Лето — очень подходящее время, чтобы расширить кругозор ребёнка. Дни длинные, вечера тёплые, настроение — отличное! Всё вокруг зеленеет и цветёт, распускается и созревает. Более подходящего периода для развития ребенка, хоть малыша, хоть школьника, трудно придумать.
Поездка в деревню, на дачу очень много может дать ребёнку в интеллектуальном плане. Активная, живая, интересная деятельность на свежем воздухе сейчас гораздо полезнее, чем просиживание над развивающими тетрадями. Изучать природу надо летом! Рассмотреть, потрогать все, что растет. Заметить и запомнить все, что ползает, бегает, летает. Эти знания, полученные вживую, невозможно сравнить с чтением книжки и рассматриванием картинок.
Итак, вы с ребенком в деревне или на даче. На что обратить внимание, чтобы добиться максимального развивающего эффекта? Темы и вопросы, которые я предлагаю, подойдут для детей от 2-3 лет и до школы, а сложность и глубину подачи информации вы выберете сами.
Дом. Поговорите с ребёнком об отличиях дачного или деревенского дома от городского. Малыш может самостоятельно обнаружить эти отличия или ответить на ваши вопросы:
- Сколько этажей в деревенском доме, и сколько в городском? Какое устройство помогает людям в городе подниматься на высокие этажи? Есть ли лифт в деревне? Почему, как ты думаешь?
- Знаешь ли ты, почему в городском доме зимой тепло? А как обогревается в холодное время деревенский дом? (Если в доме есть печка, обязательно рассмотрите её вместе с ребёнком, назовите части — в этом поможет хозяйка — и объясните, как печка «работает».)
- В городском доме в каждой квартире есть краны с водой — в ванной и на кухне. А как моют руки и как моются люди в деревне? Где берут воду? Если в деревне есть колодец — обязательно покажите ребёнку, как люди им пользуются.
- Найдите ещё отличия и общие признаки у городского и деревенского домов. (Материалы внешней и внутренней отделки, расположение и оформление дверей, окон, элементов декора). Поиск отличительных и общих признаков развивает мышление ребёнка, внимание, память, наблюдательность.
Домашние животные — пожалуй, самое примечательное для ребёнка в деревне. Если они есть у вашей бабушки, прабабушки, близких соседей или знакомых — ваш малыш просто счастливец! Называйте всех животных и птиц, которых вы встретите, предлагайте ребёнку их описывать. Поиграйте в игру «Угадай животное по описанию».
Расскажите детям о том, чем отличаются домашние животные от диких. Дикие животные живут в лесу, они сами находят для себя жилище, сами добывают себе пропитание, сами себя лечат. Домашних животных человек приручил много веков назад. Домашние животные приносят человеку пользу (обсудите, какую), поэтому человек заботится о них — строит жильё, кормит и лечит.
Покажите ребёнку, как кормят домашних животных. Задайте вопрос: как ты думаешь, а что травоядные домашние животные (корова, лошадь, коза) едят зимой? Объясните и покажите, что такое сено.
Итогом вашего знакомства с домашними животными будут представления ребёнка об отличии зверей и птиц, о том, чем они питаются и какую пользу приносят человеку. (Все это — необходимый этап развития знаний об окружающем мире.) Тело птицы покрыто перьями, тело зверя — шерстью, у птицы два крыла и две лапы, у зверей — четыре лапы. У зверей детёныши рождаются живыми, а птицы откладывают яйца, высиживают птенцов.
Овощные растения. Их тоже полезно научиться узнавать и отличать. Показывайте и называйте все растения, с которыми вы встретитесь, побуждайте ребёнка повторять их названия.
Если малыш проводит в деревне несколько месяцев, вам удастся организовать длительные сравнительные наблюдения за ростом и развитием растений, созреванием плодов. Объясните ребёнку, что путь от ростка до взрослого растения занимает много времени. Наблюдайте периодически, как растения подрастают, цветут, как завязываются плоды, как плоды увеличиваются в размерах, меняют цвет, созревают.
Можно фотографировать разные стадии развития одного и того же растения, а потом напечатать фотографии и предложить ребёнку разложить снимки по порядку — что было раньше, что позже. Попросите малыша описывать то, что он видит, — так вы развиваете связную речь ребёнка. Те же самые стадии развития растений можно зарисовать, сделать к ним подписи.
Растения леса. Деревья, цветы и кустарники ребёнок наблюдал и в городе, но вот как произрастают грибы и ягоды, можно увидеть только в лесу. По моему опыту, современные городские дети совсем не знают названий грибов и ягод — может быть, только малина и клубника, мухомор. Называйте все встреченные растения и грибы. Ребенку постарше можно показать ядовитые грибы и ягоды, если они вам попадутся. Малышу до 3-4 лет будет достаточно правила, что собирать и есть можно только те грибы и ягоды, которые хорошо знаешь.
Можно вместе с ребёнком сделать маленькие книжечки-«справочники»: «Лесные ягоды», «Садовые ягоды», «Грибы», «Овощи», «Садовые цветы», «Полевые цветы». Иллюстрациями в них могут стать сделанные вами фотографии, или рисунки малыша, или картинки из журналов. Такую книжечку можно сделать в подарок бабушке или соседям.
«Булки не растут на деревьях», но городские дети практически ничего не знают о том, как производится хлеб. Если недалеко от вашего дома есть пшеничные или ржаные поля, сходите туда с ребёнком и попробуйте проследить путь от зернышка до буханки хлеба. Рассмотрите колоски злаков, объясните, как из зёрен люди получают муку. Если есть возможность, понаблюдайте, как работают сельскохозяйственные машины, какие процессы они выполняют.
Живя в сельской местности, учите ребёнка наблюдать и замечать, как красива неживая природа — сверкающая в лучах солнца река, каким бывает небо в разную погоду, как прекрасны закаты. Обогащайте мир эмоций ребёнка, формируйте полезные интересы, воспитывайте чувство прекрасного. Советую вам прихватить с собой в поездку сборник хороших стихов о природе. Ведь стихотворные строки, которые ребёнок впервые услышит, любуясь цветком или облаками над головой, произведут на него гораздо более сильное впечатление! Возможно, ваш юный поэт и сам захочет что-нибудь сочинить!