейчас к теремку подойдет?" — и ребенок выбирает нужную картинку. "Позвал дед бабку" — и ребенок сам ставит рядом с картинкой деда картинку бабы. "Позвала бабка... Кого она позвала?" — и ребенок, отыскав среди картинок внучку, размещает ее на фланелеграфе.
Первые математические игры — по сказкам
Можно предложить ребенку игру на сопоставление. Например, на фланелеграфе вразброс помещены три медведя, три кровати, три стула, три чашки. Нужно все это упорядочить. Каждому медведю подобрать его кровать, стул, чашку. Три сестры: старшая, средняя, младшая. Три корзинки: большая, средняя, маленькая. Где чья корзинка? Найти и поставить рядом.
Дом, ворота, мост, деревья, цветы — все, что окружает героев сказки, можно вырезать из разноцветного фетра. Фетр — долговечный вариант. Если долговечность не особо нужна, если устроит вариант "пару раз поиграли — и выбросили", подойдет цветной картон.
Персонажей сказок можно задействовать и для других игр-сопоставлений. "У бабушки платочек синенький, сарафан синенький. Она любит синенькие шарики. А у внучки платочек красненький, сарафанчик красненький. Она любит красные шарики". Среди разноцветных шариков, вырезанных из картона или фетра, ребенку нужно выбрать синие и красные, разместить на фланелеграфе — синие рядом с бабушкой, а красные рядом с внучкой.
Шарики могут при этом отличаться по размеру (большие и маленькие) и по форме (круглые и продолговатые). "Медведь большой, любит большие шарики. А лягушка-квакушка маленькая, любит маленькие шарики. Выбери большие шарики для мишки, а маленькие — для лягушки". "Это колобок. Колобок желтый и круглый. Выбери для него такие же шарики, желтые и круглые".
Шарики разного цвета, размера и формы обладают прекрасным развивающим потенциалом. Чуть позже их можно использовать и для другой математической игры: составление последовательностей: "Красный, зеленый, желтый, красный, зеленый... Каким должен быть следующий шарик?".
Подойдут они и для игры "Найди лишний шарик". Это когда все шарики на фланелеграфе, кроме одного, соответствуют определенному критерию. Допустим, все желтые, а один красный. Все разноцветные, но большие, а один маленький.
Как научиться придумывать сказки
Потенциал фланелеграфа не ограничивается только "оживлением" сказок и играми-сопоставлениями. В более позднем возрасте его можно использовать для развития фантазии.
Наугад, не глядя, вытаскиваем из коробочки, где хранятся все вырезанные фигурки, трех-четырех персонажей. Задача: придумать сказку с их участием. Что связывает внучку, лягушку и Бабу-Ягу? Кем они друг другу приходятся? Что с ними произошло? Может быть, Баба-Яга превратила внучку в лягушку? А за что? А кто ее обратно расколдует?
Вытащили персонажей из коробки, запомнили, про кого будет новая сказка, — и пошли на прогулку. По дороге, пока идем до парка, можно придумать сюжет. А вечером дети сами или с маминой помощью перед папой эту сказку с удовольствием разыграют. Проект "сказка дня" может длиться несколько месяцев, пока не надоест.