Раньше в том, что подобными заболеваниями страдают несколько членов одной семьи, винили наследственность: мол, что-то такое передается. Сегодня доказано: виноват микроб.
Еще недавно многие гастроэнтерологи считали роль этого микроба в возникновении язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки и хронического гастрита малоубедительной. Увы, они ошибались. Мало того, что он оказался главным виновником возникновения этих заболеваний в 88% случаев. Так еще и совершенно доказано, что внутри одной семьи разбойник этот, похожий под электронным микроскопом на сардельку с пучком волос на макушке, путешествует от одного члена семьи к другому, делая свое черное дело.
Рано или поздно, через два года или пятнадцать лет, Хеликобактер Пилори (так зовут этого негодяя) приведет своего хозяина к язвенной болезни, или, еще хуже, к раку желудка, поскольку является канцерогеном первой руки. Такая вот зараза, простите за выражение.
Как же ею заражаются? Врачи единодушны - при длительном, тесном семейном контакте. Обычно - через плохо вымытую посуду. Возможен и фекальный путь заражения - в неблагоприятных условиях микроб превращается в цисту, выходит с калом и тут уже передается, как болезнь грязных рук.
Что это значит на практике? А то, что если в семье есть один язвенник или больной, страдающий хроническим гастритом, то остальные тоже в опасности. И избавлять от микроба надо всех членов семьи, тем более что лекарственные средства для этого давно разработаны.
Но как все же убедиться, что вы и ваши близкие заражены? Ведь язвы желудка и двенадцатиперстной кишки пусть редко, только в 10-12% случаев, но все же вызываются не только Helicobakter pilori: бывают язвы лекарственные, стрессовые и т.п.
Для диагностики этой невидимой инфекции есть несколько способов. Самый старый и надежный - это исследование кусочка слизистой желудка, взятого у больного при гастроскопии. Конечно, сама процедура не из приятных, но все же совершенно безопасна. К тому же в слизистой желудка нервных окончаний нет, самой биопсии обследуемый просто не почувствует, а крошечный дефект слизистой закроется через 20-30 минут.
Существуют и другие, щадящие методы диагностики. Паразита научились обнаруживать по продуктам его жизнедеятельности в выдыхаемом воздухе (этот способ применяется еще крайне редко) или в кале. Последний способ более доступен, по крайней мере мне известно, что его освоили некоторые лаборатории Москвы. Точность метода, основанного на проведении генного анализа, очень высока, а стоимость анализа небольшая.
Изменилось ли в связи с этими новыми данными лечение язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки? Конечно. Прежде всего оно значительно сократилось, ибо сводится к так называемой эрадикации, то есть уничтожению хеликобактера. Для этого достаточно недели. При этом рубцуется и сама язва (или язвы, если их несколько).
Эрадикация проводится комплексом препаратов, состоящим из де-нола (препарата висмута) и комбинации двух антибиотиков (обычно метранидозола и амоксициллина). Впрочем, комбинации могут быть различными и их, конечно же, должен назначить врач-гастроэнтеролог.
Что касается других компонентов лечения язвенной болезни - назначения препаратов, подавляющих кислотообразование, успокаивающей терапии, диеты - все они по-прежнему применяются. Однако диетотерапия стала гораздо короче - строгую противоязвенную диету назначают лишь на неделю, на период эрадикации, а затем быстро ее расширяют.
Итак, один из членов семьи пролечен и вернулся домой. Статистика неумолимо показывает, что если другие зараженные члены семьи (у них проявления болезни могут быть не столь значительны или пока отсутствовать вовсе) не прошли соответствующего лечения по удалению микроба, то рецидив язвенной болезни не заставит себя ждать. Вот такая семейная напасть... с которой теперь вполне возможно грамотно бороться.