Множество статей "НМ" посвящено грудному вскармливанию, поскольку оно необыкновенно важно для ребенка. Но что если мама узнала об этом задним числом? Или несмотря на обширную "теоретическую подготовку" сама кормить не смогла? Тогда разговоры о молоке у нее вызывают чувство боли и разочарования.
Я прекрасно понимаю, что слова типа: "Прошлого не изменишь" утешения не приносят. Поэтому предлагаю задуматься о причине неудачи. Это важно не только для того, чтобы избежать ошибок, когда у вас родится еще один малыш. Но и для того, чтобы побольше узнать о себе. Не исключено, что в неудаче грудного вскармливания проявились те психологические проблемы, которые мешают вам осуществлять задуманное и, возможно, налаживать контакт со своим ребенком.
Эта статья практически полностью создана моими знакомыми и подругами. Я хотела, чтобы с вами поговорили мамы, которые тоже в свое время не смогли кормить детишек грудью, но потом нашли в себе силы преодолеть боль и чувство вины. Их рассказы дополнила своими комментариями психолог Аллы Доранилова.
Для начала немного о чувстве вины
Дневниковая запись Лены 25 лет:
"Если бы я его кормила, он бы сейчас не болел! Я не смогла кормить — я плохая мать! Хочется заплакать. Я не смогла, я не смогла... Я виновата. Это неприятные чувства, они приносят мне боль, но почему-то я возвращаюсь к ним снова и снова. И ведь странное дело, возвращаюсь именно к чувствам и почти не помню, как все произошло. Какая-то смазанная картинка, только общие черты. Вообще-то у меня память хорошая, я всегда спокойно разбираю свои ошибки и просчеты, а тут — одна досада и боль.
Стоп. Так дальше нельзя. Я просто зациклилась. Я смотрю в прошлое и не вижу настоящего. Сын болеет, а я вместо того, чтобы закаливать его, причитаю: "Вот если бы я его кормила!". В хитрую ловушку я попалась: чувство вины не отпускает из прошлого, оно заставляет думать, что из-за какого-то происшествия жизнь разрушена и ничего не изменишь. Хватит. Я не боюсь взять на себя ответственность за сегодняшний день и не буду валить на прошлое причины всех своих бед. Конечно, прошлого не изменишь, но из врага его можно превратить в друга. Теперь я буду возвращаться в прошлое только чтобы понять, почему так произошло. Почему я не кормила?".
Комментарий психолога
Эта запись, возможно, сделана на одном дыхании. Но я уверена, что ей предшествовал не один день размышлений и работы над собой. Мама сделала главное: поняла, что ни одно событие в жизни не может быть фатальным, и от душевного самобичевания перешла к (пока что) намерению заняться настоящим.
По-видимому, у нее впереди осознание тех чувств, тех страхов, которые прятались за чувством вины и мешали ей налаживать свой быт и выстраивать теплые отношения с ребенком. Нередко женщина обвиняет себя за какое-то одно событие (не смогла родить естественным путем, не кормила грудью и т.п.) и этим как бы отвлекается от осознания того, что совершает ошибки в воспитании ребенка в настоящем: уделяет малышу мало времени, часто срывается на него, испытывает чувство неприязни к нему и т.п. Это своего рода защитный механизм, вскрыть который необходимо для того, чтобы в семье воцарилась нормальная атмосфера.
А доктор мне сказал... и мама подтвердила
Рассказ Кати (23 года):
У меня случай, что называется, классический. В три месяца мне показалось, что молока стало не хватать, дочка на контрольном обследовании у педиатра не показала нужного "привеса", и врач молча выписала мне смесь. Я пыталась что-то возразить, но доктор накричала, что я хочу морить ребенка голодом, да и моя мама причитала целыми днями: "Бедненькая девочка, все плачет, голодненькая. Маме с папой лень на молочную кухню с утра идти...".
Так началось докармливание, которое за месяц плавно перешло в искусственное вскармливание. Моя мама утверждала, что ничего в этом страшного нет, она тоже меня кормила не больше трех месяцев. Ей вторил педиатр (сейчас вообще кормить "не принято"), но мне от этого было не легче. Меня преследовало чувство, что я сломалась, как всегда уступила маме. И ладно бы цвет плитки для ванной (это можно пережить) — я уступила здоровье дочки и свое право решать главные вопросы в ее судьбе.
Сначала я обвиняла маму и врача в том, что они дали мне плохой совет, скандалила, ругалась. Потом поняла, что дело в наших с мамой отношениях, в том, что рядом с ней я не могу быть решительной и постоянно раздражаюсь. И результатом стало то, что мы с мужем и дочерью стали снимать отдельную квартиру. Сейчас я закаливаю дочку, слежу за ее диетой и, хотя мама когда к нам приезжает, постоянно жалеет "худенькую" девочку, делаю все по-своему. К сожалению, чувство раздражения побороть не удается...
Комментарий психолога
В этом рассказе обозначена главная проблема: неуверенность молодой мамы в себе, причем героиня близка к осознанию этого. Понятен поступок женщины — обзавестись отдельным жильем. Это очень важно для сохранения семьи и душевного равновесия в этой ситуации.
То, что героиня по-прежнему испытывает раздражение в разговоре со своей мамой, — тревожный симптом. Он говорит о том, что у нее остались непрощенные обиды, и самооценка все еще недостаточно высока. Как показывает мой опыт, это само собой лечится не всегда. Здесь необходима помощь специалиста и серьезная самостоятельная работа.
Не видя человека трудно дать "рецепт", и тем более невозможно дать рекомендацию, которая подойдет всем читательницам. Но есть некоторые упражнения, которые, хотя и не решат проблему полностью, могут оказать большую помощь.
Во-первых, начните следить за своей речью. Четко формулируйте свои желания и потребности про себя и в общении с другими. Вместо безличных конструкций типа "мне надо", "хорошо бы" — говорите "я хочу", "я уверена, что...".
Во-вторых, позволяйте себе делать то, что вам нравится: хотя бы иногда читайте приятную книгу, встречайтесь с друзьями — кому что необходимо.
В-третьих, реализуйте свой творческий или профессиональный потенциал.
В-четвертых, отмечайте каждую свою удачу и положительную черточку (хорошо бы проговаривать все это вслух, глядя на себя в зеркало) и не ругайте за промахи.
И, конечно, доверяйте своим чувствам. Ваша задача понизить уровень тревожности и натренировать уверенность в себе.
А теперь то, что касается мамы молодой женщины. Судя по всему, она сама испытывает угрызения совести из-за своего отношения к дочери и пытается компенсировать их гиперопекой. Этот вывод подтверждается тем, что она стремится обильно кормить внучку и проявляет повышенную тревожность.
Мне просто было тяжело...
Рассказ Натальи (22 года):
У меня была тяжелая беременность; роды вызывали, как только ребенок дорос до 36 недель. Сутки он лежал под витаминной капельницей, а потом его оставили со мной в палате "Мать и дитя". И с молоком у меня все было в порядке.
Когда сыну было 3 месяца, у меня началось воспаление придатков, нашли стафилококк. Врач назначила дорогие антибиотики, которые можно принимать кормящим, но я сказала, что у меня нет денег (хотя в принципе могла наскрести нужную сумму). Мне сказали, что тогда придется прекратить кормление.
Я была рада. Все равно оно не приносило мне удовольствия. У меня было полное ощущение, что сын высасывает из меня все соки, съедает меня изнутри. Мне хотелось лечь, забиться в угол, чтобы никто меня не трогал...
Сейчас сыну 2 года, он самый замечательный и, к счастью, здоровый малыш. Я понимаю, что, наверное, поступила правильно. Но иногда мне кажется, что могла бы и потерпеть...
Комментарий психолога
Я предвижу желание многих читательниц осудить героиню этой истории и сразу хочу им возразить. Судя по всему, у этой женщины очень неважное здоровье. Беременность и первые месяцы кормления истощили ее силы. Обратите внимание: у мамы "с диагнозами" растет здоровый малыш — значит, она действительно отдала ему все соки.
Совершенно очевидно, что у нее был ослаблен иммунитет (наличие стафилококка) и началась депрессия (желание "забиться в угол", нежелание физического контакта). В дикой природе в таких ситуациях самка тоже может отвергнуть новорожденного детеныша. Это инстинкт самосохранения.
В условиях человеческого общества ребенок, лишенный грудного молока, не погибнет, и мама об этом знает. Думаю, в этой ситуации героиня сделала правильный выбор. Это подтверждается и тем, что у нее, по-видимому, не нарушен контакт с малышом. Не думаю, что кормление через силу было бы полезным для матери или ребенка.
Я считаю, что героине необходимо и дальше заниматься своим здоровьем, не допускать переутомлений, сильных стрессов, больших физических нагрузок — всего того, что может спровоцировать истощение и депрессию. Если она захочет иметь еще детей, ей нужно будет подготовиться к беременности заранее и обеспечить максимальную поддержку и помощь близких, чтобы экономить силы, которые будут нужны малышу. Из рассказа не ясно, какая психологическая обстановка у нее в семье. На это стоит обратить внимание, выясняя причины своего плохого самочувствия. Ну, а о чувстве вины мы уже говорили.
Мне надо было выйти на работу
Рассказ Ирины (24 года):
В отпуск по беременности и родам я ушла с хорошего места в крупной рекламной компании. Мне честно оплатили больничный, но сразу предупредили, что три года держать для меня место никто не собирается. А поскольку вся моя хорошая зарплата проходила "в черную", то и отпуск по уходу за ребенком оплачивался бы, как в госсекторе.
Конечно, я не хотела лишиться работы. Вы представляете, что такое выпасть из обоймы в нашем деле? Поэтому с моей дочерью с двух месяцев сидит свекровь, а я хожу на работу. Конечно, я перестала кормить. Возможно, это скажется плохо на здоровье дочери, но я почему-то уверена, что все у нас будет хорошо.
Рассказ Елены (26 лет):
Мой муж — инвалид. Он работает на низкооплачиваемой работе, и без моей зарплаты прожить стало практически невозможно. Поэтому как только сыну исполнилось 3 месяца, я, когда муж был выходной и сидел с ребенком, подрабатывала торговлей с рук на рынке. В эти дни я кормила только утром, вечером и ночью. Молока стало меньше, но я не отказалась от работы. А однажды, когда у меня украли дневную выручку, молоко пропало совсем. Сейчас я себя очень виню, что не сберегла молоко. Но без моей копеечки мы бы тоже не прожили.
Комментарий психолога
Появление ребенка в семье требует расстановки приоритетов. Кто-то выбирает карьеру, кто-то семью, кто-то пытается совмещать одно с другим. В этом случае очень важно быть честным с собой. На мой взгляд, Ирине это удается.
Какие минусы в том, что она вышла на работу и отказалась от кормления грудью? Риск различных заболеваний у ребенка, эмоциональная холодность во взаимоотношениях матери и дочери. Но представим, что амбициозная женщина, которая получает удовольствие от работы, вынуждена сидеть дома и кормить ребенка грудью по принуждению, например, супруга. В этой ситуации минусов гораздо больше. То неприятие, ненависть, злобу, которые получит ребенок от такой мамы, не исправит ничто; кормление в этой ситуации даже опасно!
На мой взгляд, если по каким-то причинам мать не может дать малышу свою любовь и ласку, лучше, чтобы его воспитывали няня или бабушка. Да, в этом случае у ребенка будет искажена картина мира, но если он будет жить рядом с матерью, которая видит в нем причину своего несчастья, то эта картина мира в сознании ребенка будет просто разбита.
Конечно, желательно, чтобы амбициозные, творческие женщины находили удовольствие в общении с ребенком, были с ним в постоянном контакте, кормили грудью (тем более что организовать это, получив помощь специалистов по грудному вскармливанию, вполне реально) и в дальнейшем совмещали карьеру и семью. Но для того чтобы наладить такую жизнь, необходимо в первую очередь огромное желание...
Что касается второй истории. Для Елены, по-видимому, выход на работу был не желанным, а вынужденным. К тому же она пыталась кормить ребенка грудью как можно дольше — ей не хватило лишь помощи опытных людей в критический момент. Перед Еленой стоят задачи выживания, а не самореализации. В этой ситуации можно посоветовать не забывать об эмоциональной составляющей жизни, по возможности доставлять удовольствие себе и своему ребенку, проявив в этом деле изобретательность. Не обязательно ходить в дорогой парк аттракционов. Можно заниматься подвижными играми, больше гулять. Это не только принесет удовольствие, но и поможет компенсировать то, чего малыш не получил с грудным молоком.
Статья из октябрьского номера журнала.