Учиться российские дети, как ни странно, начинают не в первом классе, а гораздо раньше — в детском саду. И за последние 20 лет для детсадов было разработано больше программ, чем для начальной школы.
Считайте сами: десятка полтора комплексных (определяющих всю жизнь в садике), а к ним еще штук тридцать дополнительных — посвященных только физическому воспитанию, только рисованию и т. д. Но то, что детский сад предлагает углубленную программу и кучу дополнительных занятий — это не всегда достоинство. Во всяком случае, так утверждают педагоги и психологи.А знаете ли вы, что даже лепкой ежиков из пластилина и вырезанием петушков из цветной бумаги детвора занимается не по сиюминутной прихоти воспитателя, а согласно образовательной программе, которой придерживается детсад? И если до
Традиционно
Программа под редакцией М.А.Васильевой была создана на основе той, что разработал НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. По ней до сих пор работают две трети российских детских садов. И не потому, что программа лучше остальных. Просто в педвузах по традиции изучают только ее, а в детсадах сохранилась масса соответствующих пособий, плакатов и т. п. Занятия "по Васильевой" напоминают школьные уроки: малыши сидят за столиками и слушают рассказ воспитателя. Или что-то рисуют, клеят, лепят. Программа непростая — включает и школьные темы.
"Радуга" — вторая по распространенности программа. Революционных новшеств по сравнению с Васильевой нет, но приоритет — эмоциональное благополучие малышей. Предполагается, что все детсадовские годы у ребенка должен быть один и тот же воспитатель. В группе создается масса традиций. К примеру, каждую неделю проводится "Сладкий вечер" — неформальное чаепитие. А каждый месяц — праздники для детей с родителями. Или, например, праздник новоселья в честь переселения детей из одной группы в другую. Воспитатели часто дарят детям небольшие подарки — красивые ленточки, камешки, сласти. Подчеркиваются права собственности — если ребенок принес из дома игрушку, ее не должен отбирать ни воспитатель, ни другие малыши. А еще в параллельной детям реальности существуют волшебные человечки — листовички. Дошколята то мастерят им домик с мебелью, то строят для них железную дорогу. Листовички в ответ присылают презенты, пишут им письма, рассказывают о природе и мире вообще. То есть все те же знания и навыки дети осваивают в игровой форме.
Баатр Егоров, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО: "Эта программа неплохая, добротная и, как минимум, ребенку не навредит. Но своего я все-таки отдал бы в сад, где работают по более продвинутым, современным методикам".
Ирина Бурлакова, кандидат психологических наук, зав. кафедрой "Дошкольная педагогика и психология" факультета психологии образования МГППУ: "По-моему, лучше ориентироваться на современные программы. И еще я бы посоветовала сходить в детский сад на день открытых дверей (они обычно бывают весной), чтобы решить, насколько данный детский сад устраивает родителей: нормально ли воспитатели общаются с детьми, могут ли объяснить родителям, чему и для чего обучают, в какой форме проводятся в саду занятия и тому подобные подробности.
Иван Кириллов, кандидат психологических наук, зам. директора по научной работе Института психолого-педагогических проблем детства РАО: "Не нужно заранее изучать школьную программу! Для развития дошкольника важно лишь определить, что ему интересно. И дальше поддерживать этот интерес. Важно: узнайте, насколько укомплектован сад персоналом. Если в группе нет нянечки, то воспитатель, в основном, будет заниматься мытьем посуды, а не образованием детей. И еще — чем ближе от дома находится детсад, тем лучше".
"Детство" — разработка питерских ученых. Предполагается развивать у малышей, в первую очередь, инициативность и самостоятельность — при возникновении какого-либо затруднения у ребенка педагог не должен тут же бросаться на помощь. Наоборот — в группе появляются сломанные игрушки, требующие починки, зашифрованные записи, детали каких-то устройств. С этими проблемами дети должны справляться сами. Также считается, что каждый дошкольник развивается в своем темпе, поэтому не нужно искусственно "тянуть" отстающих. Старшие и подготовительные группы заботятся о малышах — ставят для них спектакли и концерты, мастерят книги.
"Истоки" — программа московских педагогов. Предполагает, что ориентироваться надо не на календарный, а на психологический возраст детей (ранний, младший дошкольный и старший дошкольный) и, соответственно, их потребности. В раннем возрасте, к примеру, на первом плане у ребенка предметы, которыми он учится пользоваться. А в дошкольном основная деятельность — игра, причем интереснее всего обыгрывать ситуации из взрослого мира. Жесткого плана занятий с детьми в программе нет: каждый воспитатель подбирает методы обучения и развлечения на свое усмотрение. А значит, многое зависит от профессионализма воспитателя.
Мария Кротва, г. Мытищи: "Мамы на нашей детской площадке только и обсуждают, кто что знает про какой сад. В итоге, когда детям пошел третий год, заявление в гороно про „желаемые“ сады я переписывала три раза. И все зря. Во-первых, мнения о садах оказывались прямо противоположными, и у вроде бы хороших садиков находились очевидные минусы, а у якобы плохих — свои достоинства. Во-вторых, оказалось, что при нашем номере очереди в сад мы не попадем никогда (при том что встали мы туда, когда ребенку было несколько месяцев от роду). Легально в детсад попадают только дети, родившиеся в начале года (очередь „обнуляется“ каждый год). Осенним же и декабрьским малышам можно даже не надеяться. В итоге сад мы не выбирали, а... выбивали: написали сухое „юридическое“ письмо главе города о своих правах и его обязанностях. Получили вежливый ответ, что ребенок включен в списки новой группы такого-то сада. После чего нам молча выписали путевку".
Алина Грушко, г. Долгопрудный: "В сентябре на первом родительском собрании нашей младшей группы нам торжественно объявили, что дети будут заниматься математикой по развивающим тетрадям „Игралочка“. Сдали деньги, закупили пособия. Получив их на руки, задумались: как же воспитатель будет работать с группой, если для многих заданий нужно сначала вырезать какие-то детали из методического приложения в конце тетрадки? Да и детки в нашей младшей группе были от 2 до 3,5 лет — как двухлетки усидят, что поймут? Оказалось, все очень просто: времени на математику почти никогда не хватает, поэтому задания нам задают на дом. Сделать на выходных и принести. Вот такая алгебра с геометрией".
Программа "Детский сад — дом радости" создана педагогами Пермского государственного университета в 1985 году. Суть: обучение малышей разным видам деятельности. Здесь даже обед — особый ритуал. Детей не только учат пользоваться всеми столовыми приборами, включая нож, — во время приема пищи идет спокойная беседа воспитателя с детьми еде, о продуктах, из которых она приготовлена, о людях разных профессий. А в начале тихого часа воспитатель обязательно читает детям что-нибудь из русской классики. Режим предполагает "Минутку шалости" и "Минутку тишины". Еще в группе "живет" персонаж Мишка. Дети с большим удовольствием учат его, рассказывают о том, что сделали, узнали. А подготовительная группа — это группа всестороннего энциклопедического развития каждого ребенка. Дети открывают для себя более 30 имен соотечественников, прославивших нашу Родину, — от Ломоносова и Пушкина до Циолковского и Римского-Корсакова, и знакомятся с их творениями и открытиями.
"Школа 2100" — по этой программе дети могут заниматься сначала в детском саду, а затем и в школе. Разработчики издали массу красочных пособий на все темы и вкусы. Занятия начинаются с постановки проблемы: в привычной игре дети вдруг встали в тупик, каких-то знаний и умений им не хватает. И ребенок должен с подсказками взрослого отыскать решение. В ярких тетрадках детсадовцам предлагают что-то раскрасить, обвести, выбрать — и попутно познакомиться, к примеру, с основами математики. Правда, некоторые эксперты считают, что хотя программа и считается новой, она очень близка традиционной системе Васильевой.
Программа "ТРИЗ" (Теория решения изобретательских задач) была разработана еще в 1956 году советским инженером, писателем и ученым Генрихом Альтшуллером, который был уверен, что любой человек может научиться изобретать, и для этого не обязательно иметь врожденный талант. Сам Альтшуллер свое первое авторское свидетельство получил в 17 лет. Занятия по программе "ТРИЗ" формируют у детей такие важные качества, как гибкость мышления, нешаблонность и т. п. Технология реализуется в игре. Пример? Пожалуйста! Каждому игроку разлаются карточки с изображениями различных предметов — по одной на каждого участника. Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик.
— Тук-тук, кто в теремочке живет?
— Я, Гитара. А ты кто?
— А я — Удочка. Пусти меня в теремок?
— Скажи, чем ты на меня похож — пущу!
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и гитара, и удочка сделаны из дерева. Или и у гитары, и у удочки есть струна — веревочка. И так далее, пока все карточки не окажутся в теремке. И ведь, правда — все изображения хоть чем-то, да похожи на гитару! Можно и менять хозяина теремка. Сначала гитара, потом удочка и так далее.
Но чаще всего в одном саду используются сразу несколько методик. Например, для самых маленьких — программа профессора Ксении Печоры (особенности воспитания и развития детей
Современно
В последние годы появилась новая тенденция: дошколят не столько загружают знаниями, сколько развивают их мышление, воображение и коммуникабельность в целом. Для этого есть несколько методик.
"Развитие" — методика, которую многие педагоги считают самой передовой. Направлена на развитие у детей умственных и художественных способностей. Здесь очень большое внимание уделяют играм. Малыши занимаются конструированием — сначала тренируются делать просто устойчивые постройки из кубиков, потом — строить по схеме. Учатся читать карты (ищут "сокровища" по плану комнаты, расставляют мебель в кукольном домике по схеме). Или, к примеру, чтобы было легче пересказать сказку, обозначают персонажей кружками и квадратами разных цветов и размеров. Прежде чем научить ребенка читать, его знакомят со звуками. Узнают дети и основы логики, легко могут ответить на вопрос типа "Чего на картинке больше — яблок или фруктов?" В России по программе "Развитие" работает около 3 000 детсадов, в том числе около сотни — в Москве. Могло бы быть и больше, но она требует очень квалифицированных воспитателей.
Программа "Золотой ключик" предполагает, что в садике должны быть разновозрастные группы. Поэтому она идеально подходит для небольших "семейных" садов. Педагоги работают, в первую очередь, со старшими детьми, а младшие подтягиваются до их уровня. Основная идея в том, что дети лучше всего узнают и запоминают что-то через эмоции. Так что главная задача — насытить жизнь детворы положительными и волнующими ее событиями. Традиционных уроков здесь практически нет. Вместо них устраивается, к примеру, путешествие в Африку. "Съездив" туда, дети узнают о географии и истории континента, о местных народах, об экзотических животных и т. п.
Впрочем, далеко не все детсады натаскивают детей на программу первого-второго класса. Например, Вальдорфская методика не одобряет раннее обучение — до семи лет здесь не допускается нагрузка на память и мышление. В основном в вальдорфских садиках детей знакомят с народной культурой: с мифами, песнями, танцами. Малыши много рисуют, участвуют в театральных постановках. Плюс осваивают бытовые навыки — например, учатся готовить. А еще вальдорфская педагогика не приветствует современные игрушки, просмотр телевизора.
Педагогика Марии Монтессори — очень популярная сейчас, хотя и далеко не новая методика. Комнаты, где собираются малыши, поделены на несколько частей. В каждой — свои задания и свои игрушки. Ребенок сам выбирает, чем заняться, а воспитатель лишь кратко показывает, что делать с игрушкой. В "практической" зоне детишки осваивают повседневные навыки — могут постирать, почистить обувь, научиться застегивать пуговицы и шнуровать ботинки. В зоне "сенсорного" развития детвора осваивает понятия высоты, длины, веса, цвета, слушает звуки. Здесь среди игрушек — цилиндры и кубики разных размеров, гладкие и шершавые таблички, дощечки с оттенками цветов, шумовые коробочки и т. п. В "языковой" зоне ребенок обводит буквы, чертит их на бумаге с насыпанными песком или манкой, в "двигательной" ходит по нарисованному на полу эллипсу учась держать равновесие, и т. п. А в "космической" узнает азы биологии, географии, физики, химии и других наук.
Считается, что методика Монтессори очень подходит маленьким детям: мол, приобретенный личный опыт неизбежно вызывает дальнейшие вопросы, то есть развивается любознательность.
Иван Кириллов, кандидат психологических наук: "Родители должны разделять принципы воспитания, которые декларируются в том дошкольном учреждении, куда они отдают своего ребенка. Например, у вальдорфцев много педагогических находок. Особенно эти сады и школы подходят для нестандартных детей — с проблемами здоровья, с личностными особенностями. Скажем, у них разработана интересная методика обучения письму леворуких детей — ее сегодня уже используют все подряд, никто уже не вспоминает, что она — из вальдорфской педагогики. А вообще чисто интеллектуальное развитие часто идет в ущерб практическим навыкам — порой ребенок в 3 года уже читает и считает, а научить его мыть руки и одеваться родители забыли. Но если в детстве нет возможности понять, что тебе интересно, в подростковом возрасте трудно определиться с выбором профессии. Поэтому пусть дошкольники больше рисуют, танцуют и т. п. А целенаправленно учить малыша читать и считать нужно только при большом его желании".