Воспитание аутичного ребенка
В предыдущей статье, посвященной раннему детскому аутизму, мы поговорили о сути данного феномена, его формах и проявлениях в поведении ребенка. В этой речь пойдет о воспитании особого малыша.
"Разве оно чем-то отличается от воспитания не аутичного ребенка?" - спросят некоторые читатели. "Аутичные дети слишком тонко чувствующие натуры. Те мелкие ошибки в их воспитании, которые допускают обычные родители обычных детей, в общении с аутичным ребенком несут разрушительные последствия" (И.Б. Карвасарская). Аутичные дети - те, кому нужно гораздо больше заботы и внимания, чем обычным.
Как родителю узнать, что ребенок особый
Увидеть, что эмоциональное развитие ребенка нарушено - очень сложная задача.
Во-первых, склонность к эмоциональному неблагополучию очень трудно отследить по формальным признакам раннего развития: когда сел, встал, начал ходить, координировать движение руки и взгляда, когда появились гуление, лепет, первые слова. Поведение аутичного ребенка может укладываться в границы нормы, а иногда по ряду параметров может выглядеть как опережающее.
Во-вторых, родителям спокойнее объяснить необычное поведение ребенка его "особым характером". И все же если вы заметили тревожные симптомы, лучше лишний раз обратиться за консультацией к специалисту. Потому что чем раньше родители поймут, что их ребенок особенный, тем больше они смогут сделать для того, чтобы он смог в будущем понимать других людей и быть понятым ими.
Вот признаки нарушения поведения, часть из которых может появиться у малыша с синдромом раннего детского аутизма.
Особая чувствительность к сенсорным стимулам.
Она может проявляться как непереносимость ребенком звука пылесоса, телефонного звонка, брезгливость при кормлении и попадании на кожу капель воды.
Также настораживает, если ребенок захвачен отдельным впечатлением. Например, его любимым занятием на протяжении полугода и больше может быть шуршание целлофановым пакетом. Многократное воспроизведение тех или иных действий (стучание игрушкой, ложкой, повторение прыжков, лепета) свойственно всем детям до года. Однако ребенок с благополучным эмоциональным развитием включит в свою активность взрослого и получит больше радости, если последний подыграет ему. Аутичный ребенок будет противостоять попыткам близких вмешаться в его занятие.
Первые реакции малыша на мать
- Малышу трудно принять естественную позу на руках матери. Ребенок может быть аморфным, "растекаться" на руках или, наоборот, чрезмерно напряженным "как столбик".
- Ребенок с раннего возраста избегает взгляда в глаза или устанавливает зрительный контакт на непродолжительный срок.
- Ребенок не протягивает по направлению к взрослому ручек, когда последний наклоняется к нему.
- У ребенка не возникает известного феномена "заражения улыбкой", который должен проявиться к 3 месяцам. Улыбка другого человека не вызывает у него ответной улыбки.
- К 5-6 месяцам, когда считается, что дети могут различать выражения лица взрослого, малыш может заплакать в ответ на смех взрослого или, наоборот, засмеяться, услышав плач другого человека. В то же время ребенок с трудом выражает собственные эмоции, взрослому трудно понять оттенки его эмоционального состояния.
Особенности эмоциональной привязанности.
Опишем наиболее характерные типы, свойственные детям с аутистическим развитием.
- Сверхсильная привязанность к одному взрослому. Она может выражаться в следующих формах:
- тяжелая телесная реакция на непродолжительную разлуку с матерью (температура, отказ от еды);
- малыш не в состоянии выпустить маму из своего поля зрения: она не может пойти в другую комнату или закрыть за собой дверь;
- на какой-то период времени ребенок выбирает одного из близких и не желает общаться с остальными членами семьи.
- Ребенок рано выделяет мать, проявляет по отношению к ней сверхсильную положительную эмоциональную реакцию, но очень дозированную по времени и возникающую только по его собственному побуждению.
- В течение долгого времени малыш не выделяет кого-либо из близких в качестве объекта привязанности, одинаково расположен ко всем окружающим. У ребенка не появляется "страха чужого", в норме возникающего у детей к 7-8 месяцам. Кажется, что он даже предпочитают чужих, охотно кокетничает, становится с ними более активным, чем с близкими.
Обращение ко взрослым.
- Если малыш чего-то хочет, он издает однообразные звуки, кричит, не использует указательных жестов и не направляет взгляда к желаемому объекту. В результате трудно догадаться, что ему нужно.
- Или он протягивает руки в направлении желаемого предмета и смотрит на него, однако не пытается его назвать и при этом посмотреть на взрослого.
Реакция на обращение взрослого.
- Ребенок не откликается или не всегда откликается на обращение к нему близких, на собственное имя. Позже не выполняет просьбы "дай мне", "покажи", "принеси".
- Малыш игнорирует указательный жест и слова взрослого "посмотри на".
- В поведении ребенка практически не проявляется подражания. Его сложно вовлечь в игры с элементами показа и повторения, типа "ладушек", трудно обучить жесту ручкой "пока", киванию головой в знак согласия.
Уважаемые мамы и папы! Если вы заметили, что одна или две из упомянутых здесь черт свойственна вашему чаду, пожалуйста, не пугайтесь. Самому обыкновенному (хотя, конечно, все дети необыкновенные) ребенку могут быть присущи "странности" поведения. Речь идет о постоянстве проявлений и о сочетании нескольких особенностей, описанных выше.
Что могут и не могут окружающие
Родителям аутичного ребенка нужна помощь специалистов. У психолога много "инструментов", от диагностических до терапевтических и организаторских, чтобы помочь аутичному малышу и его родителям развиваться. Это иногда порождает ошибочное представление о том, что профессионал "все сделает за нас", ребенок "куда-то ходит и хорошо". Но это не так.
Современное общество так устроено, что у обычного ребенка больше возможностей справиться с недочетами в общении с ними родителей: это друзья, учителя в школе, группы по интересам, дворовая компания, летние лагеря и т.д. Там он сможет найти то, что недополучил в родном доме, и это является естественной составляющей развития человека. Аутичному ребенку сложнее "добирать" у мира. С одной стороны, потому что общество не стремится "брать" его к себе, с другой - в силу его трудностей общаться по правилам, принятым в мире обычных людей.
Как нельзя реагировать на поведение малыша
Аутичный ребенок нередко испытывает страх, проявляет агрессию по отношению к взрослому или к ситуации, не отпускает его ни на секунду или, наоборот, не смотрит родителям в глаза, что их, естественно, очень расстраивает.
В такие моменты не надо физически препятствовать тому, что ребенок намеревается сделать, - если только это не представляет угрозу для его жизни. Также не надо негативно оценивать поведение ребенка.
Отрывание малыша от себя, если он "льнет" к родителю, или, наоборот, физическое нарушение его границ, если он не общается с близкими; слова типа "Не бойся!", если он испытывает страх, или "Какой ты нехороший мальчик!", если ребенок начинает разбрасывать вокруг себя предметы - все эти действия могут разрушить контакт между малышом и взрослым, а также, как это ни парадоксально, усилить его "патологические" реакции.
"А что же делать?" - спросит кто-то из родителей в недоумении. Как "правильно" реагировать на тот или иной тип поведения - отдельная тема. Однако есть очень понятный и очень сложно выполнимый принцип.
Обратите внимание: в приведенных описаниях поведения ребенка и реакций родителей малыш выступает как "мешающий объект", не человек. Ребенку же, аутичному или нет, нужно понимание и уважение. Если он что-то делает или чувствует, то для него это что-то значит, это его проявление себя. И самое большее, что может сделать родитель - это разделить с ребенком приятное событие или помочь выйти в хорошем состоянии из сложной ситуации.
Малышу, который не хочет отрываться от взрослого, стоит позволить ходить вместе с собой или объяснить, почему родителю нужно отлучиться, и пообещать, что он вернется. Тогда ребенок почувствует защищенность и в какой-то момент сам "оторвется" и пойдет в другую комнату. (Может быть, это случится очень нескоро, но обязательно произойдет.)
С малышом, который не замечает родителя, а только и занят своими перемещениями, можно вместе подвигаться по комнате, разделить ту радость, которая ему доступна.
Если ребенок боится, стоит попробовать догадаться, что его испугало, обнять его и, может быть, придумать для него сказку, где родители с ним вместе побеждают то, что его испугало.
Не нужно дергать за руки малыша, который разбрасывает вокруг себя предметы, - лучше осмыслить возникшую ситуацию положительно и представить вместе с ребенком, как подул сильный ветер и закружил снежинки, а потом, убирая игрушки на место, мягко предложить ему поучаствовать в очистке города от снега.
И напоследок о "надо". Если в семье родился аутичный ребенок, никто в этом не виноват. Так получилось. Никто не знает почему. Взрослые не меньше чем ребенок имеют право на уважение. А значит - и на усталость, и на раздражение, и на растерянность. И они должны (как это ни парадоксально) выражать эти чувства и состояния. Но обязательно словами, а не действиями. Аутичному ребенку необходимо, чтобы близкие ему честно признавались ему не только в любви, но и в усталости: просили его поиграть одного, если он может, или, наоборот, признавались ему, что очень хотят пообщаться с ним, но не знают, как к нему подойти.
Почему подобные словесные обращения жизненно важны для любого ребенка и особенно аутичного, мудро объясняет Франсуаза Дольто в переизданной полгода тому назад книге "На стороне ребенка".
Как вести себя в той или иной конкретной ситуации, подскажет родителю собственная интуиция или специалист по раннему детскому аутизму.
Внимание! Я изменяюсь
Одно из важных условий развития аутичного ребенка - способность его родителей замечать его взросление и изменять привычные способы общения с ним. Продвижение особого ребенка по ступеням развития - не только радостный, но и болезненный процесс для семьи.
Это связано с тем, что родители часто переживают шок от осознания ими тяжелого состояния ребенка и боятся пережить его заново в случае неудачи терапии. С другой стороны, близкие привыкают к поведению ребенка и вырабатывают свои стереотипы, которые сложно менять.
Например, промежуточным результатом грамотной работы с ребенком первой группы явится то, что у него вместо отсутствия чувства края появляются страхи упасть. Ранее безразлично относившийся к близким и ничего не просящий ребенок начинает проявлять сверхпривязанность к матери и "надоедать", приставать к родителям, а пассивно подчиняемый - проявлять негативизм и агрессию. Получается, что ребенок из тяжело больного, но удобного превращается в "сложно управляемого", но более здорового. Своей негативной реакцией родители могут вернуть ребенка на прежнюю ступеньку развития.
Наоборот, вследствие правильного общения с ребенком четвертой группы последний начинает быть более самостоятельным в некоторых сферах жизни, и его близким нужно научиться доверять самостоятельному выбору своего чада и справляться с новым чувством "ненужности", которое может иногда возникать.
Можно ли из ребенка с синдромом аутизма сделать ребенка без синдрома аутизма? Думаю, нет.
Существуют разные мнения на этот счет. Кто-то считает, что такой ребенок никогда не сможет "адаптироваться в мире", другие уверены, что если правильно организовать общение с ребенком, то "можно добиться мгновенного исцеления".
Я бы ответила следующим образом. Дело не в аутичном ребенке, а в окружении, в котором он рождается. Близкие могут не понять его, и тогда он останется одиночкой, или понять, и тогда он будет счастливее. Общество может его не принять, и тогда всю жизнь его будет сопровождать чувство ненужности и бесполезности. Люди, творящие социальную реальность, могут позаботиться о том, чтобы для него нашлось место в обществе, и тогда особый ребенок, став особым взрослым, может быть, подарит миру интересное математическое прозрение или музыкальное произведение.
Известно, что чем тяжелее группа, к которой принадлежит ребенок, тем меньше он может продвинуться в развитии без особой поддержки профессионалов и родителей.
Мы общаемся по-другому
Думаю, повествование о воспитании аутичных детей и его важности логично закончить словами аутичных детей. Вот небольшой отрывок из статьи "Не плачьте о нас" Джима Синклера, аутичного ребенка, который вырос. Надеюсь, он расскажет еще чуть-чуть о раннем детском аутизме тем, кто знаком с этим феноменом понаслышке, и придаст сил взрослым, так или иначе связанным с аутичными детьми.
Аутизм не является неприступной стеной.
Вы пытаетесь установить связь с Вашим аутичным ребенком, а ребенок не отвечает.
Это не означает, что ребенок вообще не может общаться. Это означает только то, что вы предлагаете ему эту систему взаимного общения, взаимного понимания сигналов и значений, на которые ваш ребенок просто не отвечает взаимностью. С таким же успехом вы могли бы попытаться завязать доверительный разговор с человеком, который не понимает вашего языка. Разумеется, этот человек не поймет, о чем вы говорите, не будет реагировать так, как вы ожидаете, и вообще может счесть весь процесс общения непонятным и неприятным.
Мы общаемся по-другому. Если вы будете слишком настаивать на вещах, которые в вашем понимании являются нормальными, вы можете столкнуться с разочарованием, возмущением, обидой, даже проявлением гнева и ненависти...
Да, это требует больше усилий, чем общение с не аутичными людьми. Но это можно сделать..."
Автор благодарит д.пед.н. Вадима Семеновича Зицера за помощь в работе над материалом.
Интересная литература: Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг "Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития".