Дети с каждым годом все сильнее срастаются с гаджетами, и многие родители уже махнули на это рукой – лишь бы уроки делал и в кружки-секции ходил, останется время – можешь тратить его на компьютерные игры и соцсети. Но психологи убеждены: конкурировать с компьютером и планшетом за детское внимание могут только живые люди, в первую очередь родители.
Как противостоять виртуальному миру
11-летний сын очень много времени проводит за компьютером и в социальных сетях. Что делать?
Это глобальный вопрос цивилизации. Что делать с тем, что хлеб стали печь не в русской печке, а покупать в магазине? Что делать с тем, что мы теперь ходим в магазин вместо того, чтобы трудиться в поле? Идет очень сильная перестройка всей жизни и средств общения. У меня нет прямого ответа на ваш вопрос, поэтому будем размышлять вместе.
Что ты хочешь как родитель от своего ребенка? Каких ты придерживаешься для него стандартов жизни — теперешней и будущей? Наверное, ты хочешь, чтобы он общался с живыми людьми, вел активную социальную жизнь. Опасность, которую сейчас подсовывает нам технический прогресс, состоит в том, что человек погружается в жизнь виртуальную, искусственную.
Компьютерные игры — это полностью искусственная жизнь. Общение через социальные сети может эмоционально затягивать, однако оно сильно ограничено - лишено таких важных составляющих, как зрительный контакт, интонации голоса, чисто физические прикосновения, жесты. Все эти включения создают особое поле, атмосферу реального общения, их нельзя заменить только текстами.
Семье надо определить для сына или дочери допустимую долю ухода в виртуальный мир. Учитывая свое видение настоящего и будущего своего отпрыска, родители должны просто своей волей вводить ограничения на гаджеты, и чем раньше, тем лучше. Мы знаем, что шоколад — это вкусно, хорошо и вполне допустимо, но одним шоколадом кормить ребенка никто не будет, как бы тот в данный момент этого ни хотел.
Надо стараться использовать компьютер максимально конструктивно, например, не застревать на мультиках и играх, а знакомить ребенка с образовательным потенциалом Всемирной сети. Возможности эти огромны! Перевод или толкование каких-то слов, образовательные фильмы, обучающие программы – это только малая часть.
Известный врач, педагог и создатель собственной системы воспитания Мария Монтессори говорила, что на родителе и учителе лежит важнейшая обязанность — обогащать среду. Обогащенная среда — это игрушки, книги, сказки, мифы, в конце концов, ресурсные люди, от которых можно многое узнать и почерпнуть.
Можно через компьютер получить больший объем разных ресурсов. Но одновременно нужно увеличивать время общения и жизни в натуральном виде, с живыми людьми. Нас цивилизация тянет в один экстрим, значит, надо усиливать другой!
Чем заменить компьютерные игры
Как доказать сыну, что реальная жизнь гораздо интереснее виртуальной, планшетной?
Прежде чем лишать компьютерных игр, стоит спросить ребенка, что ему в них нравится. Состязательность? Отлично. Соглашайтесь. Просто слушайте, и как бы исподволь делайте небольшие экскурсы в реальность. Вот у тебя тут виртуальная армия, а где полководец? А как полководец поступил бы в реальной жизни, что ты думаешь? А знаешь ли каких-нибудь блестящих полководцев и их стратегические ходы, победы?
Мальчики и девочки, повзрослев, жалуются, что они тупеют от этих игр. Тут важно обсуждать, задавать наводящие вопросы, вовлекать, но ни в коем случае не давить. Поменьше воспитательного напора. Действуйте мягче: "Ты играл пять часов. Что ты чувствуешь?" — "Ой, — отвечает, — как-то отупел" (реальный ответ подростка). Вот! "А в наше время, — говорите вы, — таких ловушек, как эти игры, не было: после футбола язык на плечо — и за книжку!". Здесь, правда, тоже хорошо бы не переусердствовать.
И не говорите ему: вот это занятие лучше, чем… важнее, чем… Как только ребенок и особенно подросток слышит поучения или критику в адрес того, чем он сейчас увлечен, он замыкается и перестает вас слушать. Появляется "психологическая глухота".
Ограничивать компьютер – это нормально
Дети проводят больше времени за компьютером, чем в общении со сверстниками, и, проводя время в виртуальной реальности, лишаются чего-то другого в жизни. Как это исправить?
Начать жить в виртуальном пространстве — опасность, перед которой стоит все человечество. Дети иногда погружаются в него больше, чем в реальную жизнь. И там, в виртуальном мире, они преодолевают препятствия не ногами и руками, а при помощи бегающих на экране фигурок, в общении не с живыми людьми, а с теми, кто скрывается под "никами".
Это опасно, но я думаю, что родители находят способ этого избежать: ограничивают пребывание в виртуальной реальности. Вам же приходится ребенка ограничивать, чтобы он не ел весь день одни конфеты или не пропадал по десять часов на улице, играя в футбол. Это вопрос режима и дисциплины.
Ограничивать — это значит не просто запрещать, а чем-то заменять. Поддержать дружбу сына или дочери с другими ребятами, занять чем-то интересным.
Вы никуда не денетесь от планшетов и компьютеров: это среда, в которой дети растут. Надо посмотреть, что сын или дочь делает на компьютере, и включиться в этот процесс. Лучше всего вы можете помочь ребенку в развитии, если будете делать что-то вместе с ним.
Сейчас получается так, что некоторые родители, бабушки и дедушки не владеют современными технологиями. Компьютерная игра конкурирует с культурным запасом и навыками родителя, и родитель проигрывает. Ну, так не проигрывайте! Развивайтесь.
Конкурировать с интернетом придется родителям
Нужно ли ребенка убеждать меньше времени проводить за компьютером, или это сейчас нормально?
Это уже не поветрие, а жесткая необходимость — идти в ногу со временем, и дети подхватывают все, что появляется и распространяется в обществе, в культуре, в практике. Теперь убеждать, читать лекции о вреде гаджетов — бесполезно. Ваши увещевания не изменят их поведение.
Я бы на вашем месте поговорила с ребенком о том, что он получает, что ему интересно, как это общение с компьютером обогащает его жизнь, навыки, способности.
Ведь дети, особенно подростки, общаются через социальные сети друг с другом, потому что это им нужно. И вам надо понять, что именно они получают? Надо войти с ними в дружественную коалицию.
Нет, отлучать ребенка от интернета, во-первых, невозможно, во-вторых, не стоит. Но придется выдерживать конкуренцию – обязательно уделять специальное время общению, совместным занятиям, делам.