Все дети рождаются гениями. Просто гениальности бывают разными, а мы, родители, не в состоянии этого понять и принять. Особенно нам трудно это понять и принять, если наш ребёнок — другой, чем сами мы, его родители. И — увы! — не все родители такие же гениальные, как их дети, и поэтому не все родители могут гениальность своих детей рассмотреть, распознать и развить, создавая для этого все условия. Для детей просто судьбоносно, чтобы их родители рассмотрели и поняли, в чём именно состоит их детская гениальность.
Гениальность практическая или гениальность "Золотые руки". Ваш ребёнок прекрасно работает руками, т.к. они у него "вставлены" именно тем концом, каким надо. И ничего из этих золотых рук не валится. Такие дети лучше всего учатся на практике — делая, мастеря, изготавливая что-то своими руками, проводя практические опыты и участвуя в конкретных делах. Их девиз: "Больше дела, меньше слов!" Просто объяснять им что-либо устно, читая длинные лекции, почти бесполезно. Они учатся и развиваются, действуя, принимая непосредственное участие в практических делах. Присвоим таким детям звание "Умельцы", или "На все руки мастера".
Гениальность научно-академическая или гениальность "Золотые мозги". Ваш ребёнок прекрасно учится, не испытывая особых проблем с усвоением учебной программы. Правда, не всегда может применять полученные знания на практике и в жизни. Такие дети приобретают знания ради знания и образование ради образования. Их жизненный девиз: "Меньше дела, больше слов!", т.к. они прекрасно учатся на традиционных российских уроках и лекциях в режиме "слушай преподавателя, запоминай, повторяй по шаблону". Присвоим таким детям звание "Академики".
Гениальность житейско — бытовая или "Человек, который умеет жить". Ваш ребёнок, возможно, и не очень хорошо учится, но прекрасно ориентируется в жизни и в быту. Таких детей раздражают знания, которые нельзя сразу же применить на практике, хотя в юном возрасте они могут этого и не осознавать. Такое отношение к образованию, к получению знаний возникает, скорее всего, на интуитивном уровне. Они не понимают, зачем надо что-то изучать, если это не имеет немедленного практического выхода. Такие дети усваивают лишь те знания, которые соответствуют принципу "узнал — применил в жизни". Их девиз: "Больше жизни, меньше слов!" Их лучший учитель — жизнь и самые обыденные житейские ситуации. Такие дети не любят учебные предметы и знания, которые оторваны от жизни и малоприменимы на практике. Они более склонны к практическим знаниям, которые лучше всего усваивают и тут же применяют в жизнь. Присвоим таким детям звание "Умельцы жить".
Гениальность спортивно-физическая или гениальность "Золотые мышцы". Ваш ребёнок — отличный спортсмен, он успешен во многих видах спорта и спортивных играх. Причём речь не идет о том, что он будет завоёвывать олимпийские медали. Вовсе нет. Просто ему комфортно двигаться. Эти дети не только успешны в физкультуре и спорте, они ещё и статны, подтянуты, имеют отличную координацию движений и вообще выглядят красиво. Их движения размеренны, походка быстра и пружиниста, их спина — прямая, голова высоко поднята... Сидеть за партой шесть уроков и не шевелится — пытка для них. Их стихия — движение. Их жизненное кредо: "Больше движения — меньше слов и сидения!" Они прекрасно учатся в процессе спортивных занятий и тренировок. Присвоим таким детям звание "Физкультурники".
Гениальность творческая или гениальность "Золотое воображение". Ваш ребёнок к любому, самому обычному делу, подходит творчески. Он всё время что-то творит, фантазирует, изобретает. Такие дети учатся лучше всего в процессе творчества. Для них шаблонные задачи и однотипные задания — тоска смертная. Их жизненное кредо: "Больше творчества, меньше скучных одинаковых слов и дел!" Присвоим таким детям звание "Творцы".
Гениальность художественно-артистическая или гениальность "Золотой художник". Ваш ребёнок успешен в разных видах искусства. Такие дети лучше всего развиваются и учатся, занимаясь разными видами творчества. Их девиз: "Больше искусства, хорошего и разного!" Присвоим таким детям звание "Художники" (вариант "Артисты", "Ваятели").
Гениальность эмоциональная или гениальность "Золотые чувства". Ребёнок не всегда знает и понимает, но почти всегда чувствует, сочувствует и принимает. Жизненное кредо таких детей: "Больше чувства, меньше слов!" Они лучше всего учатся через чувства и эмоции, через переживания и сопереживания, через душевное общение с другими людьми и искренне сочувствие этим людям. Им не нужны длинные словесные объяснения. Они многое чувствуют интуитивно. Они легко общаются с другими людьми. Присвоим таким детям звание "Обладатели шестого чувства".
Так что, уважаемые родители, не всё то золото, что блестит, а ещё то золото, что мыслит, двигается, чувствует, действует и творит.
Я отметила лишь некоторые, пожалуй, основные из детских гениальностей. А их на самом деле огромное количество. И, кроме того, каждая из вышеназванных гениальностей имеет по нескольку видов и подвидов… Скажем, гениальность научно-академическая может быть разной: гуманитарной, математической, естественно-научной, лингвистической и др. А, к примеру, гениальность творческая может проявляться в любой сфере деятельности человека. И дети наши, которые рождаются с разным цветом глаз и типом волос, точно также несут в себе разные, заложенные в них с рождения, способности. Но донесут ли они их до своей взрослой жизни — это уже зависит от нас, родителей. Вполне возможно, что в результате безграмотности или лени взрослых эти детские гениальности будут утеряны, а, может быть, и растоптаны, попраны и убиты на каком-то этапе или каких-то этапах большого пути растущего человека.
И это всего лишь означает, что мы, взрослые, не доглядели, не рассмотрели, не поняли, не приняли, не развили, не создали необходимых условий, а, может быть, и вовсе сами и убили врождённые таланты собственных детей.
Конечно, мы, взрослые, можем рассадить всех детей за одинаковые парты и на одинаковые стулья. Мы можем преподавать им всем всё одинаково, заставляя детей слушать наши лекции молча, при этом смирно сложив руки и смотря лектору в рот. Нам, взрослым, так проще и удобнее. И мы, конечно же, можем организовать процесс обучения детей таким именно образом. И мы делаем это! Но это вовсе не означает, что все дети при таком учебном процессе действительно чему-то научатся. Многие из них учиться так, как мы им предлагаем, просто не смогут. Как разные программы люди вводят в компьютеры, так и разные способности введены генетикой (а может быть, Богом или Вселенским разумом?) в наших детей.
Разные дети имеют разные мозги. Они по-разному перерабатывают поступающую к ним из внешнего мира информацию. И требовать, чтобы все дети обрабатывали информацию одинаково, конечно, можно, но это будет сродни требованию, чтобы все дети рождались, скажем, голубоглазыми, светловолосыми и кудрявыми. Представляете, каково приходится ребёнку с одной гениальностью, когда от него жёстко требуют гениальности совсем другого рода?!
Разумеется, надо предоставлять ребёнку все возможности для гармонического развития, но вводить стандартные нормативы и требовать со всех детей одинаковых гениальностей — это уж слишком! И при этом почти не обращать внимания на развитие других гениальностей.
Надо признать, что наша российская школа не очень справляется с развитием у детей разных способностей. Да она, кстати сказать, и не очень-то разбирается с разными видами и типами детских гениальностей. Поэтому дело это ложится полностью на наши родительские плечи. Это сделать на современном этапе можете и должны только вы. Вы просто обязаны распознать, узнать, понять гениальности собственного ребёнка, а затем бережно их нянчить, пестовать и развивать.
Главное, мы должны понять и принять, что все дети разные. Каждый ребёнок при рождении обладает какой-то гениальностью, или даже несколькими: умелец, академик, умеет жить, физкультурник, творец, художник (артист), шестое чувство.
Разберитесь, каков именно ваш ребёнок? Понять это не так-то просто. Родителям особенно трудно понять и принять своего ребёнка, если они, родители, и их дети — люди совершенно разных типов, что в реальной жизни как раз и очень часто происходит. Родителю-академику понять и принять ребёнка-спортсмена, а родителю-финансисту — ребёнка-творца не так-то просто.Наши дети могут нас, своих родителей, и не понимать, но мы, взрослые, понимать и принимать их с их детскими гениальностями просто обязаны. Но часто, к сожалению, этого не происходит. В наших родительских головах сидит какой-то определённый (определённый нами самими, модой, временем, кем-то ещё?) идеал. Мы, к примеру, непременно хотим, чтобы наш ребёнок стал успешным бизнесменом или финансистом, или адвокатом, а он по природе своей, по генотипу, по психотипу, по гениальности, в нём с детства заложенной, — художник или творец. Ну не его это дело! Но мы, родители, ничего не хотим слышать и понимать. Мы настырно-тупо хотим переделать, переплавить, перековать, а где-то и незаметно для себя переломать растущего человека, подтягивая его к своим родительским желаниям, устремлениям и идеалам. Страстно хотим — и всё тут! "Хочу, чтобы мой ребёнок овладел английским в совершенстве!" — говорят многие родители. Есть у ребёнка к этому способности или нет — не важно! Хочу — и всё! Сколько детских гениальностей разбилось об это упрямое родительское "хочу", гениальностей, которые не соответствовали этому родительскому "хочу".
Мы не можем, не имеем права, не должны кромсать и кроить детей по собственному желанию и усмотрению. Мы не должны создавать их по собственному образу и подобию тоже. Этим занимается без вас кто-то другой или что-то другое. Иначе жизнь жёстко мстит за такие кройки и раскройки. И мы, упрямые и безграмотные родители, получаем за своё упрямство и безграмотность уроки кройки и житья. Жизнь предоставляет нам и нашим детям свой раскрой, свой расклад и свой покрой. Жаль, что мы, взрослые, этого не понимаем, и это так туго до нас доходит в итоге суровых уроков, если доходит вообще. Ещё больше жаль, что от этого взрослого непонимания страдают наши дети, растерявшие во время своего детства и юности собственные врождённые гениальности, превращаясь в бездарных неталантливых взрослых, исполняющих задумки своих родителей и занимающихся не своим делом, от чего неуспешных и глубоко несчастных.
Главное, что надо понять нам, взрослым, что все дети в их детстве — золотые. И если это детское золото тускнеет с годами (хотя, как золото может тускнеть?), или хуже того, перерождается в какой-то другой металл, в какую-то иную субстанцию, то в том прямая вина родителей.