Давайте сразу определимся с тем, что мы считаем "приученностью" ребенка к горшку. Иногда мы просто говорим на разных языках с нашими бабушками-дедушками или соседскими мамочками, которые неизменно сравнивают успехи и достижения своих и чужих деток.
Итак, существует три вида "приучения", весьма далекие друг от друга по своей сути:
- Приучение к горшку... мамы! (В некоторых ситуациях на месте мамы могут оказаться другие родственники). Мама старательно вырабатывает у себя зоркий глаз и чуткое ухо, способные в кряхтении младенца угадать надвигающуюся "угрозу". Вскоре она становится способной молниеносно снять с малыша подгузник (пеленку, трусики) и нанести "удар по цели" (горшку). Весьма полезный навык, способствующий не только развитию материнской интуиции, но и экономии подгузников!
- Выработка условного рефлекса на команды "пись-пись-пись" и "а-а-а". Особо терпеливые и настойчивые родители добиваются справления ребенком нужды в
7-10 месяцев по соответствующей команде. По звуковому сигналу наполняется мочевой пузырь и происходит мочеиспускание. Прекрасный способ не только экономить подгузники, но и приучить чадо к определенному дневному ритму. Хотя доктор Комаровский в этом случае предостерегает: "Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок с9-ти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то "непонятным" соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные — наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими "пипи"... - Приучение к горшку ребёнка. Подразумевает осознанный контроль над своими выделительными функциями. Ребенок захотел в туалет — осознал это — попросился на горшок — сделал дело. Именно к этому стремятся в конечном итоге все родители. Но не все догадываются, что такое приучение никак не связано и не опосредовано двумя вышеописанными методами.
Умный родитель, конечно, догадывается, что к такому навыку малыш должен быть готов физиологически (способность удерживать мочу и кал) и психически (способность осознать процесс и управлять им). Когда же это происходит?
Когда начинать приучать малыша к горшку?
Когда Женечке было несколько дней от роду, нас по традиции навестила участковый педиатр и, пронаблюдав "писающего мальчика", посоветовала неизменно сопровождать сей акт звуками "пись-пись-пись", ибо именно таким образом она приучила своё собственное чадо к горшку.
Пожалуй, это был самый ранний совет о начале приучения из всех, что я слышала.
Другие источники варьировали свои версии от 6 месяцев (когда ребенок научился сидеть),
Педиатры и психологи предостерегают родителей от слишком раннего старта. В самых крайних случаях это чревато детскими неврозами и глубинными комплексами во взрослой жизни. Здесь уместно процитировать уважаемого доктора Комаровского: "Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует... Дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано..."
Только в течение второго года жизни начинается переход к контролю над выделениями. О выработке же навыка в классическом случае можно говорить не раньше 1 года и 10 месяцев. Но даже в 3 года горшечные "казусы" считаются в пределах нормы.
Как определить, что малыш готов к обучению?
Получается, что возрастной период, благоприятный для приучения к горшку, довольно размыт — от 1 года до 3 лет. Как определить, что ребенок готов как психически, так и физически?
- Самое главное, малыш должен уметь выразить желание сходить на горшок. Это не обязательно слова. В ход может пойти мимика, жесты, звуки, позы и пр.
- Неприятие мокрых или испачканных штанишек.
- Понимание слов "писать-какать" или их фольклорных вариантов, знание соответствующих частей тела и названий предметов одежды.
- Умение самостоятельно снять с себя штанишки или трусики.
- Перерыв между "пописами" более 1,5 часов и относительно стабильное время справления "большой" нужды.
Кроме того, психологи не рекомендуют начинать приучение в период душевных потрясений, как то рождение братика или сестрички, выход мамы на работу, переезд, болезнь, разлука с близкими людьми и пр.
Мешают ли одноразовые подгузники формированию навыков чистоплотности?
Японские ученые пронаблюдали две группы семей: в одной группе детям надевали марлевые подгузники, а в другой — одноразовые. Результат был парадоксальным: и те, и другие дети перестали носить подгузники и начинали стабильно ходить на горшок в одно и тоже время — примерно в 27 месяцев.
Как приучить малыша к горшку?
- В течение первого и второго года жизни учим малыша названиям частей тела, даем имена соответствующим действиям, знакомим с горшком и определяем для него место в комнате (он не должен быть спрятан слишком далеко, чтобы малыш мог быстро до него добраться в случае "нужды").
- Если вы заметили, что стул или мочеиспускание происходит у ребенка в одно и то же время (например, после сна или через
20-30 минут после еды), посадите кроху на горшок. Если он совершил желаемое, похвалите его, продемонстрируйте искреннюю радость. - Непоседу удерживаем на горшке отвлекающими разговорами, чтением книжек, разглядыванием игрушек и пр.
- Четко комментируем каждое действие: "Достаём горшочек, снимаем крышку. Снимаем трусики, садимся на горшок. Вася пописал! Какой молодец! (заглянули в горшок, посмотрели на "продукт"). Надеваем трусы. Несём горшочек в туалет. Выливаем. Моем. Закрываем крышку. Ставим на место". Всё это произносим весело, чтобы малыш втянулся в эту "игру".
- Постепенно превращаем в ритуал высаживание чада на горшок перед прогулкой и перед сном.
- Если малыш категорически отказывается сидеть на горшке, кричит, плачет или вырывается, сделайте паузу в обучении на
1-2 недели, а то и дольше. - Для знакомства с работой собственного тела, малышу можно дать возможность походить по дому голышом. Если это позволяют ваши педагогические принципы.
- Если у вас есть "писающая" кукла, она может стать наглядным пособием для крохи. Посадите ее на горшок. Расскажите ребёнку, что кукла делает.
- Покажите ребенку, как это делаете вы, если ваши этические и эстетические принципы при этом не страдают. Обучать на собственном примере очень эффективно.
- Если малыш покакал в подгузник, переложите содержимое подгузника в горшочек и ласково поясните, что именно там это должно находиться.
- Будьте осторожны, показывая крохе, как смывать воду в унитазе. Если одного малыша это действие приводит в восторг и является "кульминацией" всего процесса, то некоторые особо тонкие и чувствительные натуры могут испугаться.
- Нахождение среди сверстников, уже усвоивших эту "премудрость" (например, в ясельной группе детсада) обычно ускоряет процесс обучения.
- Для детей постарше иногда срабатывает "подкуп": приобретение новой красивой одежки или даже мебели, которую не хочется пачкать..
- Совет с юмором от Сирзов для родителей маленьких мальчиков: "Маленькие мальчики любят:
- "выписывать" (в прямом и переносном смысле) узоры на снегу или в пыли;
- играть в пересекающиеся струи с папой или старшим братцем;
- топить плавающие кусочки туалетной бумаги;
- поражать плавающие цели.
Все это может быть использовано как дополнительный стимул в вашей игре по обучению ребенка пользоваться туалетом. Для того чтобы научиться точно и правильно "поражать цель", может понадобиться несколько уроков. Да, маленькие мальчики именно таковы."
Воспринимайте процесс обучения с юмором, терпением и верой в то, что рано или поздно, но ваш ребенок перестанет пачкать подгузники и штанишки.
Чего делать нельзя?
- Держать на горшке подолгу (насилие — не лучший способ привить "любовь" к горшку).
- Покупать горшки в форме зверюшек и т.п. (многие дети отказываются в них ходить, воспринимая их именно как очередную игрушку).
- Ругать за мокрые штанишки (в возрасте полутора лет большинство детей и без того ощущают от них дискомфорт).
- Придавать этим процедурам слишком большое значение, фиксировать внимание ребенка больше необходимого (в том числе и слишком уж бурно выражать восхищение его успехами).
- Будить ребенка ночью: это может привести к нарушениям сна. 20 % четырехлетних и 10 % пятилетних детей может потребоваться ночью подгузник, даже если днем они исправно ходят на горшок.
- Не рекомендуется лишать ребенка питья перед сном. Это не предотвратит ночного мочеиспускания, но может навредить.
- Нельзя ругать и не стыдить малыша за промашки! Если, конечно, вы не желаете развить у ребенка кучу неврозов и комплексов.
- Не паникуйте, если малыш проявляет недюжинный интерес к продукту собственной жизнедеятельности (играет с ним, изучает, пробует на вкус и пр), не ругайте его за это. Это абсолютно нормально, ведь у маленького ребенка еще нет взрослых предубеждений. Малыш ощущает себя автором продукта, который он произвел, и у него появляется чувство "я сам это сделал", "я могу", "у меня получается". Это предпосылки для развития творческой личности, как утверждают психологи.
- Лучше не вырабатывать условный рефлекс ребенка, включая воду в ванной. Есть вероятность, что "натренированный" малыш будет писаться всякий раз, когда услышит шум воды. Например, если вы решили помыть посуду.
- Не верьте "доброжелателям", которые утверждают, что с вашим чадом "не все в порядке", если до полутора лет малыш не освоил в совершенстве технику владения горшком. Верьте в себя и своего ребенка.
Что делать, если малыш не поддается учению?
Нужно попробовать определить причину. Она может быть физиологической, неврологической или психологической.
Под неврологическими причинами мы понимаем последствия родовых травм и пр. Об этом подробнее расскажет вам невролог.
Физиологические причины — слабость сфинктеров, пороки анатомического развития, запоры и пр. Следует обязательно показаться врачу! Не назначайте сами себе лекарства и не экспериментируйте с народными методами.
Психологические причины, пожалуй, самые распространенные. Справляя нужду в штаны, ребенок гарантированно получает недостающее ему внимание. Пронаблюдайте, достаточно ли времени вы уделяете малышу.
Иногда отказ от горшка символизирует борьбу за свободу. Не переусердствовали ли вы с принуждением к чистоплотности? Возможно, вы просто попали в не самый удачный момент — кризис отрицания или "самости". Сделайте паузу в обучении.
Рекомендуем вам также ознакомиться со статьей доктора Комаровского "Путь к горшку" (написано легко, понятно и с юмором), с главой "Как приучить малыша к горшку" из книги М. и У. Сирз "Ваш малыш от рождения и до двух лет" (рекомендации по приучению очень детальные, аргументация солидная, но доступная).