Каждый день, выходя из дома, мы даже не догадываемся, насколько в России опасно ходить пешком. Почти половина пострадавших на дорогах в ДТП - это именно пешеходы. Для сравнения в США на 100 пострадавших в ДТП только 2 пешехода, в Европе - 4. Мы "обгоняем" как по числу происшествий, так и по серьезности их последствий.
Ежедневно на дорогах России 266 пешеходов попадают под машины, 70 детей получают ранения, а четыре ребенка погибает. Статистика происшествий за год и вовсе выглядит устрашающе: в сводках МВД фигурирует 35,6 тысяч погибших на дорогах в России. Причем, эти данные расходятся с данными Минздрава: еще 6% погибает по дороге в больницу.
Скорость и качество оказания экстренной медицинской помощи тоже оставляют желать лучшего. По правилам учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденным постановлением правительства РФ, жертвами ДТП признаются люди, умершие лишь в течение семи суток после происшествия. Человек, который погиб на восьмые сутки, уже в этот список автомобильных жертв не попадает. Наезд на пешехода (40% всех ДТП), как правило, сопровождается серьезными травмами: уж больно хрупок человек перед лицом железного коня, мчащегося на скорости. А если этому пешеходу 5 -10 лет...
Кто виноват? Водители? Безусловно, в России низкая водительская культура: не принято пропускать пешеходов, поэтому "зебру" мы торопливо пробегаем, воровато оглядываясь, даже когда имеем право идти спокойно и уверенно: горит наш "человечек". Нас загоняют на островки, сбивают на остановках, на нас "охотятся" в переулках, подстерегают на автостоянках. Человек беззащитен перед автомобилем. В то же время, нельзя снимать вину и с пешеходов, которые неожиданно выпрыгивают перед машиной, не оставляя водителю шансов для маневра. Переходят трассу в неположенном месте, в общем, не соблюдают правил дорожного движения.
Плохие дороги, устаревший автопарк (число безопасных автомобилей все еще очень мало) - все это плохо влияет безопасность дорожного движения. Есть в России еще одно "отягчающее обстоятельство": в нашей северной стране рано темнеет, огромные области от Мурманска до Норильска полгода вовсе погружены во тьму полярной ночи.
Самое трагичное, что наезд на маленьких пешеходов происходит и на освещенных городских улицах. Потому что грязные стекла, снегопады и дожди. Темную маленькую фигурку в этих условиях просто не... видно.
Он живой и светится
Специалисты по безопасности движения задумались, как сделать пешехода заметным водителю? Ответ, как это часто бывает, подсказала природа, а наука создала технологию, которая спасает жизни и снижает травматизм на дорогах.
Известно, что все поверхности отражают свет. Просто по-разному. Матовые - меньше, чем блестящие или полированные. Отражение бывает диффузное, когда часть света отражается в направлении источника света, а большая часть - порой до 90 % в других направлениях, зеркальное, когда луч отражается под углом равным углу падения. А еще бывает световозвращение - это когда свет, падающий на поверхность, практически полностью отражается обратно в направлении источника света.
Проще всего понять этот принцип на примере кошки. Точнее кошачьих глаз. В абсолютной темноте она не видна, но если посветить ей в мордочку фонариком или светом фар, то при благоприятных условиях кошку можно заметить на расстоянии до 80 метров. Все потому, что глаза домашнего любимца имеют отражающий слой, который отражает свет таким образом, что часть лучей возвращается по тому же пути, по которому они попали в глаза.
На основе принципа световозвращения учеными были разработаны специальные материалы, так светоотражающие материалы попали на одежду. Аксессуары же, которые пешеход может использовать для своей пассивной защиты на дорогах, так и назвали "Cats Eyes" или "кошачьи глаза".
Водитель замечает ребенка со световозвращателем на одежде или рюкзачке со значительно большего расстояния, чем пешехода без него. А значит, выше шансы, что трагедии не случится.
В 2005 году МВД Украины совместно с Государственным научно-исследовательским центром безопасности дорожного движения и деятельности дорожно-патрульной службы местной милиции изучали эффективность микропризматических светоотражателей. Образцы фликеров были закреплены на темной трассе, на высоте 1.20 метра (а это соответствует среднему росту ребенка 8-10 лет). На скорости 60 км в час автомобиль Lanos Daewoo освещал ближним светом фар воображаемого школьника. Заметив отражатель, водитель заранее снижал скорость, и "резервное расстояние" между пешеходом и остановившимся легковым автомобилем сильно увеличилось. С ближним светом, с 25-40 до 130-140 метров, а при дальнем свете и до всех 400 метров!
В скандинавских странах эту способность световозвращателей сохранять взрослые и детские жизни используют уже около 30 лет. И имеют удачный опыт, подтвержденный статистикой. Так, доказано: применение световозращателей снижает риск наезда автомобиля на пешехода в темное время суток на 85%, то есть более чем в 6.5 раз.
Поэтому светоотражатели стали непременным атрибутом пешехода во многих странах - Финляндии, Эстонии, Латвии. В Великобритании в начале учебного года компания Nationwide раздала 6 миллионов отражающих свет аксессуаров всем ученикам. Во многих странах, в том числе в соседней Белоруссии, ношение светоотражателя сделали для пешехода обязательным.
"Стражи дороги" имеют право штрафовать пешеходов, которые в темное время суток находятся на неосвещенных улицах и шоссе без светоотражателей. Сумма штрафа в Латвии составляет 2 лата, что равно примерно 4 долларам, в Западной Европе и вовсе доходит до 20 евро. Взрослых "рублем" приучают заботиться о себе и о других участниках дорожного движения.
Детей, которые нарушают правила, прибалтийские полицейские, конечно, не наказывают. Поймав "темного" малолетнего пешехода, они рассказывают о том, какой опасности он подвергает себя, и бесплатно снабжают светоотражателем.
Средство пассивной безопасности пешеходов появилось и у нас, под брендом "фликер". Ношение световозвращателей в России пока не является обязательным. Хотя абзац с рекомендациями "при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств" введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 767. Не надо ждать санкций, как в Эстонии или Белоруссии, просто купите светоотражатели, ведь речь идет о безопасности ваших детей.
Госавтоинспекция МВД России совместно с Международным общественным фондом "Российский фонд мира" запустил весной 2006 года специальный проект в поддержку федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 году". Так как фликеры уменьшают риск наезда на ребенка, авторы идеи планируют бесплатно раздать свыше миллиона таких отражающих свет "штуковин". В разных регионах России при участии Госавтоинспекции, фликеры стали раздавать в школах.
Первая масштабная акция состоялась в прошлом году в Краснодарском крае в рамках всероссийской операции "Внимание, дети!". Как показала статистика, с сентября по декабрь после "раздачи слонов" число ДТП с участием детей-пешеходов в вечернее время суток снизилось в Краснодарском крае на 25.9 процента по отношению к аналогичному показателю предыдущего года. 30% - благодаря маленькому пластиковому "светлячку".
Призмы и шарики
Несмотря на то, что световозвращатели отлично отражают свет, делают они это с разной интенсивностью, в зависимости от типа и цвета. Сегодня существует два способа "вернуть" свет - с помощью призмы и стеклянного шарика. При производстве световозвращающих материалов используют ту или иную технологию.
Например, большинство серебристых полосок на комбинезонах и курточках Reima Tec, Wolfskin, Helly Hansen - по структуре являются шариковыми светоотражателями. Стеклянный шарик как линза фокусирует падающий на него свет на противоположную сторону шарика. В результате около 35 % падающего света возвращается, остальные 75 % - теряются, как и в ситуации с зеркалом. Но даже этих 35 % порой достаточно для того, чтобы сделать ребенка заметным для водителя.
С точки зрения световозвращения, микропризмы более эффективны, потому призма использует уникальные свойства света. Луч, попадая внутрь через одну грань, последовательно отражается от трех других граней, прежде чем вернется к источнику света. Проще говоря, в темноте они заметнее.
Принцип микропризматического световозвращения сегодня используется в материале под маркой Reflexite. Фликерам белого и лимонного цвета за границей именно этим двум расцветкам отдают предпочтение. Красные, зеленые "светятся" чуть похуже, но все равно отлично справляются со своей функцией.
Светоотражающие полоски - довольно эффективный способ защиты, но, как правило, при их производстве используется "шариковая", а не призматическая технология световозвращения. От стирки и от трения они портятся - осыпаются. Микропризматические же материалы более устойчивы к истиранию, но, главное, "работают" в непогоду: в условиях дождя и мокрого снега.
Суха теория, но давайте проведем эксперимент с малышом! Прямо в квартире. Для этого вам понадобится одежда со светоотражающими полосками, фликеры, водный пистолет или "брызгалка" (для полива цветов или для глажки), мощный фонарик. Ребенок изображает автомобиль, держа фонарь прямо перед собой, как бы освещая вас "фарами", а вы - соответственно пешеход, который идет по плохо освещенной дороге. Светитесь в темноте? А теперь добавим реализма, пусть пойдет дождь. Брызгаем из водного пистолета или брызгалки на световозвращающие полоски и на фликеры, и снова светим фонариком.
Изготовленные из мягкого пластика, микропризматические светоотражатели бывают самые разные по форме. Вот подвеска в виде яблока, зайчика, котенка, автомобиля, просто геометрической фигуры. Отличаются и по способу крепления - в виде значков на булавке, подвесок на шнурке. Браслеты из ПВХ пленки бывают двух типов - на липучке и фиксирующиеся с помощью самозахватывающейся пружины. Кроме того, существуют термоактивируемые наклейки из световозвращающей ПВХ пленки.
Экипировка
У пешехода существует ряд возможностей улучшить свою заметность в темноте. Например, темная одежда гораздо хуже заметна в темноте, чем светлая: темная куртка отражает всего 5% попадающего на нее света, в то время как светлая куртка отражает 80%. На неосвещенных дорогах в качестве дополнительного средства можно применять фонарь. Велосипедисты и водители мотороллеров могут использовать флуоресцентную одежду, которая делает их заметнее в потоке.
Старайтесь покупать верхнюю одежду со светоотражающими элементами. Сапоги, шапочка, куртка, комбинезон, - желательно, чтобы "полоски" или пластиковые вставки были на каждом предмете верхней одежды. Если таких "тесемочек" на одежде нет, их можно наклеить с помощью утюга. Преимущество такого способа - эту полоску невозможно снять или потерять.
Кроме светоотражающих полосок, стоит снабдить ребенка катафотным световозвращателем или световозвращателем из ПВХ.
Светоотражатели бывают съемными, несъемными и свободно висящими. Прикреплять этот аксессуар можно по-разному: на застежку молнии, привязывать шнурком к ремню, или прикалывать булавкой к куртке, да мало ли застежек и выступов на детской одежде, главное, чтобы он свободно "болтался", и был виден со всех сторон. Надо отметить, что все без исключения фликеры легко крепятся на одежду, на рюкзачок, скейтборд, ролики, коляску. Вырванный из тьмы светом фар, он "вспыхивает", "мерцает".
В идеале съемные и несъемные светоотражатели надо сочетать. Есть полоски на одежде? Так как это несъемные светоотражатели, то они должны быть видимы со всех сторон. Дополним их подвесками на шнурочках, или наденем на запястье малыша браслет на липучке или самозастегивающийся браслет на пружинке, наклейки.
Фликеров много не бывает: чем больше их на ребенке, тем лучше. Зачем так много? Потому что аварийно-опасными участками являются перекрестки, двухстороннее размещение световозвращателя делает вас заметным для водителей движущихся в ту и другую стороны.
Вы можете получить фликер бесплатно, если победите в любом из конкурсов, проводящихся на сайте www.7ya.ru.
Купить филикеры можно в интернет-магазине Болеро.
Светоотражатели можно прикреплять также на различные транспортные средства - коляски, санки, велосипеды и скейтборды. Здесь действует то же правило, что и при "экипировке" световозвращающими элементами одежды: аксессуар должен быть виден со всех сторон. Если используете клеящиеся ленты, то обклеить необходимо все поверхности - бока и "спинку" санок, раму и багажник велосипеда. Ролики тоже надо снабдить "светляками", наклеив полоски на полозья.
Велосипедисты должны двигаться только по крайней правой полосе, допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. Запрещается ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам, также перевозить груз, который выступает более чем на полметра по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению. Недопустимо управлять велосипедом, не держась за руль. На багажнике велосипеда нельзя перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет, когда малыш закреплен ремнями безопасности на сиденье с подножками.
Стоит приобрести себе, если вы возите кроху в парк на велосипеде, и юному велосипедисту специальные средства защиты: шлемы, накладки на локтевые и коленные суставы. Конечно же, это не решит всех проблем, но существенно снизит силу удара, приходящуюся на данные части тела при случайном падении.