Неподдельный интерес ребенка к природе и всему живому вокруг - для родителей повод задуматься. А вдруг маленький человечек, часами разглядывающий через лупу муравьев, - будущий профессор и автор множества открытий? Может быть, есть смысл отдать его в школу с биологическими классами?
В государственных школах с биолого-химическим или естественно-научным уклоном углубленное изучение биологии начинается обычно не раньше восьмого класса. Однако акцент на профильных предметах делается с самого начала: за счет так называемого школьного компонента увеличивается количество уроков по биологии уже в пятом-шестом классах, и проводятся они часто нестандартно. Нередко каждый раздел (ботанику, зоологию, цитологию и т. д.) преподает отдельный учитель - специалист в данной области науки.
Классы, или группы внутри класса, могут быть не только биологическими, но и биолого-химическими, биолого-экологическими, биолого-математическими, биолого-географическими и т. п. В этом случае профильными становятся два предмета. Но и остальные дисциплины преподаются в предусмотренном программой объеме. Более того, к гуманитарным наукам здесь относятся с уважением. В гимназии 1543, например, есть возможность изучать два иностранных языка: обязательный английский и на выбор - немецкий или французский. Иногда даже уроки биологии учителя проводят на английском.
Хочу учиться
Попасть в класс с углубленным изучением биологии вполне реально - было бы желание. Евгения Петраш, учитель биологии школы 520: "Мы проводим только вступительное собеседование. Ищем в первую очередь творческих детей, по-настоящему увлеченных биологией. Ребенок любит домашнюю кошку - это еще ничего не значит. Он должен интересоваться природой в целом и в частностях". Для зачисления в медико-биологическую негосударственную школу "Vita" нужно пройти собеседование и сдать экзамен по математике. По словам Ларисы Кац, заместителя директора школы, преподаватели обращают внимание не только на знания, но и оценивают психологическую подготовку ученика. Здесь дети начинают углубленно заниматься биологией, химией, физикой уже с шестого класса.
Для поступления в восьмые-десятые классы гимназии или лицея, скорее всего, придется сдавать несколько экзаменов. Бывает, в случае неудачи их разрешают пересдать, иногда даже два-три раза. Так что если ребенок твердо намерен поступить в биологический класс, у него есть все шансы.
Считается, что биология - одна из наук, равноценно развивающих в человеке как математические, так и гуманитарные способности.
Многие известные биологи были разносторонне образованными людьми. К примеру, Николай Кольцов знал английский, французский, немецкий и итальянский языки, что позволяло ему изучать труды иностранных ученых в оригинале. Владимир Вернадский занимался, помимо биологии, геологией и химией и остался в истории как выдающийся мыслитель и автор учения о ноосфере.
В число вступительных испытаний входят математика (письменно), русский язык (диктант), биология (устно или письменно, иногда - и устно, и письменно). В комбинированные классы сдается второй профильный предмет. Знание иностранного иногда проверяется на экзамене, но чаще на собеседовании - для того чтобы распределить детей по разным группам. В качестве заключительного отбора может проводиться еще и двух-трехдневный выезд "в поле" - его результаты оцениваются как зачет/незачет.
Вступительные экзамены проходят весной или в начале лета, иногда учеников "добирают" в августе.
Официально обучение в биологических классах государственных учебных заведений считается бесплатным. Но, как и везде, взимаются взносы на охрану и нужды школы. Отдельно могут оплачиваться уроки и консультации вузовских преподавателей.
Все - в сад!
Биология - наука полевая, и ее серьезное изучение невозможно без наблюдений за живой природой в естественной обстановке. Поэтому школы организуют регулярные выезды на практику - обычно на каникулах. Такие "командировки" могут быть кратковременными (на один-семь дней) и долгосрочными (от двух до семи недель). Условия проживания близки к экспедиционным: в палатках или домиках без удобств. Режим напоминает распорядок дня в детском туристическом лагере: дежурства, уборка территории, приготовление пищи. Но, помимо развлечений, дети и их наставники занимаются настоящей исследовательской работой.
Ребята получают задания еще до начала практики. Из предложенного набора каждый выбирает для себя наиболее интересное. К моменту выезда они должны основательно изучить свою тему: "Лекарственные растения семейства лилейных средней полосы России", "Опылители растений семейства зонтичных" или "Влияние освещенности на морфологию травянистых растений"...
Под руководством учителя дети выходят из базового лагеря на экскурсии, наблюдают за растениями и животными, ставят эксперименты, делают собственные научные выводы, а иногда совершают маленькие открытия. И, конечно, во время таких выездов они лучше узнают друг друга, учатся общаться, жить в коллективе, осваивают туристские навыки, развлекаются и отдыхают.
У некоторых школ для практик имеются свои базы: например, у школы 520 - на Белом море, у гимназии 1543 - в Тверской области на озере Молдино. Ученики могут выезжать и на исследовательские станции профильных вузов (если у школы есть соответствующая договоренность). Помимо этого, проводить практики на своей территории разрешают многие заповедники страны. География поездок может быть очень широкой: Подмосковье, Мурманская область, Кавказ, Урал и т. д.
Что делать дальше?
Если у школы налажены прямые связи с одним, а лучше - с несколькими вузами, это серьезный плюс для учеников. Часто вступительные тестирования и собеседования здесь проводят преподаватели из высшей школы, таким образом подбирая себе потенциальных студентов уже на этом этапе. Они же ведут уроки биологии, химии, других профильных предметов, выезжают с учениками на полевые практики. Это хорошая возможность получить объем знаний, необходимый для поступления в вуз - без дополнительных занятий с репетитором, заметьте. Обучение в старших классах гимназий и лицеев нередко построено по вузовскому образцу: уроки проходят парами, предусмотрено много самостоятельной работы - так школьники постепенно привыкают к будущей студенческой жизни.
При выборе школы с углубленным изучением биологии стоит учесть несколько факторов:
- есть ли у нее база для проведения "полевых исследований"
- преподают ли предметы естественного цикла педагоги-ученые
- сотрудничает ли школа с профильными вузами
Преимущества обучения в биологических классах в том, что, помимо профильного предмета можно хорошо освоить еще несколько сопутствующих. Благодаря этому у выпускников расширяются возможности выбора: они могут поступать в химические, технологические, пищевые учебные заведения. Но все же большинство продолжает образование в медицинских вузах, на биологическом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, в Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина, Российском государственном аграрном университете - МСХА им. К.А. Тимирязева и в педагогических вузах на соответствующих факультетах.