Всему можно научиться

Полезность: 4,6 из 5 Интересность: 4,6 из 5 (25 оценок)

"Давайте только на минуту представим, что ребенок тонет в реке. В этом случае все кричат и бросаются ему на помощь. А когда он "тонет" в школе?" - с такими необычными словами ко мне, а потом и к директору школы обратились представители родительского комитета. Сложный вопрос. Родители использовали, конечно, сильную метафору. Но именно это и сдвинуло дело с мертвой точки.

Для начала в школе прекратили "игры в полицейских и нарушителей". (Признаюсь, это было непросто.) Тот учащийся, который теперь, например, не подготовился к уроку, может заранее об этом предупредить учителя и ответить на следующем.

Не сразу, но постепенно дети перестали чувствовать себя "попавшимися на месте преступления нарушителями правил". Это очень важно! Модель поведения любого нарушителя включает: обязательный поиск способов избежать наказания, что-либо скрыть или сделать исподтишка. Очень непродуктивная модель, но когда представишь, какая масса детей проходит ежедневный тренинг на такое поведение - становится дурно.

А что можно сказать про отношения учителя и ученика, если при каждой ошибке ребенку как бы говорят: "А-а, попался!". Будет ли в этих отношениях обожание или там будет только страх и неприязнь? Как это сказывается на усвоении знаний?

По всей школе: и в учительской, и в коридорах, и в кабинетах сейчас уже висят небольшие объявления - напоминания следующего содержания: "Учебы без ошибок не бывает". Ощущение права на ошибку очень важно! Ошибка не имеет никакого отношения к чьей-либо виновности, она - лишь метод нахождения правильных решений.



Впереди у детей огромная жизнь, только ошибаясь, они будут находить действительно правильный путь. Те же, кто будут стремиться избежать ошибок, не придут никуда, будут топтаться на месте и будут бояться сделать любой шаг, а вдруг он ошибочный!

В учительской теперь висит стенд, озаглавленный следующим образом: "Как облегчить детям усвоение материала?". На нем учителя вывешивают сообщения о своих находках в этой области. И именно работе над ошибками там уделяется первоочередное внимание. Но конечно, не только ей. Приведу только по одному абзацу из разных сообщений.

"После объяснения нового материала я не задаю вопрос: кто не понял? Поскольку те, кто действительно не поняли, могут стесняться признаться в этом. Я прошу поднять руку тех, кто понял все, и картина сразу становится ясной. В конце урока мы обязательно рассматриваем: какие ошибки возможны по той или иной теме".

"Очень важный момент обучения - спрашивать учащихся, как новый материал связан, по их мнению, с ранее изученным. Такой простой вопрос, а позволяет связать в их голове все знания в единое целое: образует между ними мостики, тропинки и вполне проходимые дороги, обеспечивая быстрый доступ к любому фрагменту".

"По каждой теме урока я предлагаю своим ученикам придумать какую-нибудь метафору или аналогию, отражающую суть вопроса. Для начальной школы это обычное дело: не просто 2+2, а у Наташи 2 яблока и у Пети 2 яблока… В старших классах об этом очень эффективном методе обычно забывают, совершенно неправомерно. Результаты потрясающие".

"В моем классе у каждого ребенка есть несколько альбомов для рисования. В одном он крупно рисует формулы по физике, в другом - формулы по математике, в третьем - по химии, в четвертом - ключевые слова из тем и определений по обществознанию. Такое "рисование" значительно улучшает запоминаемость материала. То, что нарисовано крупно и необычно (а рядом еще какая-нибудь рожица с огромными ушами) - вспоминается детьми намного легче. За этот "необычный хвостик-рисунок" они потом с легкостью "вытягивают" и весь остальной материал".

Хочу подчеркнуть: сама постановка в школе вопроса о поиске методов, облегчающих детям усвоение материала, в корне меняет отношение учителя к учащимся и к преподаванию своего предмета.

Если взять за основу классификацию основных ролей исполняемых людьми - жертва, преследователь и спаситель, - то какая роль отводится детям, родителям и учителям в обычных условиях? Хуже всего, если и родители, и преподаватели объединяются в роли "преследователя", тогда в роли "спасителя", обычно, выступает какая-нибудь уличная компания. Чтобы не надо было спасать "тонущего" в школе ребенка, не надо его так рьяно преследовать. Родителям - только помогать! А учителям - облегчить и научить! Ведь конечная цель - знания, а не трудности на пути к их получению.

Именно знания - основной показатель работы школы. Безусловно, помогает их получению и доброжелательность учителей, и высокая собственная мотивированность учащихся и внимание родителей. Из моих последних наблюдений: чем легче и лучше дети справляются со своей задачей, тем меньший стресс они при этом испытывают, что, в свою очередь, еще больше облегчает их труд. Этакое "колесо успеха", и здоровья, конечно.

А что же делать с "трудными" детьми? Такой вопрос я слышу очень часто. Да, "трудным" взрослым с "трудными" детьми очень непросто. Но вслушаемся, что обычно говорят эти такие непослушные подростки:
- Меня выгоняют с уроков, отправляют к директору, ставят двойки по поведению, вызывают родителей. Они тоже "включаются" со своими методами. А мне все нипочем. И все знают, что я никого не боюсь.

То есть:
От подростка требуют определенного поведения.
Он не подчиняется.
Его наказывают.
Но он никого не боится и становится лидером в своей компании.

Получается - совместными усилиями мы "лепим" его: "мученика" и "героя" одновременно.

С одной стороны, этого ребенка постоянно сравнивали с другими детьми (инициировали соревновательность), а с другой - именно так его бессознательное воплощает в реальную жизнь мифы о героях и их битвах со Змеем Горынычем, Соловьем Разбойником и прочей нечистью. А тут и мы - со своими репрессивными мерами.

Выход из такой ситуации только один: не ругать и не наказывать! Нет наказания - нет "мученичества". Нет Великана с плеткой - нет и "героизма". (Если же вы в детстве сами тоже начитались сказок, и вам теперь хочется "огнем и мечом" наводить порядок, то стоит призадуматься: тем ли делом вы занимаетесь?)

Каждую выходку (читай - провокацию) такого "героя" теперь мы используем для напоминания ему, что уверены - в его силах научиться иному поведению! Ведь ему уже удалось научиться ездить на велосипеде, играть в футбол, читать и рисовать. Мы просим его самого продолжить - чему он за свою жизнь уже успел научиться! Это, пожалуй, самое главное. Если он начал перечислять, значит, воспринял: новому поведению можно научиться.

Но вначале этот метод пришлось применить к себе. Учились всем школьным коллективом. Оказалось: так реагировать на "геройства" детей совсем несложно. Ведь нам тоже удалось за свою жизнь научиться уже очень многому, причем, гораздо большему, чем любому нашему подопечному. Опыт - великое дело!

Пришлось поработать и с семьями. "Петь" лучше всего в унисон. Эту работу взял на себя родительский комитет.

Вот так: учимся сами, учим детей, учим и их родителей.

Алексей Чалый, a.i.psiholog@rambler.ru.
психолог
Г. Краснодар

В тексте описан личный опыт автора
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Оставить комментарий к статье "Всему можно научиться"

Вы не авторизованы.

Ochen horoshaia statia .mne hotelos bi zametit chto ochen chasto bivaut v shkolah situatsii takogo roda i v klasse est obiazatelno kakoi ni but izgoi ,eot metot horosh tem chto mojno vivesty v normalnuu shklonuu sredu uchenikov (izgoiev),tolko bilo bi horosho esli bi vse uchetila obrashiali bi vnimanie na takie problemi v nastoiashi moment v shkole gde j rabotau vcem uchiteliam na eto naolevat . Zanity tolko soboi i tem chto bi ublajat detei u kogo raditeli ochen bagaty ili zanimaut kakoi libo visoki post.
Vi ochen horoshi psiholog ne napishiteli vi statiu na schet detei INDIGOmne eto tema ochen interesna ili mojet vi znaete gde ja mogu naiti informasiu naetu temu .
Zaranee sposibo,
Poka.
2005-08-06, Albina
Классный Вы психолог, рада за весь педколлектив подопечной школы, да и за всех деток вкупе с родителями. Начать с себя, не поддаваться на детские провокации, дать детям право на ошибку и пересдачу материала, вывести из тупика оценочную систему знаний (мотивируя не только детей, но и педагогов) - круто!!! Можно при жизни памятник ставить - заслужили! Спасибо за светлые мысли - пригодятся всегда.
2005-07-18, Elena Batrakova-Mallett
На мой взгляд - отличная статья, но то что сделали эти педагоги еще лучше. Мы еще маленькие, но что-то я ох как сомневаюсь, что через 5 лет найдем школу с таким сильным коллективом :-(. Статья определенно вселяет оптимизм и надежду, жаль, не все способны так действовать и сдерживать себя самое.
2005-07-14, Енотичек
Прочитала статью и у меня появилась надежда, что смогу помочь сыну. Он самый младший в классе и не высок ростом. Не то, чтобы маленький. Есть в классе еще меньше. Однокласники его дразнят и задираются. Причем слышу от сына одни и те же имена. Может найдется у Вас для меня совет? Очень жду.
2005-10-13, kluva
Спасмбо за материал для размышления, идеи для воплощения. Хотелось бы почитать еще! Ваши статьи появляются еще где-нибудь в интернете?
2005-07-22, Маманя
Очень теплая потрясающая статья и очень грамотный подоход к образованию. Эх, таких бы психологов-учителей побольше!
2005-07-20, Дианна
Очень полезная статья. Школа мне и моему ребенку еще предстоит, и я рада, что она мне попалась.
2005-07-15, Polina&2
Поделитесь:

14.07.2005
Обновлено 14.07.2005
Статья дня
Хвастаться – естественно и полезно!
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Близкие по теме статьи
Игры для детей. Новинки-2013: репортаж с выставки Sony Playstation
Игры для детей. Новинки-2013: репортаж с выставки Sony Playstation
Прогулки с динозаврами и приготовление колдовских зелий. Подарки на Новый год и пораньше: что попросят дети
Методы подтяжки лица без операции
Методы подтяжки лица без операции
Можно ли вернуть коже упругость без пластики?
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!