Обучение второму иностранному есть не во всех школах, и родители в сомнениях: нужен ли ребенку второй язык? Не будет ли это большой нагрузкой в 5-м классе? Если второй иностранный учить, то какой выбрать? И, может быть, имеет смысл отвести ребенка на курсы второго иностранного еще в начальной школе? На эти вопросы отвечает руководитель Центра лингвистического образования издательства "Просвещение" Юрий Смирнов.
Если у кого-то из родителей появляются сомнения в том, что второй иностранный вообще нужен школьникам, то развеять их несложно. Английский настолько вошел в повседневную жизнь, так широко используется в технике, науке, медицине, что перестал быть преимуществом. Английский надо знать хорошо всем школьникам — это базовое требование. Не выполнив его, человек столкнется со множеством трудностей в учебе и при поиске работы: вузы вводят курсы на английском, а работодатели часто даже не указывают его в требованиях к кандидату, принимая хорошее знание языка как должное.
Поэтому все больше школ вводит в программу второй иностранный язык, хотя раньше его можно было встретить только в гимназиях и лицеях. По данным Министерства образования и науки, в прошедшем году иностранный язык изучали 13,5 млн школьников, 711 тысяч учили два и более иностранных языков.
Изучение языка, особенно если он сильно отличается и от русского, и от английского, поможет школьнику и в других предметах. Заучивание новых слов, усвоение правил развивают память и логическое мышление, позволяют по-другому взглянуть на знакомые правила русского языка и того иностранного, который ребенок начал учить первым.
Иногда можно слышать опасения родителей о том, что дополнительные занятия увеличат и без того большую учебную нагрузку. Но так как второй иностранный скоро станет обязательным предметом, стоит посмотреть на него как на новую возможность и показать его ребенку именно с этой стороны.
Как сделать изучение второго иностранного максимально полезным и интересным для школьника? Правильно выбрать язык и время начала занятий.
Второй иностранный: популярный или редкий
Если посмотреть на российские школы в целом, то самым популярным иностранным языком является английский, его учат 94% всех школьников, у которых в программе есть уроки иностранного. Намного меньше, всего 7%, изучают немецкий. Доля французского еще скромнее — 2%. Далее почти вровень идут испанский и китайский, затем арабский и итальянский (последний чаще учат в средней и старшей школе, но в начальных классах арабский его обгоняет).
Все более востребованным становится китайский язык. Это можно связать с усилением позиций Китая в мировой политике, не говоря уже об экономике, с распространением китайского бизнеса в России.
Немецкий и французский удерживают свои позиции, занятые за последнюю пару веков. Сказывается здесь и своего рода инерция: эти языки широко изучали 20–30 лет назад, учителей относительно много, и если школа не может предложить большого выбора языков, то вторым становится какой-то из этих двух.
Испанский язык показывает худшую динамику — его популярность пусть и не падает, но и не растет, хотя рынок языкового образования в целом расширяется.
Помимо доступности, на выбор языка обычно влияют еще два фактора. Первый из них — владение несколькими языками поможет ребенку в будущем, в его карьере. Здесь можно посмотреть на распределение языков, количество людей, владеющих ими, направления, перспективные для конкретного бизнеса, дипломатии или культуры. Все больше технологий, новых бизнес-проектов появляется в азиатских странах, с этим связан интерес к китайскому и японскому языкам. Роль арабских стран в сырьевой экономике — и благодаря этому в политике — подталкивает к изучению арабского языка. Испанский и португальский предоставляют целый спектр возможностей в странах Латинской Америки.
Этот принцип работает и в обратную сторону — можно изучать редкий язык. Конечно, найти приложение таким знаниям сложнее, но и ценятся подобные специалисты на вес золота. Непопулярность языка во многом связана с представлениями о его сложности: из-за своей грамматики непростым считается немецкий (хоть это и не делает его редким), а в силу непохожести на русский и английский — восточные языки. При выборе редкого языка стоит присмотреться и к склонностям ребенка, его способностям: для одних требуется развитая логика, для других — способность усваивать произношение и улавливать на слух небольшие различия в высоте или длительности звуков.
Другая причина для выбора языка — личные предпочтения родителей или школьника. Часто родители учат детей языку, который знают сами, или языку страны, с которой каким-то образом связаны. Иногда и ребенок проявляет интерес к отдельному языку — например, если ему уже удалось побывать в стране, где говорят на нем, и познакомиться с ее культурой.
Второй иностранный: когда начинать?
В каком возрасте стоит начинать учить второй иностранный? Простого и однозначного ответа нет, но эксперты дают несколько рекомендаций. Прежде всего, детям учить язык проще, чем подросткам: они воспринимают его естественно, вместе с родным (или первым иностранным), легче принимают особенности языка, запоминают слова, правила и исключения. Так что тянуть с изучением второго иностранного не стоит.
Специалисты также советуют выдерживать паузу между началом изучения двух языков. Иначе нагрузка будет очень большой и велик риск путаницы, так как первый язык еще не закрепился.
Есть некоторые ограничения и по классам. Каждый из языков требует привыкания, адаптации, а на это нужно время. В средней школе каждый год появляются новые предметы — география и биология, физика, алгебра и геометрия, химия, — и "переварить" еще и новый язык будет непросто.
Золотой серединой между началом изучения первого иностранного и напряженной средней школой становится пятый класс. Детям в это время около 11 лет, они имеют некоторый опыт изучения первого иностранного языка, базовые навыки работы с информацией, но еще достаточно гибко воспринимают новые правила. Кроме того, именно в этом возрасте формируются основные речевые навыки.
При создании учебников по вторым иностранным языкам важно не отпугнуть ребенка от занятий. Для этого учебники и методические материалы должны быть максимально ориентированы на потребности современного школьника. Из последних новинок, которые пользуются большим спросом у родителей и учителей, можем отметить, например, комплексы по английскому как второму иностранному "Мой выбор — английский!", немецкому — из серии "Горизонты" и китайскому языку — "Время учить китайский".
Вне зависимости от того, какой язык учит ребенок, ему очень пригодятся помощь и поддержка родителей, причем не только в подготовке домашнего задания. Чем чаще школьник встречается с речью или надписями на иностранном, тем проще и естественнее для него будет читать и говорить на этом языке.
Идеальный вариант — если родители или кто-то из родственников говорят на языке и могут общаться на нем с ребенком либо могут съездить с ним в страну изучаемого языка и "погрузиться в среду". Если нет, то на помощь придут мультики с субтитрами, комиксы, адаптированные книжки — здесь стоит ориентироваться на возраст и уровень знаний ребенка, чтобы он мог следить за сюжетом и ему было интересно. Существует множество игр, приложений, рассчитанных на запоминание новых слов, закрепление правил грамматики. Еще один вариант, больше подходящий детям постарше или подросткам, — переписка со сверстниками из других стран, что дает хороший опыт живого общения.