Популярный детский автор и педагог Юлия Кузнецова написала более 30 книг, среди которых и подростковые повести, и детективы, и фэнтези-антиутопия, и пособия для развития навыков чтения и много чего ещё. Но, пожалуй, наибольшей любовью читателей пользуются её "семейные" книги, основанные на наблюдениях за собственными детьми, которых у Юлии трое. Новый импульс этому направлению творчества писателя придало появление младшего сына, Коли, которому осенью исполнится шесть лет. В августе в издательстве "Архипелаг" вышел сборник рассказов "Коля рисует", посвящённых первым творческим опытам малыша, и уже началась работа над детским путеводителем по Третьяковской галере, главным героем которого также выступает младший сын Юлии.
Мы поговорили с Юлией Кузнецовой о семейных ценностях, об идеальной маме из соцсетей и настоящей маме с детской площадки, а также о том, какую практическую пользу могут принести тёплые и душевные рассказы о детском творчестве, помимо, разумеется, удовольствия от самого процесса чтения.
Юлия, у вас уже сложилась целая традиция семейных книг, главные герои которых – ваши дети. Были книги про старших, Машу и Гришу, теперь очередь дошла и до Коли. В чем особенность таких книг? Иначе ли они пишутся по сравнению с прочей прозой?
Да, я действительно написала ряд книг о своих детях, например, "Каникулы в Риге", "Сказки на один укус", "Столярные рассказы, или как Гриша игрушки мастерил". Я уверена, что писатель должен писать о том, что горит у него внутри, о том, за что он переживает. А мне очень-очень интересно, как дети открывают мир, осваивают творческие занятия, совершают первые открытия. У меня душа замирает, когда ребёнку удаётся придумать что-то своё и создать это своими руками: сколотить диван для куклы из чурбачков или нарисовать куропатку, летящую над морем. Я сразу бросаюсь к блокноту – записывать, что именно создали мои дети, как они об этом рассказывают.
Но я не могу сказать, что мои книги – это семейные дневники. Как писатель я подмечаю типичные детские черты, поэтому, когда юные читатели знакомятся с моими книгами, они легко узнают в моих героях себя и своих друзей. "О, я как Маша, люблю составлять списки!" "О, я, как Гриша, весельчак!", "А я, как Коля, обожаю рисовать!" Такими наблюдениями делятся со мной читатели.
Работа над подобными книгами отличается для меня особенной лёгкостью. Писателю важно создавать яркие характеры. И порой, когда придумываешь характер, сомневаешься: а так поступил бы герой? А вот так? Но в случае семейных историй ничего изобретать не нужно: три ярких характера всегда у меня "под рукой". И совершенно очевидно, кто бы как поступил. То есть додумывать несложно: даже если я где-то что-то сочиняю, выходит органично и незаметно. Именно потому, что я хорошо знаю и обожаю своих детей.
Если мне и достаётся от читателей, то за образ мамы в семейных книгах. Говорят: "А что у вас такая мама нервная, иногда уставшая и даже опасливая? Мама должна быть ого-го!" А я вот прямо не люблю врать, пишу с себя, с такой, какая я есть. Ну что ж, если возникают вопросы, значит, буду расти до образа мамы из читательских ожиданий.
"Мама должна быть ого-го!" – это, видимо, влияние соцсетей? Где правят бал сторукие суперлюди, которые все успевают и никогда не устают? На самом деле мама в книге "Коля рисует" может послужить хорошей ролевой моделью: пусть она не обладает суперспособностями, но зато очень внимательно относится к развитию своего сына и оказывает ему всяческую поддержку. В реальной жизни именно этих качеств и навыков зачастую не хватает родителям, которые либо оказываются неспособны разглядеть наклонности ребенка, либо, что еще хуже, ожидают от него быстрых и впечатляющих результатов. При этом порой не в той сфере, к которой малыш предрасположен, а в той, которую они сами для него избрали. Внимание и поддержка – это ваши врожденные свойства или вы как-то их в себе развивали?
Да-да, если верить соцсетям, то мама должна сутками напролёт заниматься детьми, работать, следить за домом, культурно развиваться, всегда всё знать, безупречно выглядеть, не иметь недостатков, зато иметь множество достижений, оставаться притягательной для отца семейства и никогда не унывать. Честно говоря, образ пугающий, и я лично держусь от него подальше: в тех же соцсетях искренне делюсь переживаниями, неудачами и огорчениями, чтобы люди не воспринимали мою жизнь как идеальную.
Например, недавно я написала в своём телеграм-канале, что Коля кажется идеальным ребёнком, который всегда готов рисовать. А это не так! У него бывают целые периоды, когда он отказывается рисовать. И заодно я поделилась, как помочь ребёнку вернуться в рисование, в творчество.
Врождённое ли это у меня качество? Отчасти да. Ещё учась в аспирантуре филфака МГУ, я работала в детском английском театре, который сама и организовала. Мне с юности нравилось помогать детям находить себя в творчестве. Но одно дело – ученики, которых легко любить, ведь учителям не нужно уговаривать их съесть ложку супа, водить к зубному и часами укладывать в постель. И совсем другое – собственные дети, заинтересованные в первую очередь в мамином внимании и борще. Мама обеспечивает их и тем, и другим, но при этом ей хочется помочь им и творчески раскрыться. Но пока ты варишь этот самый борщ или уговариваешь ребёнка поесть, то, бывает, так устанешь, что уже не до творчества. Вот тут мои качества – внимание и поддержка – и стали развиваться. Я начала наблюдать за детьми и собой. И по мере сил совмещать свои дела с творчеством. Например, я готовлю суп из кабачка, а Коле предлагаю найти "кабачковый цвет". И ему интересно, и я не отвлекаюсь. Кстати, этот случай превратился в один из рассказов "Коли".
Вот поэтому я считаю, что мама в моей книге – не идеальный образ из соцсетей. На мой взгляд, он только помешал бы другим мамам читать эти истории. Скорее, Колина мама – это такая добрая вдохновляющая мама-соседка для своих читателей. Наверняка всем случалось встретить на детской площадке подобную увлечённую маму, с которой поболтаешь и так вдохновишься, что тут же бежишь читать, рисовать со своим ребёнком. Вот и со мной можно "поговорить" с помощью этой книги, а я с радостью поделюсь своими семейными историями, после которых всем захочется рисовать и в целом заниматься творчеством.
Не идеальная мама из соцсетей, а живая мама-соседка с детской площадки – отличная аналогия! Но тут возникает вопрос: а почему этой маме так важно, чтобы Коля, её сын, вообще рисовал? Тем более что, как вы говорите, он далеко не всегда проявляет интерес к рисованию. Может быть, его истинные способности лежат в другой сфере: музыке, танцах или точных науках. Стоит ли так заморачиваться рисованием, если ребёнок навряд ли станет художником? Наверняка найдётся немало родителей, которые сочтут, что в рисовании не так уж много практической пользы. Куда полезнее научиться складывать числа в уме или выучить иностранный язык.
Да уж, это в точку! Действительно, творчество не пощупать и не измерить, и в школе станут проверять, как ребёнок знает математику или английский, грамотно ли пишет, бегло ли читает. Поэтому думаешь: "Может, лучше готовить только к тому, что спрашивают в школе?" Но разве школа – это вся жизнь?
И второй вопрос "на подумать" нашим читателям. Вот у нас сейчас век интернета. Любую информацию можно найти и уточнить в гугле. Говорят, даже профессия синхронного переводчика скоро исчезнет, потому что гугл будет переводить сразу тебе в наушники на встречах. А вот можно ли отыскать в интернете нестандартный подход? Такой, которого до тебя ещё не находили? Умение посмотреть на ситуацию под новым углом?
На мой взгляд, этому учит именно творчество. А ещё оно учит понимать мир и свои чувства. В одном из рассказов Коля устаёт на своём дне рождения и не может понять, что чувствует, пока не садится и не начинает рисовать. Ну и вдобавок творчество помогает ощутить свою успешность – не в сравнении с другими людьми, а в сравнении с самим собой. Вчера ещё у тебя не было этой картинки или этого рассказа, а сегодня – есть. Это успех! Ощутив успех в творчестве, ребёнок становится увереннее в своих силах. И переносит эту уверенность на другие области обучения.
Много раз я наблюдала, как дети, с которыми я пишу истории, начинают увереннее читать. Они приходят ради творчества, а потом ощущение успеха и отсутствие страха переносят на чтение. Так и рисование. Оно помогает ребёнку справиться с трудностями, победить проблемы. Ведь любые проблемы можно нарисовать! И они становятся зримыми, понятными, решаемыми.
Но всё-таки, я думаю, что моя главная цель – не только в этом.
Моя главная цель – развить внутри ребёнка тайный мир, открыть в нём самом тайную вселенную, которую он изображает на своих рисунках. Потому что эта вселенная становится источником поддержки и ресурса на всю взрослую жизнь. Это я уже по себе сужу. В детстве папа помог мне открыть в себе творческую вселенную, и она даёт мне силы всю мою жизнь.
То есть, получается, что "Коля рисует" – книга не только о рисовании или даже не столько о рисовании, сколько об умении творить, созидать, создавать – в том числе и свою собственную жизнь?
Я думаю, в этой книге несколько слоёв. Каждый читатель что-то для себя из неё возьмёт. Детей повеселит Колин дракончик, который отправляется бродить по туннелям. Мамы возьмут на заметку историю с "мордашкой" из бумаги. Папы почувствуют, что они важны и нужны. Но главное, в чём я уверена, эта книга согреет всех семейным теплом. Читатели неоднократно писали мне, что греются в моих историях, проникаются спокойствием и умиротворением. Эта книга – не исключение, она тоже даёт возможность побыть в тёплом семейном кругу и побуждает к творчеству ещё и благодаря чудесным иллюстрациям Инны Папоротной.
Писатели редко бывают полностью удовлетворены работой художника, поскольку у них всегда имеется собственное представление о том, как должен выглядеть тот или иной персонаж. Но в данном случае у художника была возможность не только увидеть прототипов всех главных героев книги, но и день за днем наблюдать за их (то есть вашей с Колей) жизнью благодаря вашим постам в соцсетях. Поэтому хотелось бы поставить вопрос так: насколько, с вашей точки зрения, иллюстрации соответствуют тому назначению книги, о котором вы сказали: согревать, заряжать, веселить и побуждать к творчеству?
Интересно, что хотя "Коля рисует" не первая моя семейная книга, такое со мной в первый раз: художник не только попросил фото всей семьи, но и внимательно наблюдал за нашим бытом по моему блогу. Инна меня поразила тем, что прониклась нашим духом, отмечала детали, нюансы, а потом творчески обрабатывала их и переносила на иллюстрации, выстраивая вселенную книги.
Когда я получила эскизы, где был изображён Коля, у меня заблестели слёзы умиления. Инна не только передала черты моего сына: характерную чёлку, любознательный взгляд, мимику и жесты. Герой Инны, кажется, воплощает всё лучшее, что мы видим в ребёнке. Он милый, трогательный, живой, настоящий, он выразительно радуется, грустит, сердится, а рядом родители –ласковые, понимающие, поддерживающие. Брат с сестрой тоже излучают доброту. На мой взгляд, Инна не только уловила идею книги – согревать, заряжать и веселить, – а ещё и обогатила эти образы своим душевным теплом и красотой, и они засверкали, как драгоценные камни на солнце.
И, конечно, восхищают детали, которые придумала Инна, чтобы сделать художественный мир книги ещё богаче и краше. Например, замечательные шмели, которые переговариваются на страницах книги, комментируют истории, жужжат и шутят. Детям нравится, когда в иллюстрациях есть параллельный микромир, и его можно рассматривать, в него можно погружаться, падать, как в кроличью нору. Сам Коля тоже с огромным удовольствием разглядывал эскизы и жужжал вместе с весёлыми шмелями. Он, кстати, очень ж-ж-ж-ж-ждёт книгу!
Не возникло ли у вас чувства ревности к художнику, ведь, придумывая шмелиный комикс, Папоротная как бы зашла на территорию писателя, создав не только визуальный ряд, оформление, но и, по сути, дополнив текст, добавив к истории целый непредусмотренный автором пласт?
Я не считаю, что изданная книга принадлежит целиком и полностью писателю. Рукопись – да. Но книга – это коллективная работа. Издателя, редактора, дизайнера, художника и писателя. Это наше общее поле, мы его вместе вспахиваем. Ведь книга не равна рукописи. Это что-то отдельное, возникающее в результате некоторого волшебства. Когда силы писателя соединяются с силами художника, булькают в одном котле издателя, где редактор помешивает зелье поварёшкой, то появляется магический эликсир, который согревает читателей, дарит им радость и надежду. Поэтому я только восхищаюсь талантом Инны, сделавшей наш эликсир ещё красивее и ароматнее. И потом, я в восторге от шмелей. Как их можно не любить, они ж-ж-ж-же такие славные!
Мне вообще кажется, что на эту книгу будут только положительные отзывы! По-моему, к ней невозможно придраться.
Кстати, как вы представляете себе потенциального покупателя этой книги? Кто это: мама или папа? Или, может быть, бабушка? Что они рассчитывают получить, приобретая такую книгу?
Мои покупательницы – прежде всего, мамы. Причём мамы двух типов. Первый тип – это мама, которая сидит дома с детьми (в декрете или просто решила уделять детям максимум внимания, потому что так ей удобнее и лучше). Она занимается с детьми: читает им книги, гуляет, учит с ними стихи, объясняет первый счёт, даёт творческие задания, следит, чтобы краски и пластилин не заканчивались. Иногда водит на занятия (не всё же учить самой) или в сад, но в целом её мысли сосредоточены на детях и их делах. Такие мамы покупают мои книги для чтения с детьми и вдохновения, они ловят в моих книгах много идей и лайфхаков.
Второй тип – мама, которая работает полный день, а с детьми проводит вечер и выходные. Ей хочется устроить себе качественный досуг с детьми, чтобы те ощутили наполненность. А качественный досуг – это, например, совместное чтение. Маме не хочется тратить время на книжки-пустышки, хочется почитать вслух такую книгу, которая соединяла бы её с ребёнком, была бы эдаким мостиком, оставляла бы след в душе. Книгу, к которой хотелось бы вернуться, чтобы перечитать, что-то обдумать, обсудить с ребёнком. И которая запомнилась бы. Наш "Коля рисует" как нельзя лучше подойдёт для такого качественного чтения.
Пап среди своих покупателей я вижу реже, но они есть! Обычно папы покупают книги ребёнку, если сочтут их полезными и нужными с практической точки зрения. Как правило, это разнообразные учебные пособия. Но и в нашей книге папы обнаружат немалую пользу – "Коля рисует" станет для них проводником в мир ребёнка. А ещё уставшие папы после работы часто не хотят читать с ребёнком толстую книгу с мелкими буквами. Уверена, что папу, который прилёг на диван в ожидании ужина, "Коля" не разочарует, поскольку в ней крупный шрифт и великолепные иллюстрации. Приятно и легко читать ребёнку, который устроился рядышком на диване, пока на плите аппетитно булькает кастрюля с картошкой и шкворчат котлеты.
Бабушки – моя любимая категория покупателей. Я вообще люблю бабушек, считаю их очень важными и нужными для детей. Бабушки покупают уверенно, если точно убеждены в пользе и радости от книги. Они много раз с удовольствием прочтут "Колю" вслух малышу, а потом уберут книгу в шкаф и вспомнят про неё, когда внук или внучка пойдут в первый класс. И тогда бабушки достанут старые любимые истории из шкафа и предложат для самостоятельного чтения. И ребёнку будет легко и приятно их читать, потому что, во-первых, в книге прекрасная вёрстка и подробные выразительные иллюстрации и, главное, знакомый с малышового возраста текст. Таким образом бабушка поспособствует развитию навыков чтения у первоклашки или второклашки.
Ваши старшие дети, Маша и Гриша, стали героями не одной книги, появляются они (если можно так выразиться - в качестве камео-персонажей) и в книге "Коля рисует". А что с самим Колей? Будет ли продолжение историй про него, ведь очень многие потенциальные читатели уже полюбили его, следя в течение последних лет за вашим блогом, где Коле сейчас отводится центральное место?
Да-а-а, у меня на Колю большие планы! На Колю – как на героя книги. Дело в том, что мы с сыном очень любим бродить по музеям. Часто заглядываем в Третьяковскую галерею. Конечно, четырёхлетний ребёнок ещё толком не знает, на какие картины смотреть, что в них можно увидеть. Поэтому я составляла для нас маршруты, а ещё старалась рассказать Коле всё самое интересное, что знаю о картине. Я делилась идеями с читателями своего блога и всякие раз меня благодарили за возможность познакомить детей с искусством. Ведь многие подписчики живут далеко от Москвы и не имеют возможности сходить в музей. Но я – человек книжный, поэтому мне хотелось найти для Коли такую книгу, в которой были бы увлекательные, возможно, немного сказочные рассказы о картинах из моего маршрута. Однако такой книги не находилось. И я решила написать её сама.
Я придумала забавных героев: взбалмошную грачиху Фаню и серьёзного робота Дзета (он прилетел с Марса и пытается вникнуть в русское изобразительное искусство, чтобы развить своё эмоциональное восприятие). Вместе с Колей они бродят по Третьяковской галерее, рассматривают картины, получают задания от Колиной мамы, спорят, препираются, мирятся и узнают много увлекательных фактов. Получилась история, которую я пока назвала "Коля в Третьяковской галерее". И она тоже выйдет в издательстве "Архипелаг"! Не очень скоро, поскольку мы только приступаем к работе над книгой. Однако, к моей невероятной радости, уже известно, что и эту книгу будет иллюстрировать Инна Папоротная, поэтому я с замиранием сердца жду её красот и изображений новых персонажей.
Когда я объявила читателям, что заключила договор на "Колю в Третьяковской галерее", то получила огромную поддержку. Писали, что такая книга очень нужна и чтобы я обязательно сообщила о её выходе! Так что мы с Колей теперь ждём две книги о нём. Одна появится вот-вот – это "Коля рисует", вторая – через какое-то время, и с её помощью все родители смогут познакомить детей с шедеврами Третьяковской галереи.
Справка об авторе: Юлия Кузнецова – детский писатель, педагог и автор курсов по чтению для детей и взрослых. Автор более 30 подростковых и детских книг. Обладатель нескольких отечественных и международных литературных наград и премий.
Лауреат Национальной премии "Заветная мечта" ("Выдуманный Жучок", 2009 г.), Международной премии им. В.П. Крапивина ("Помощница ангела", 2011 г.) и Всероссийского конкурса "Книгуру" ("Где папа?", 2013 г.). А также лауреат премии им. С.В. Михалкова ("Фонарик Лильки", 2014 г.) и премии "Большая сказка" им. Э. Н Успенского ("История Северного круга", 2021 г.).
Вопросы задавал Михаил Лукашевич