Я боюсь, очень боюсь теперь школу. Нет, я не плохо училась в школе, моя фотография бывала на доске почета школы, аттестат 4,5 балла, КМС. А теперь просто боюсь школы. Моему младшему сыну до школы еще более четырех лет, а я с ужасом думаю об этом. Старший сын с первых лет имел независимый характер, смелый, активный, непредсказуемый, ласковый, отзывчивый. О таких сорванцах любят снимать кинокомедии, но их очень не любят учителя и воспитатели.
Студенческий ребенок совершенно не боялся взрослых, считал себя равным. Крупный, крепкий, здоровый мальчик в садик пошел в 2,5 года и стал заводилой всех шумных дебошей. Но садик мы пережили. В школу сын пошел в 1993 году в возрасте 6 лет. Нулевой класс тогда был не обязателен, из трех групп, после собеседования, набирали один класс при садике. Воспитатели не признались учителю о "достоинствах" сына, и его "отобрали" - мальчик уже умел читать, писать, считать. Сын не мог выговорить слово "топинамбур" до тех пор, пока в пять лет не написал его печатными буквами на слух. На первом же родительском собрании я стала "звездой".
В подготовительной группе крупный мальчик сидел за первой партой с краю, у окна, чтобы не заслонял группу и был под рукой воспитателя. Учитель решила сразу же пересадить его за последнюю парту, а он отказался. Ах, сколько раз уговаривала меня учительница вернуть его в садик, потому что он "не умеет сидеть". Сколько раз я наблюдала из-за двери (исключительно по требованию учителя), как одинокий стул за последней партой не стоял на четырех ножках: учитель задает вопрос, ученик обязательно тянет руку так, что стул становится на передние ножки; учитель, как правило, спрашивает другого ученика, и стул откидывается на задние ножки. А письменные работы - это вообще был "мрак", ведь они у мальчика забирали слишком мало времени. Перепрыгивать через класс я посчитала жестоким. Но я благодарна первой учительнице - она не испортила сыну желание учиться. Еще с первых садиковских утренников он легко учил стихи любых размеров и любой сложности; а рассказывал их так театрально, что зрители покатывались со смеху, хоть и не все понимали (когда картавил). Еще в садике имел выставку работ из природных материалов (картинки из семян и сухих листьев). С пяти лет занимался в шоу-балете (наимладшим в группе). Во времена поголовных дефицитов, пока папа пытался над головами шумящей толпы разглядеть причину столпотворения; сын тем временем вежливо протискивался к прилавку, по пути в деталях узнав, "что дают", "по чем", "по сколько" и "зачем это нужно". Скромность - не его черта. А на рынке всегда просил: "Давай деньги. Что купить?"; и шел торговаться профессионально, исключительно ради общения. Причем я торговаться никогда даже не пытаюсь.
На следующий год (следующий за "нулевым" классом назывался "вторым") - новая молодая учительница (это были ее первые ученики. Полторы четверти была идиллия. Ежевечерне я выслушивала: "Ах, какая сегодня у учительницы блузка!", "Ах, какой сегодня у учительницы макияж!" А затем начался разлад. Разлад в семье учительница перенесла на класс. Сначала ее муж звонил мне домой, требуя забрать "выродка" из класса, т.к. он мешает вести уроки. Затем появились плохие отметки за выученные уроки, затем отметки исчезли вообще. А потом родители других учеником стали рассказывать (сын никогда не жаловался), что учитель ранец засовывает за батарею отопления, забирает учебники, ручку, тетради и говорит (извините, цитирую): "Тебя нет, ты умер и тебя закапали", "Если ты сейчас не заткнешься, то я тебя так урою, что ты кровью умоешься". В общем, с трудом закончили этот второй класс, в результате которого сын сделал вывод: "Мне все равно "два" или "пять, ругают или хвалят - лишь бы обращали внимание; я согласен быть клоуном, лишь бы обо мне не забывали. За лето издерганный ребенок успокоился, пришел в норму.
Третий класс с порога пошел комом. Нет, сын не ангел. Не каждый третьеклассник позволит себе закрыть дверь кабинета перед носом, присланной на замену, практикантки со словами: "Идите, займитесь чем-нибудь. Нам не нужен новый учитель. Мы сами знаем, что делать", - девушка в слезы и к директору. Сын наотрез отказался переходить в другой класс или школу. Под конец второй четверти я не выдержала - мальчика перевели в параллельный класс. Но зачем другому учителю нужен дебошир, когда своих хватает? Сначала она ежедневно спрашивала: "Это временный перевод?", затем стала оскорблять ребенка мне в глаза и говорить, что его надо к бабкам свозить "отлить". Если "своя" учительница начала отчуждение детей наставлениями: "Не играйте с ним, он плохой", то "чужая" учительница стала делать из мальчика изгоя, пытаясь на родительских собраниях собирать подписи под петицией, что он мешает другим детям учиться. Сначала я не понимала, почему меня упрекают: "Так он же еще и с выученными уроками приходит". Оказалось, что для того чтобы избавиться от ученика, мало показать что он "балованный", надо доказать, что он "дурак" или "сильно не успевает".
А потом вообще началась жуть - сын стал уходить из дому. Я думала, что сойду с ума от безвыходности и отчаяния, когда по снегу до глубокой ночи бегала по городу искала сына. В начале 1996 года я забрала его из школы. В то время о частном или заочном образовании не могло быть и речи. Но директор школы и завуч были в курсе событий, и чтобы не "выносить сор из избы" "закрыли глаза". В школу сын ходил две последние четверти только писать контрольные работы с классом. Он очень скучал за детьми. Нам повезло с нанятой Учительницей - опытный талантливый педагог. Сын восполнил пробелы в знаниях, вновь стал уравновешенным. Нам с мужем было очень тяжело и физически (отец в 6 часов отводил сына к Учителю утром перед работой пешком пол часа туда, пол часа обратно - машины у нас нет, маршруты автобусов проходят не удобно, еще дольше получалось; а я в обед бежала забирать его), и финансово (мы платили за пол дня 100 $, что равнялось зарплате за целый день инженера на заводе, т.е. папы).
Весь следующий учебный год четвертого класса сын получал "двойное" образование: С утра посещал (именно посещал) школу; во второй половине дня учился (именно получал знания) у Учителя; вечером делал уроки. От парты к парте - мальчик располнел, к тому же он умудрялся получать удовольствие даже от поедания вареного лука.
Как много зависит от классного руководителя! Был у нас один спокойный год, но преподаватель ушла работать в пожарную охрану. И был у нас сказочный год! Молоденькая преподаватель русского языка увидела в нашем сыне человека; взбалмошного, но ласкового и отзывчивого человека. Она заступалась за него в учительской, оспаривала навешенные ярлыки - и учителя помягчели, и сын поутих. Появление отметок я провоцировала хитростью. Был заключен договор с сыном: за "пятерку" - я плачу 1 гривню; за "четверку" - я плачу 50 копеек; за "трояк" - он возвращает 1 гривню, за "двойку" - он платит 2 гривни; замечание по поведению приравнивается к "двойке"; за "сокрытую" отметку - штраф в 10-ти кратном размере. И он весь год оказывался "в плюсах"! Но молодая учительница вышла замуж и ушла.
Восьмой класс начался более чем оригинально. Сын ходит в школу, исправно делает домашние задания, классные работы тоже присутствуют. А оказалось, что за два месяца учебы он был на занятиях В сумме два дня, остальное время провел в компьютерных клубах (потихоньку вытягивая деньги из кошелька). Я в ужасе кидаюсь в школу. Одна из преподавателей невозмутимо мне говорит: "Ну, чего Вы волнуетесь? Он же не один такой. Так Ваш сын хоть не пьет и не курит". Я взяла отпуск и провела его под дверями кабинетов. Урок уже начался, к двери подходят 2-3 мальчика из другого класса, распахивают дверь: "Пошли!", 2-3 мальчика поднимаются и уходят, а мой остается - я же здесь. Да еще родителям "подельников" наябедничала, чтобы разорвать эту цепочку. Я заметила, что некоторые преподаватели сами провоцируют проблемных детей уходить с занятий - проще вести урок. Чтобы не сталкиваться с конфликтами на переменах, учителя уходят из класса с первыми звуками звонка и приходят в класс уже после начала урока. Не редкость 15-ти минутный монолог учителя (1/3 урока): "вот вы тут такие сытые и одетые, учиться не хотите, а нам зарплату не платят, своих детей кормить нечем, я с вами время теряю". Тот период, когда каждый ученик знал, кто из учителей продает на переменах "жвачки", лучше не вспоминать.
В нашей семье существует несколько "школьных" правил:
- Никогда не обсуждать поведение педагогов в присутствии ребенка.
- Не выпрашивать у учителей сыну отметки и не конфликтовать с преподавателями.
- Никогда не делать уроки вместо ребенка, только вместе - подобные задачи решаются до тех пор, пока перестают вызывать сомнения, а потом еще парочку усложненных.
- Всегда помнить, что наш сын "не подарочек".
Английский язык сын начал изучать в индивидуальном порядке заранее. Увы, прекрасный Педагог уехал из города через полтора года, оставив нашему сыну прочные знания. Но когда пришло время изучать английский язык всем классом, как же надо было довести учительницу, чтобы остаться неаттестованным за год; а в последствии еще и "догонять" одноклассников частным образом. С разными предметами и дела обстояли по-разному. Вернувшись из школы после знакомства с преподавательницей химии, я просто сказала мужу: "Продолжайте учить химию дома" (химия для нас - вторая специальность). А вот с преподавателем физики сына удалось помирить, результат: не просто 10- 11- 12 баллов, а просьбы помочь подобрать дополнительную литературу к очередной теме. Ну а при индивидуальных занятиях, сын всегда славился исключительной дисциплинированностью и внимательностью. Но повторяю: наш сын не ангел. Выходит вечером уставший мальчик с тренировки - на встречу учительница с тяжелыми сумками. Мальчик без просьб относит сумки до двери квартиры в другом квартале (путь не близкий). Но он не считает этот поступок чем-то особенным (даже дома о такой мелочи не рассказывает), а на следующий день без задних мыслей и без злобы срывает урок той же учительнице.
Дома в семье - это спокойный, ласковый, заботливый ребенок. Я расплакалась, когда в классе пятом он позвонил на работу: "Мне было скучно - я вымыл унитаз и все вокруг". Правда, вернувшись вечером домой можно было обнаружить всю мебель в белых разводах - издержки трудолюбия. А о семейных пеших прогулках-походах по лугам, посадкам, лиманам, улицам незнакомого города можно целые рассказы писать. Наши отношения омрачались и портились разборками школьных подвигов. Когда я в конце восьмого класса сказала: "Все - еще одна выходка, и следующий год будешь учиться в "кадетке" (военный лицей за 800км); сын за полтора месяца до окончания учебного года забросил тренировки и все дни проводил в школе "подтягивая хвосты" первого полугодия. Табелем особо хвастать не пришлось, но без пробелов и неудовлетворительных отметок. Я не думаю, что он этого добился знаниями - скорее хитростью и лестью.
А теперь я с восхищение и страхом наблюдаю за младшим сыном. В 1 год 9 месяцев он обладает той же удивительной способностью притягивать взгляды, привлекать внимание и восхищение незнакомых людей на улице (в том числе и солидных мужчин, и тинэйджеров). Его можно уговорить сделать практически все, но заставить нельзя абсолютно ничего. В его присутствии можно кричать сколько угодно, но на него нельзя строго даже посмотреть. Совершенно не склонен к истерикам, но своего добьется. А ведь впереди у него школа.
Витенко Наташа, mech@azmol.com
Ольга Павлова: "Все родители любят своих детей. Все желают им добра. И только некоторые при этом увлечены идеей раннего развития. В первую очередь потому, что раннее развитие для раннего детства, а что делать с этими детьми дальше не знает никто. Они не вундеркинды, они просто больше знают и умеют творчески подходить к решению задач. Школ для таких детей нет. И это очень горько, потому что эти детки никак не вписываются в рамки , подготовленные для среднестатистических умненьких, но пока очень мало знающих детей. То есть для тех, кто к моменту поступления в 1 класс едва знает буквы и считает до 10. Но все-таки, рано или поздно наступает время, когда ребенка надо отдавать в школу. Серьезно поразмыслив, мы решили, что наша дочь Саша пойдет в школу в неполные шесть лет. К школе она полностью готова и проблем возникнуть вроде бы не должно. Для своего ребенка хочется самого лучшего. Поэтому поиск школы начинался со школ с гордым названием спецшкола . Первый удар обрушился на нас тотчас же. Ни в одну спецшколу не хотят брать ребенка младше 7 лет. Будь он хоть семи пядей во лбу. Это принципиальный момент. То есть нам предложили походить еще ДВА ГОДА в детский сад. Тогда, успокоив себя мыслью, что начальная школа зависит от одного учителя, на английский можно походить отдельно, а математикой по-прежнему можно заниматься дома, мы обратили свой взор на обычную школу, самую ближайшую к дому. Но даже в самую обычную школу пятилетнего ребенка брать не хотели. В общем-то, конечно, не из злого умысла нагрузка считается серьезной. Заручившись поддержкой школьного детского психолога, который подверг Сашу серьезному тестированию, мы сумели таки определить ребенка в 1 класс. Почему мы не захотели подождать два года до 7 лет и потом сразу скакнуть через несколько классов? Во-первых, когда ребенок идет в первый класс, он идет вместе с такими же новичками, пусть несколько старшего возраста, но такими же неопытными. Он проходит процесс адаптации вместе со всеми. Если ребенок идет сразу в 3-4 класс, он не нюхавши пороху попадает в сложившийся коллектив многоопытных школяров , и если при этом еще оказывается самым младшим, то это может стать для него слишком непосильной ношей. Итак, о проблемах. Заново учить буквы ребенку, который читает 70-80 слов в минуту смешно и нелепо. Отношение к уроку чтения сразу становится снисходительным и равнодушным. С математикой проблемы похожего свойства. Например, задача. Даны два отрезка. Отрезок АВ=8 см, отрезок ВС=2 см. Найти отрезок АС. Если ребенок на уроке математики в первый раз услышал про отрезки, то эту задачу он решит простым сложением. 8+2=10(см). Ребенок, прошедший школу раннего развития и привыкший проводить некоторые исследования в математических задачах, обязательно скажет, что вопрос поставлен некорректно, что отрезок АС может быть любой длины от 6 до 10 см, это зависит от угла между заданными отрезками. У учителя поползут наверх брови, учитель будет недоволен. И его можно понять сомнение в правильности его слов заронено, а объяснить сразу всему классу про углы, треугольники, синусы, косинусы и вектора нереально Учитель чувствует неприязнь к выскочке , заносит его в черный список и не может удержаться и не съехидничать при первой же его неудаче. Самое трудное в первом классе это требования по оформлению. Две клеточки сверху, две слева, четыре между работами. Если пример, который начинается с двузначного числа пишется под примером, который начинается с однозначного числа, он сдвигается влево на одну клеточку. Все время надо следить за этими клеточками. Если на странице умещается три столбика примеров в ширину, будь добр их уместить, если не уместились и пример залез на поля сам дурак . Если оставил пустое место там, где теоретически можно было бы что-то написать тоже. Или еще одно чудо невиданное краткая запись . Вот уж где голову наломаешь, что с большой буквы, что с маленькой записываем, что пишем полностью, а что можно сократить. Саша обычно читает задачу и сразу сообщает ответ. И ребенок недоумевает - зачем писать все это долго и нудно, когда и так все понятно. Контрольная по математике. 12 примеров. Выскочка решает оба варианта без единой ошибки. Но забывает пропустить между ними положенные две клеточки, отступает одну. И вот колючая четверка красуется в дневнике. На чтении выскочка читает быстрее всех, но не отличается звонким голосом. Ага, вот тебе еще одна четверка , получай. А! Вот и слабый конек письмо. Надо сказать, что в силу возраста все 5-6-летние дети периодически зеркалят- пишут буквы в обратную сторону. Диктант. Буковка уползла выше строчки раз, буковка в другую сторону два, и вообще не слишком написано красиво три. И жирная красная тройка на странице, расползается от упавшей слезинки. И конечно же, с Сашей за одной партой оказывается самая бедовая и самая неподготовленная в классе девочка Любочка. И учительница говорит: ты, Саша, ей должна помогать. И Любочка без конца толкает Сашу в бок: подсказывай мне! А Саша не знает, как она должна помогать и подсказывает, конечно же отвлекаясь от собственной работы. И ненавистные клеточки, зеркальные буквы незамедлительно появляются в тетради. Девочка перегружена! - заявляет ехидным тоном учительница, - У нас в первом классе большая нагрузка, а вы еще ее на английский, на музыку, да на танцы водите! Водим. И будем водить. Потому что ей это интересно. Потому что если и устает, то не от этого. Потому что на вопрос: Сашенька, если ты устаешь, давай от чего-нибудь откажемся? Саша отвечает: А можно в школу пореже?.. Наши дети привыкли к тому, что мы радуемся их успеху и не замечаем неудач. Школа ориентирована на то, что успех это так и должно быть, а за неудачу надо наказывать. А учиться не для радости , а чтобы не наказали невыносимо скучно и несправедливо. Сейчас Саша заканчивает первый класс. Она среди сильных учеников, но не первая. Учительница добивается своего. Девочка выравнивается . Почерк становится таким же, как у всех в классе. Глупые вопросы на уроках звучат все реже. Несомненно, за год она повзрослела, стала более самостоятельной и житейски мудрой. Но мы, родители, жалеем о ее дошкольной непосредственности, живости ума и желании учиться."
2003-04-16, из публикаций
Прочла все. Жутко. Как можно так отстраниться и оставить ребенка наедине со всем этим мраком, без поддержки - школа выживания да и только.
4.2.2003 20:21:57, Сонечка
Правила мне не понравились. Отстраненность...
4.2.2003 20:16:40, Сонечка
Ой, я знаю такого же нестандартного мальчика, наш сосед. Умнейший, очень способный мальчишка, все так же, как у вас - с ним можно всегда договориться, но его невозможно заставить сделать ничего. На него нельзя кричать совершенно, и он своего добьется. Дома он ласковый и заботливый, он все делает и очень бережет маму. Он очень самостоятельный, все деньги на комп. клуб зарабатывает сам.
Его первая учительница была прекрасным человеком и учителем с большой буквы, и он отлично учился, но она ущла, туда где больше платят, и у ребенка начались проблемы.
Сейчас его родителям очень настойчиво предложили подумать о вечерней школе, еще год разрешили остаться, ему 13 лет.
И они, видимо, согласятся. У них нет возможности дать ребенку домашнее образование.
31.1.2003 6:38:41, Marisha
Ода семейному обучению :-) Нешкольному.
30.1.2003 22:6:20, Мария Д.
Совершенно не понимаю, почему вы не боролись за ребенка сразу. Правила и принципы вам важнее ребенкиного спокойствия ? Путь наименьшего сопротивлениай- "покупать" учителей, полюбовно договариваться, подкрепляя материальным свои договоры - ласковый теленок двух маток сосет, не слышали ? Путь наибольшего- тоже работает. Почему вы бездействовали ?
30.1.2003 21:11:58, Ингеборга
Может, как раз перескочить через класс было бы разумнее - мальчику бы было интереснее, среди ребят постарше он не чувствовал бы себя заранее лучше всех, пришлось бы стараться, а не срывать уроки.
30.1.2003 21:4:30, panna
Я так и не поняла, в чем суть этой страшной истории?
30.1.2003 12:54:38, Carsa
А я думала, что только я такая непонятливая :))) Похоже, что там все друг друга стоят :)
30.1.2003 14:19:33, Ольга*
А почему же Вы не забрали ребенка из школы сразу, как начались "гонения" (во втором классе)?
30.1.2003 12:51:31, Пума
2003-03-12, из конференции
Цитата из газеты Факты № 66: ««Учительница сказала, что я недоумок, и дети не хотят со мной дружить», - пожаловался второклассник маме и отказался идти в школу. … В первый класс Павлик пошёл зная буквы и цифры до десяти. Мама полагала, что этого достаточно: читать и писать сына научат в школе. Но начались занятия , и у мальчика возникли проблемы. Мама наняла сыну репетитора, дело вроде наладилось… Однако во втором классе Павлик опять стал отставать от ровесников. Мама обратилась за помощью к учительнице, но та не только отказалась заниматься с Павликом, а и дала понять, что ему не место в школе. «А где же ему место?» – не поняла мама. «В интернате. Для таких как он». … Павлик – крепыш девяти лет и такого спокойного нрава, что появление человека «из газеты» не произвело на него особого впечатления. … Павлик и гулять перестал выходить. Да что гулять! После очередного конфликта с учительницей мальчик вообще отказался идти в школу. … Директору школя явно неловко за случившееся. Ведь отстающих ребят действительно не мало. Но, по его словам, их родители не требуют к ним особого отношения. А мама Павлика постоянно в претензии к педагогам: то на Павлика не так посмотрели, то ему не то слово сказали. … «А разве слово «недоумок» – то слово, которое учитель должен говорить девятилетнему ученику, если у него не получается пример?» – задаёт мама справедливый вопрос. … Не должен. Но педагоги говорят и довольно часто – это с прискорбием омечают исследователи школьных проблем. И очень редко родители решаются поднять голос в защиту своего ребёнка.»
2003-04-17, из газеты
Если Вы не сталкивались с тем, как в школе выравнивают учеников ВНИЗ, то Вам не понять печаль автора. Меня начали обучать английскому языку частным образом в первом классе. Иностранный язык тогда начинали изучать в пятом классе (семидесятые годы). Переезд в новый квартал, где в школе преподавали исключительно французкий язык. Как же не взлюбила меня преподаватель французкого за проскачившие поначалу английские слова!! Ну а если ещё добавить, что она была моим классым руководителем вплоть до выпускного!! Французкий я тоже выучила и без учительских симпатий, и без репетиторов (учась в институте подрабатывала переводами патентов), но кого винить в пережитых ребёнком (т.е.мною) унижениях? Родителей? Меня (я не была проблемным ребёнком и знаний своих на показ не выставляла)? Учителя? А за то, что на долгое время у меня отбили в школе любовь к чтению, может надо винить дедушку, который хитро просил: «Я устал на работе, почитай мне, внученька, газетку.» – и пятилетняя девочка читала в слух Правду от первого до последнего слова?! Да, это было давно, но и сейчас во многих школах безнаказанно взрослые дяди и тёти продолжают криком, задавливанием собственного мнения, оскорблениями и насмешками унижать человеческое детское достоинство НАШИХ детей. Разве это не страшно?
2003-04-16, Наташа
Да, верно, школа - место ужасное, а подавляющее большинство учителей просто профнепригодны. Правильно ведь в народе говорят: "Ума нет, иди в пед". Когда я сама училась, класса до 5, мой отец решал проблему плохих оценок и замечаний очень просто: надевал форму с медалями (не так-то просто орать на старшего офицера), брал дипломат (в котором лежала бутылка кьньяка) и шел напрямую к директору. Через полчаса в этот кабинет вызывали "проблемную" училку, выслушивали ее претензии ко мне и (по ситуации) либо делали ей строгое внушение, либо дарили коробку конфет. Именно так, через директора! И получалось, у меня до 5 класса почти не было троек, хотя я не знала даже таблицы умножения.
Сейчас образование изменилось, в этом году мой Волчонок идет в школу, и знаете, что он мне заявил? "Мама, если мне там не понравится, я брошу школу и пойду работать на заправку. Буду откладывать деньги и за 10 лет заработаю себе на аттестат". Соображает, ничего не скажешь!
А училок он ненавидит заранее. Мои рассказы о детстве, видно, подействовали :)))
2005-01-15, Жена Чародея :)))
Я что-то не пойму, если ребенок не знает, допустим, слово "НАДО", ну сложилось так, то что его надо "урывать, чтобы он кровью умылся"? Это ребенок- то 7-ми лет. Конечно, дети разные бывают, но учитель, на то и учитель, чтобы к каждому уметь найти подход. У меня вот тоже такие же опасения по-поводу школы для дочки, я тоже хорошей девочкой была училась на отлично, но школу и учителей люто НЕНАВИДЕЛА все 10 лет. У нас тут в садике бабушка одной девочки (учительница с огромным стажем) вещала, что у вас, мол, дети невоспитанные, вот моя дочь, когда я домой приходила пряталась от меня, боялась, что ругать и бить буду, а внучку свою (2 годика ей всего) она уже совсем зачморила. Представьте, приходит 2-х летний ребенок в группу (группа сокращенная, 3 часа в день и с родителями) садится в уголок и сидит, не общается ни с кем, не играет, так и сидит одна, зато слово "НАДО", видимо, хорошо знает. Вот, по-мнению наших дремучих учителей - идеальный ребенок.
2003-02-07, barsuk
Прочла статью , заметки после и испытала горькое чувство, что я не одинока. Всё. в принципе , как обычно как всегда. Все мы это либо видели, когда были сами школьниками, либо видим сейчас, когда учаться наши дети. Выжившие стали родителями выживающих - это страшно, но укладывается в рамки развития Нормальной Здоровой личности в нашем феодальном обществе. Потому и общество наше не меняется, что душевную работу наши люди посчитали менее важной чем социальное выживание.Лбом стену не перешибить - уже пробовала. Сохраняйте свой мир, обходите заблудшие души, а может попытайтесь понять, что же происходит с ними - поверте так много добра никто им не сделает. Жизнь она лучше без войны.
2006-05-09, Татьяна
Всего 12 отзывов Прочитать все отзывы.