Сокращенная версия. Сокращению подверглись: Введение, удален перечень необходимых для усыновления документов. Полную версию статьи можно прочитать в журнале "Лиза" октябрь 2001 год.
Небезызвестно, какое значение имеет детство на всю последующую жизнь, и что любому ребенку для полноценного развития нужна семья, любящие и заботливые родители, домашний уют. В некоторых странах, например, в Швеции детских домов не существует. Когда это произойдет у нас - неизвестно, но каждый из нас может помочь брошенным детям уже сейчас. Эта помощь может быть любой, не обязательно всегда материальной (одежа, игрушки, книжки, прогулки с малышами на улице, организация экскурсий, проведение концертов и праздников), нужно только набрать телефонный номер детского дома и узнать об их проблемах и нуждах.
Почему усыновляют детей?
Существует две главные причины для этого поступка.
Первая - это, когда женщина не может родить собственного ребенка. Но есть сильное желание стать матерью, понять, что такое материнство, подарить свое тепло и ласку крошечному существу, создать полноценную семью, полностью реализовать себя по программе, заложенной природой, т.е. воспитать ребенка. И тогда встает вопрос об усыновлении, инициатором которого чаще всего является женщина. Если женщина замужем, и в браке наблюдается взаимопонимание, то муж полностью поддерживает жену, понимает ее чувства и необходимость появления малыша в семье и все последующие заботы и радости, связанные с появлением ребенка, они разделяют вместе. Но часто бывает и так, что одинокие женщины решаются на усыновление без мужской поддержки, юридически это разрешено. В обоих этих случаях в основном усыновляют младенцев - отказников из домов ребенка, которым еще не исполнилось одного года. Чаще всего малышей, которых усыновили, представляют знакомым, как родного. Для этого женщины прибегают к разным хитростям: имитируют беременность, уезжают на некоторое время "рожать" в другой город, придумывают различные истории о появлении малыша на свет и т.д. Только очень узкий круг близких друзей посвящен в тайну усыновления.
Вторая причина усыновления детей - желание помочь ребенку, который оказался лишенным семьи. Из всех мотивов, ведущих к усыновлению, которых достаточное количество (это может быть и смерть родного ребенка, и бегство от одиночества, и желание быть как все), этот мотив - помощь ребенку является самым редким и на взгляд многих специалистов самым лучшим для последующего развития ребенка. С этим мотивом усыновляют детей разного возраста от младенческого до подросткового, берут даже детей с различными диагнозами.
В основном в нашей стране усыновляют младенцев. Когда Вы берете ребенка в младенческом возрасте, то его задержки и отклонения в развитии еще не значительны. Если это ребенок в возрасте от рождения до 1-1,5 месяца, то о задержке развитии вообще не может быть речи, и Вы воспитываете малыша, как любая мама, имеющая новорожденного. В этом случае, как и с усыновлением более старших детей, выясните, как протекала беременность биологической матери, как проходили роды, какие роды были по счету, возраст биологических родителей и состояние их здоровья. Эта информация поможет Вам понять поведение и эмоциональное состояние малыша, а также будет необходима для детского врача и психолога, если Вам понадобиться их консультации. К сожалению, бывает и так, что Вы не сможете получить эти сведения в связи их отсутствием, например, если ребенок был подброшен.
Если Вы усыновляете ребенка до 6 месяцев, то отклонение в развитии чаще всего выражено в отсутствии или слабовыраженном "комплексе оживления". У семейных детей "комплекс оживления" наблюдается в следующих проявлениях: при виде матери ребенок замирает, сосредотачивается на ее лице и голосе, начинает стучать ножками и перебирать ручками, улыбается, гукает или гулит, смотрит в глаза. Если у семейного ребенка все эти признаки ярко выражены уже к 3 месяцам, то у младенца из дома малютки они могут отсутствовать и в 6 месяцев. Но не расстраивайтесь, при правильном обращении с малышом, он быстро догонит своих ровесников. Окружите ребенка вниманием и нежностью, постоянно с ним разговаривайте, не только когда он бодрствует, но и при кормлении, купании и пеленании. Чаще ласкайте и обнимайте ребенка, общайтесь с ребенком в позе "под грудью", когда его взгляд устремлен в Ваше лицо. Не бойтесь избаловать малыша, чем больше будет физического и эмоционального контакта, тем лучше. Привлекайте его внимание яркими, блестящими игрушками, находящимися на удобном расстоянии от малыша или помещенными над кроваткой. Очень интересным для младенца является человеческое лицо, поэтому купите ему куколок, клоунов, матрешек и неваляшек. Психологи советуют самим нарисовать на картоне доброе, смеющееся лицо и подвесить над кроваткой малыша на расстоянии 40-50 см. Развивайте инициативность у ребенка, наполните его жизнь новыми впечатлениями, будьте чуткими и отзывчивыми и результат не заставит себя ждать - это счастливая улыбка Вашего сокровища!
Если Вы усыновляете ребенка второго полугодия жизни, то довольно часто это ребенок с диагнозом ЗПР - задержка психоречевого развития в доречевой стадии. Не пугайтесь этого диагноза, младенец из дома ребенка почти все свое время проводит в кроватке. Жизненное пространство малыша - 2-3 комнаты, до года он может не знать, что такое улица (персонал домов ребенка - малочисленный, работы очень много, поэтому на прогулки нет ни времени, ни сил, ни колясок). С 7 месяцев ребенок наиболее остро нуждается в привязанности к определенному лицу, в этот период наиболее негативно проявляется так называемый недостаток материнской любви. Так уж устроена природа ребенка, что ему нужен единственный человек, который бы с ним общался и любил его, а не несколько, пусть даже заботливых и ласковых лиц воспитателей, постоянно меняющихся и уделяющих мало ему внимания из-за своей занятости. Кроме явных признаков отставания в физическом развитии, таких, как в 6-8 месяцев малыш не сидит, а в год не ходит и имеет шепотный лепет, существуют и другие черты, отличающие ребенка из дома ребенка от ребенка, растущего в семье. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что ниже будет предоставлена общая характеристика младенцев из дома ребенка, и ее особенности не обязательно присущи всем детям, т.к. личность любого ребенка уникальна и путь развития каждого малыша индивидуален.
Малыш перекатывает головой по подушке (сам себя укачивает), ударяется головой о стенку кроватки, делает стереотипные движения руками, сосет палец, раскачивает тело со стороны в сторону. Это происходит из-за того, что ребенок был ограничен в движениях, его никто не нянчил, он был лишен ласки и тепла человеческих рук.
Ребенок играет так, как ему говорят, у него почти полностью отсутствуют волевые проявления и инициативная готовность.
У ребенка не существует разделения на любимую и нелюбимую пищу. Когда ему дают нелюбимую еду, он с радостью открывает рот, долго держит пищу перед глотанием и как бы было невкусно, все равно открывает рот и только в конце с болью плачет. Для детей, воспитывающихся с рождения в доме ребенка, характерно то, что они хорошо едят и отличаются большим весом. Некоторые из них объедаются. Воспитатели комментируют это тем, что таким образом они утоляют свой голод по материнской любви.
Если семейный ребенок уже в 6 месяцев четко различает родных и чужих людей, по-разному к ним относится, а в 8-9 месяцев незнакомец может вызвать отрицательные эмоции или испуг, то у малыша из учреждения наблюдается безличностное отношение к окружающим. Любая воспитательница может накормить ребенка, взять на руки, она не встретит сопротивления. Ребенок улыбается каждому, хотя по прежнему не смотрит в глаза, стремится к любому на руки, при этом не испытывая к этому человеку никакого интереса и не умеет с ним сотрудничать.
Ребенок отличается пассивностью. Во время раздевания, одевания хорошо двигающегося малыша можно оставить на время на пеленальном столике, потому что он даже не пошевелится. Если малыш уже может стоять или ходить, то его без всякой помощи и сопротивления можно одеть во что угодно, в одежду любого цвета и формы и также легко раздеть.
Но, не смотря на эту безрадостную картину, малыш, попадая в семью, очень быстро наверстывает упущенное, постепенно избавляется от своих приобретенных привычек, догоняет в своем развитии семейных детей. Иногда так бывает, в чем-то даже опережает своих ровесников, а потом его развитие протекает в соответствии с возрастной нормой.
Так как младенец из дома ребенка во втором полугодии часто отстает в своем развитии на этапе эмоционального общения, то сначала нужно общаться с ним, как с более младшим по возрасту. Но постепенно переходите на новый уровень общения. Играйте в игры-забавы "Сорока-воровка", "Самолетик", "Ладушки", "Баран-баран", "Коза", "Прыг-скок", "Ку-ку", "Прятки". Учите играть игрушками: катать машинку, укладывать куклу спать, складывать матрешку и пирамидку, строить из кубиков, сжимать резиновые игрушки, катать мяч, открывать и закрывать посуду. Делаете зарядку и массаж малышу, не обязательно профессиональный, можно и любительский, развивайте пальцы рук. Как только ребенок появится в Вашем доме, сфотографируйте его, показывайте ему его фотоальбом, часто подносите его к зеркалу. Показывайте ему картинки, читайте и рассказывайте сказки. Приобщайте к миру поэзии, читайте не только детские стишки, но и произведения классиков. Пойте малышу песенки, особое внимание уделяйте народным и колыбельным. Вместе слушайте музыку, она должна быть спокойной, радостной и светлой. Очень понравятся малышу сонаты Гайдна, Моцарта, Генделя, Скарлатти, а также произведения Бетховена (особенно 5-я симфония), Вивальди (скрипичный концерт), Корелли и Марчелло. Танцуйте вместе с ребенком. Учите дружить с другими детьми. Чаще хвалите своего ребенка, разделяйте с ним его чувства и никогда не сравнивайте с другими детьми, он быстро догонит их в своем развитии.
Когда Вы усыновляете ребенка в младенческом возрасте, то имеете большое преимущество - Вы начинаете формирование личности ребенка практически с нуля. Каким будет характер и интеллект ребенка - все зависит от Вашего воспитания. Не уделяйте большего внимания внешности малыша, не это главное в человеке, попытайтесь увидеть в нем большее и главное. Тем более опыт усыновления младенцев показывает, что с возрастом они становятся внешне похожи на своих новых родителей. Но при усыновлении младенцев есть один существенный минус - неизвестно, какие болезни и отклонения в развитии могут проявиться позже. Поэтому себе необходимо честно дать ответ: если это случится, будете ли Вы по-прежнему относиться к ребенку, как к родному? Не сдадите ли его обратно, как бракованную игрушку, в детский дом? Если вы не готовы ответить на эти вопросы, то лучше не приступать к усыновлению. Не стоит предавать малыша во второй раз, тем более никто из нас не застрахован от появления на свет ребенка с врожденными пороками.
Татьяна Карниз, психолог московского дома ребенка, специалист по адаптации детей в приемных семьях.
Первую часть вопроса передам автору, сегодня.
На вторую попытаюсь ответить сам.
Дом ребёнка это учреждение, пока относящееся к Мнздраву, по сути дела, приравненное к медицинскому стационару, а туда, как известно, посторонних не пускают. Дети там маленькие, от 3-5 месяцев, до 3-4х лет, живут изолированно по очень жёсткому графику.
Не уверен, что вашу инициативу с прогулками они воспримут с радостью. Это же дополнительные хлопоты персоналу, нарушение инструкций, риск контакта с неосвидетельствованными посторонними людьми, а тем паче детьми дошкольного возраста, постоянно страдающими ОРВИ. Да и ещё может оказаться, что у ребёнка просто нет тёплой одежды.
В общем, это целое дело, тут иной раз не допросишься воспитателей включить кассету с развивающими сказками…
Но, может быть, вам не в Дом ребёнка, а в Детский Дом (ДД) там дети старше, требования помягче, и ребёнку будет интереснее посмотреть на житьё бытьё сверстников.
Только существует несколько существенных НО,
Первое. Надо постараться минимально оттягивать на себя внимание работников и конструктивно использовать время проведенное в ДД. Второе. Дети весьма болезненно реагируют, когда на них просто приходят посмотреть, одни избегают контактов, другие могут постараться вас использовать. Если вы решили прийти один раз как гости, то избегайте личностных контактов на эмоциональном уровне. Если намереваетесь приходить регулярно, то определитесь заранее какую функцию вы могли бы выполнять, – вести кружок, организовывать походы в город, проводить викторины, занятия, что-то ещё.
Не забывайте, что дети очень часто надеются увидеть в вас будущих родителей, поэтому если решитесь на персонифицированную помощь конкретному ребёнку, - прежде проконсультируйтесь с его психологом, воспитателем ведь это очень ответственно и может травмировать ребёнка если он не будет точно знать ваших намерений или через некоторое время вы про него забудете. И ещё - не пытайтесь добиться расположения ребёнка регулярными подарками, сначала установите с ним личностный контакт. Заинтересуйте его, вниманием к его проблемам, вашими человеческими качествами, знаниями, тогда и подарок будет иметь другой вес и цениться и беречься.
В своё время я писал инструкцию волонтёру и полагаю выдержка из неё очень хорошо подходит к данному случаю.
1. С детьми надо либо регулярно общаться, либо никак. Вы приходите и уходите, а ребёнок ждёт и надеется. Там есть совсем маленькие 3-6 лет заглядывающие в глаза и спрашивающие "ты моя МАМА?" Хватающие за одежду и бегущие за тобой с просьбой подержать на руках и говорящих "папа я так рад, что ты у меня появился". Поэтому без особой нужды или предварительной договорённости и разрешения персонала с детьми лучше не общаться.
2. Не заменяйте детям отца/мать, вы им не станете (если конечно не усыновите :)), а расставаясь ребёнок получит ещё одну порцию разочарования и недоверия к взрослым. Оставайтесь им другом и всегда свободным от вечных обязательств, что позволено детям, не позволено взрослым.
3. Кое-что вам может быть кажется несущественным, но в детской душе может преломиться весьма затейливо. Ведите себя естественно, но ограничьте внешнее проявление эмоций, - взгляды, вздохи и т.п.
4. Более всего опасна жалость, либо она унижает ребёнка либо провоцирует использовать вас. Помните хорошо ему или плохо он нуждается в принятии и уважении, но не в жалости.
5. Если вы решились работать непосредственно с детьми, делайте это регулярно. Пусть понемногу, но не от случая к случаю. Если у вас не получается, - займитесь другой помощью.
6. Помните, для детей вы можете быть только наставниками помогающими, а не решающими все их вопросы за них.
PS Если надумаете посетить: не носите сладкого, особенно конфет и шоколад, если только воспитателей угостить :), лучше печенье, сушки и относительно нейтральные фрукты – бананы, яблоки. Б/У книгами и одеждой московские учреждения завалены, а ДР не имеют права принимать бельё БУ без кучи сопроводительных бумажек.
Если в ДД, то разумнее приносить: Обувь, верхнюю одежду, только в чистом и приличном виде.
Нужны развивающие плакаты (полно в детском мире), энциклопедии, раскраски, пластилин, цветной картон/бумага.
Из игрушек: конструкторы и мозаики, шнуровки, мячи, неразборные простые крупные машинки, куклы, крупные тематические игровые наборы.
Общий принцип лучше принести чуть-чуть, но качественное.
2001-11-29, OleLukoe
Ответ автора статьи на этот вопрос. "Неподвижность ребёнка на пеленальном столе объясняется не столько гипертрофированным чувством самосохранения, сколько пониженной любознательностью ребёнка. Он привык к жёсткому режиму и почти полному отсутствию новизны поэтому так пассивен. Конечно, нельзя сказать, что это касается абсолютно всех, но это очень типично. Такие дети удобны, они не создают проблем, наблюдение за ними нужно гораздо меньше. Они привыкли большую часть времени лежать в кроватках.
При усыновлении они поначалу ведут себя так же, но проходит время и почувствовав любовь, внимание и индивидуальное внимание ребёнок начинает стремительно навёрстывать упущенное и тогда не зевай J.
По поводу приобщения ребёнка к милосердию в возрасте от 5 до 8 лет стоит ограничить такого рода эксперименты. Хотя это очень индивидуально, но в этом возрасте, ребёнок начинает осознавать возможность смерти и роль родителей в его благополучии, сильно переживают возможную утрату родителей.
Проявляется страх смерти в виде различных страхов от боязни темноты, до энуреза.
Поход в Дом ребёнка или ДД это достаточно сильный стресс для ребёнка в этом возрасте он может серьёзно усугубить эти страхи."
Татьяна Карниз
От себя добавлю, что у нас сын до 7 лет совершенно не мог оставаться дома один и бегал на каждый хлопок двери проверять дома ли родители. Каждый раз долго выспрашивал куда идём и когда вернёмся, просил ставить будильник или рисовать положение стрелок часов времени нашего возвращения, когда мы оставляли его с бабушкой и уходили в город, - боялся, что с нами что-то произойдёт.
Большой интерес в этом возрасте дети проявляют к страшилкам, рассказам о чужом горе, зачарованно смотрят фильмы ужасов и следуют мистическим обрядам. Все наверно наблюдали или помнят, что нельзя наступать на крышку канализационного люка, наступать на ногу, перепрыгивать через ноги и т.п.
2001-12-08, OleLukoe
Я русская, мой замечательный муа зовут австриец. Живём мы в Австрии.
Женаты 2,5 года, оба очень любим детей и с первых дней совместной жизни мечтаем их иметь,1-2 "нами рождённых" и затем 1-2 "нами усыновлённых". „Нами рождённые“ детки заставляют себя ждать, а прогнозы врачей очень разные. Мы бы и дальше ждали исполнения нашего пятилетнего плана, но мне уже 34 года, а мужу 38 лет. Решили перевернуть план, имеем возможность и очень хотим стать любящими родителями двух малышей.
В Австрии мы уже подали заявление о желании быть усыновителями детей из России и собрали почти все справки и документы для получения заключения органов опеки о возможности быть усыновителями. У нас собственный дом в деревне, мы здоровы, оба работаем, долгов и судимостей нет. Все наши родственники и друзья, в Австрии и России, поддержнвают нас и будут очень рады новым членам нашей семьи.
В Федеральном банке данных о детях-сиротах и детях без попечения родителей, мы осмотрели десятки фотографии, а особенно запечатлелись в памяти только две, славных Миши и Кати, они очень маленькие.
Обратилмсь в Министерство образования Московской области за более подробной информации о детках, но они не отвечают. Хотим уточненить информацию о статусе малышей и возможностях их семейного устройства, можно ли детей зарегистрировать как „дети которых посещают будущие родители“,а ещё хотелось бы узнать в какой дети болнице или доме ребёнка, чтобы написать туда письмо, а возможно и получить ответ с рассказом о малышах.
Будем рады любому совету.
2008-06-13, Oxana
Хотела отправить на мейл, но не прошло. Отвечаю в форуме. Марина,
Только что я прошла через аналогичную ситуацию. Я усыновила ребенка одна, будучи официально замужем. Но по законодательству надо в этом случае принести нотариально заверенное согласие мужа на усыновление, также судья требует присутствие мужа в суде. И судья имеет в виду, что, хотя вы и усыновляете одна, но ребенок попадает в полную семью, т.е. мой муж подтверждал, что мы живем вместе, просто усыновляю я одна, так как муж не имеет времени оформлять документы. Это была не правда, так как с мужем я не живу уже много лет. Но при принятии положительного решения судья учитывает, в какие условия попадет ребенок. Предпочтение отдается полным семьям. Если Вы с мужем живете вместе, то это хорошо. Но если Вы уже вместе не живете, то имейте в виду, что муж может согласие на усыновление и не дать. Мой муж через 10 дней после суда подал на развод и мы пришли разводиться к тому же судье, который решал вопрос усыновления. Вот я страху натерпелась. Но, слава богу, судья ничего не сказал. Если у Вас будут какие-то вопросы, то спрашивайте, я с удовольствием отвечу. И еще один момент. Я сохраняю "тайну усыновления" и в настоящий момент очень жалею, что мой муж в курсе. Он единственный, кто знает, а человек он не очень надежный. Если бы я начала сначала, то учитывая опыт, я бы сначала развелась, а потом бы уже стала усыновлять. Но мы всегда умны задним умом.
2002-08-12, елена волк
Ответ автора статьи:
«Помочь дому ребёнка оказывая нематериальную помощь можно, но в каждом конкретном Доме ребёнка свои потребности и лучше позвонить в ближайший и спросить что им нужно в первую очередь.
Наиболее реальная помощь это регулярные занятия с детьми: кукольные представления, обучение – цвет, форма и тому подобное. Но дом ребёнка детское медицинское учреждение и при желании регулярно общаться с детьми вы должны быть готовы, что вас могут попросить принести необходимые справки.
Прогулки довольно тяжело организуемая процедура, в первую очередь из-за недостатка персонала. В среднем группа 12 детей, а воспитателей всего 2. Поскольку режим у разных детей различный, кого-то кормят через три других через четыре часа, то почти все время и силы уходят на подмывания, кормления, процедуры. Кроме того, воспитатели ещё моют посуду, полы, т.е. просто физически не успевают.
Берут детей на руки и занимаются, но разве это можно сравнить с родительской теплотой и постоянным вниманием двоих-троих постоянных взрослых с работой постоянно перегруженных воспитателей. В яслях несколько другая ситуация.
Дети до месяца-двух могут находится в Роддоме, а потом ещё и в больнице и только потом попадают в дома ребёнка».
Татьяна Карниз
2001-12-08, OleLukoe
Здравствуйте! Я русская, собираюсь выйти замуж за иностранца. Я здорова, но мой будущий муж не может иметь детей. Он долго лечился, но результата нет. Мне 30 лет, ему 38. Мы решили усыновить ребенка. Сейчас мы стараемся собрать как можно больше информации. Об усыновлении российскими гражданами уже более-менее все известно. Но об усыновлении российских детей в семьи, где один из будущих родителей иностранец, ничего не нашли, за исключением того, что иностранцы могут усыновлять лишь детей с определенным диагнозом и то, если в течение какого-то времени ни одна из российских семей не пожелала усыновить этого ребенка. Тем более, у нас нет собственного жилья в России. Мы собираемся пожить примерно 1-2 года на съемной квартире, а потом уехать в другую страну. Так ли безнадежно наше положение? Неужели мы не можем усыновить здорового ребенка, если у нас нет постоянного жилья (хотя постоянная регистрация есть, постоянное место работы тоже)? И должны ли мы заплатить какую-то сумму, чтобы усыновить ребенка?
Заранее спасибо
Татьяна
2004-10-25, Татьяна
ИринаL,
Вас я понимаю, но девушку, давшую такое сообщение - нет. Такой дикий цинизм. Хочется и конфетку скушать, и зубки не испортить. Она как - бы хочет и от ребенка отказаться, и как-бы быть спокойной, что он пристроен - этакая забота о своем ребенке. Вообще дикость какая-то - уже привыкли телом своим торговать внаглую, везде, теперь детьми внаглую торговать начали. Сама форма - то какая - не курю, не пью, а то, что совести нет, что бесстыжая, что почти не человек уже - почему не пишет - а если это с генами передастся? Кто захочет ребенка от такой матери - я бы не хотела. Я бы не стала ей помогать. Она хочет бросить ребенка, пусть знает, что путь у него будет не цветистый. За ребенка несет ответственность мать, если отказывается от этой ответственности, то пусть и имеет мужество себе в этом признаться. И рынок устраивать нечего. Нашли тоже предмет для торга. Современнички.
2002-07-10, елена волк
Всего 179 отзывов Прочитать все отзывы.