Почему мы выбираем тот или иной вуз? Конечно, есть ряд объективных критериев: специальности, преподаватели, рейтинг. Но также мы чувствуем и едва уловимые свойства университетов, по которым те отличаются друг от друга. И порой эти самые свойства оказываются более значимыми, чем цифры и факты.
Миф об университете
Университетская атмосфера связывает студентов и с альма-матер, и друг с другом, пожалуй, больше, чем сдача экзаменов и посещение лекций. С детства ребенок узнает о разных "взрослых" учреждениях именно по эмоциональному фону: по рассказам родителей или из книг, в которых интерьер и общий дух пусть никогда и не играет главной роли, но без него ничего не состоялось бы. Да и выпускники с дипломами вспоминают в первую очередь ощущение себя как студента, себя в университете.
Всемирно известные университеты звучными именами уже создают в нашем восприятии целую картинку: нужно почувствовать "на вкус" все эти слова — Сорбонна, Оксфорд, Кембридж, Гарвард, Йель. А сколько ассоциаций со словосочетаниями вроде Афинский университет или Франкфуртская школа...
Кстати, интересно, что в сказках и даже многих детских книгах атмосфера вуза или школы почти никогда не фигурирует. Есть в них, конечно, упоминания, как герои учились, но не более того. Дело в том, что сама по себе сказка — это своеобразный урок (или даже мини-вуз), поэтому других учебных учреждений она в себя не пускает. Исключение — это, пожалуй, книги о Гарри Поттере. Да, Джоан Роулинг создала удивительную книгу, которая, кажется, любого может очаровать обаянием Хогвартса — магического варианта классической английской школы. Хотя справедливости ради отметим, что и в других, более взрослых, произведениях есть упоминания об учебных заведениях, тоже полуфантастических. Стоит вспомнить Рабле или магическую школу у Урсулы ле Гуин.
Что еще объединяет молодых людей в стенах университетов и институтов? Конечно, само общение, создание сообщества со своими одногруппниками и единомышленниками. Неслучайно именно в студенческой среде готовились революции и создавались самые смелые идеи. Сегодня тайные встречи реже становятся частью досуга студента, но тоска по ним остается. И такое общение не могут заменить ни официальные мероприятия, ни встречи профсоюза, ни подготовка совместных творческих вечеров. Настоящее студенческое общество создается "снизу", только студентами, иногда — вместе с молодыми преподавателями. Один из самых ярких, хотя и трагических примеров показан в фильме "Общество мертвых поэтов". Там молодой преподаватель меняет жизнь консервативной английской школы, начинает устраивать встречи студентов, увлеченных поэзией, которые по ночам читают стихи. Очень точно в этом фильме отражено, что прелесть тайного общества — именно в его тайности, когда нужно опознавать друг друга по случайным знакам и жестам. Иногда такие общества создаются не только одним курсом, но сразу несколькими поколениями студентов, формируется своя традиция встреч и свои темы для разговоров. И часто дружба, отношения, которые начинаются в таких сообществах, с окончанием вуза не завершаются.
Книгохранилища и новые технологии
Но если от нематериальной составляющей вернуться к предметам бытовым или, во всяком случае, "интерьерным", то мы обязательно попадем в библиотеку. Нет, это не просто обитель студентов, особо занятых учебой. По библиотеке можно судить о вузе вообще. Конечно, есть объективные показатели: книги и журналы, которые в ней есть, степень компьютеризации и удобство. Да, если вы настроены рационально, стоит узнать, какие есть подписки на издания по вашей специальности, насколько удобно реализована работа с электронными ресурсами, посмотреть на библиотечные залы. Но, подходя к библиотеке творчески, вы обращаете внимание совсем на другое: на мебель и стены, на выражения лиц студентов, общий темп библиотеки, очень скоро узнаёте, есть ли там традиционные библиотечные бабушки или их место занимают милые барышни, можно ли брать художественную литературу, есть ли там старые издания. Однако на самом деле библиотеки не исчерпываются только этим. Существуют и библиотеки инновационного типа, причем вовсе необязательно это связано с архитектурными особенностями их зданий.
В первую очередь студенты обращают внимание на то, как проходит работа с ресурсами библиотеки. Есть определенный шарм в старомодных библиотечных центрах с их хранителями, архивами с километровыми полками и тяжелыми столами, где можно заниматься с утра до вечера. Но такая система становится частью истории. Ускоряется темп жизни, студент порой не может позволить себе просиживать в библиотеке часами, и руководители учебных центров идут ему навстречу. И внутри старинных зданий, и в новых архитектурных сооружениях работа с книгами автоматизируется всё больше, и никто этому не удивляется. А сами по себе здания библиотек перестают быть напоминанием о том, какая долгая история у книг.
Например, библиотека Бранденбургского технического университета, вернее, целый медиацентр привлекает внимание издалека. Внутри, кроме книгохранилищ и читальных залов, расположены мультимедийный и вычислительный центры, а также центр обработки информации. И всё это скрыто за фасадом из плексигласа, который украшен буквами и символами из самых разных алфавитов. А цвет букв, изначально белых, меняется в зависимости от угла зрения и погодных условий.
В библиотеке Университета Дуйсбурга-Эссена оригинальная концепция не только снаружи (она выстроена в форме гигантской сферы), но и внутри. Энергосберегающие технологии, экологически чистые материалы: так строили в основном автомобили на электричестве, но теперь получаются и здания для студентов.
Университетская библиотека в Варшаве тоже удивляет сочетанием высоких технологий и классического подхода. Огромное стеклянное здание, на крыше — смотровая площадка и оранжереи, а внутри — и небольшой торговый центр, и детский городок, и полдюжины кафе и магазинов. Кажется, здесь можно забыть об учебе. На самом деле всё как раз наоборот. В такое место можно прийти, решить все бытовые вопросы — и уже целый день не отвлекаться от занятий. Если нужно заняться совместной работой — это можно сделать никого не отвлекая, но и не покидая пределов библиотеки, в одном из скверов на крыше или в ресторанчике внизу.
Инновации в старинных замках
Можно разделить "характеры" университетов на два вида — классические и инновационные. Считается, что гуманитарные и медицинские дисциплины имеют более классическое настроение, а технические и архитектурные — ближе к инновационному типу. Однако если посмотреть на современные университеты, оказывается, что это не совсем так, а порой даже прямо наоборот.
На самом деле как раз традиционные классические вузы первыми чувствуют необходимость в создании новаторского подхода если не к обучению, то хотя бы к его обрамлению. Поэтому именно в классических английских и других европейских и, уж конечно, в американских университетах действуют самые современные системы работы со студентами. На территории многих вузов работает бесплатный wi-fi, поэтому каждый может получить доступ к учебным материалам, большaя, а порой и бОльшая часть которых существует в электронном виде.
Для человека, воспитанного в другой системе, такой подход к обучению поначалу кажется сначала просто совершенством. Магистр The London School of Economics and Political Science Николай Воронин в своем блоге рассказывал о впечатлениях первых дней так: "Это просто невероятно — когда можно во время полдника сидеть за столиком на веранде на крыше университета, наслаждаясь круассаном и стаканом апельсинового сока — и одновременно бегать пальцами по клавишам раскрытого лаптопа в поисках нужной книги из библиотечного каталога. Нажать клавишу "fetch" — и знать, что через 20 минут, как раз когда ты дожуешь круассан, книга уже будет ждать тебя на reception в соседнем здании".
И не так важно, идет ли речь об изучении современных медиа либо традиционной философии или политологии. Школы с традициями умеют меняться вместе со временем внешне, при этом сохраняя внутреннюю целостность. И, как мы уже упоминали выше, добиваются того, что студентов завораживают даже сами их названия.
При этом новые вузы в молодых странах, конечно, отличаются от классических европейских университетов даже снаружи.
Школа искусств, медиа и дизайна в Сингапуре сделана в форме буквы С, при этом вся крыша покрыта травой, а стены (школа, заметим, трехэтажная) почти полностью стеклянные. Забраться на такую крышу очень просто, так как два квадратных конца буквы начинаются прямо с земли. Занимаются студенты внутри, а отдыхают — на газонах крыши. В том же Сингапуре есть еще одно здание, принадлежащее Колледжу искусств LaSalle SIA Art College. Оно состоит из шести зданий, в каждом — по 5 этажей, причем расположены они, будто нагромождаясь друг на друга, а соединены здания высокими подвесными мостиками между верхними этажами. Получается огромная полупрозрачная стеклянная глыба, которая еще и подсвечивается по ночам и видна издалека.
Впрочем, важно не только как организовано пространство учебы, но и как проходит сам ее процесс.
В большинстве европейских вузов активно используются все возможности Интернета. Студенты ежедневно поутру сверяются с расписанием, в электронном виде получают программу к каждому занятию, имеют доступ к электронным ресурсам библиотеки прямо со своих компьютеров, заходя в библиотеку, уточняют еще на входе, какие книги по программе есть в доступе. И сами лекционные занятия организованы зачастую иначе, чем в традиционной российской системе. Преподаватель показывает презентацию, у студентов на столах лежат распечатки этой презентации: там они делают пометки по ходу рассказа лектора, где-то вместо листочков уже приветствуются ноутбуки, затем электронной рассылкой студенты получают список литературы и задания для самостоятельной подготовки.
И все это происходит, заметим, не только в новых университетах, но и в классических английских universities.
Какими бы ни были интерьер и даже подход преподавателей к обучению, университетская атмосфера остается по-прежнему привлекательной для студентов. И основная черта её — принадлежность к миру науки и современности. Не зря именно в университетах рождались самые консервативные теории и при этом начинались великие революции и бунты. Становясь студентами, мы невольно впитываем атмосферу учебного заведения — и во многом она определяет то, какими мы будем через десять или двадцать лет. Остается только выбрать ее характер.