Ну, если честно, конечно, не все... По данным Всемирной организации здравоохранения, всего лишь 85%. Хотя, правду говоря, и этого достаточно.
Но самое смешное, что население полагает, что все-таки от нервов — все 100%. И преспокойно продолжает болеть! В смысле — пьет таблетки, ходит по врачам (хорошо еще, если сначала по врачам, а потом таблетки), жалуется на свою нервную жизнь и больше ничего не делает!
Впрочем, нет, вру: еще население читает кучу весьма своеобразной литературы, в которой идея о "нервном происхождении" всех и всяческих болезней приобретает очень любопытную форму. Читателю, например, сообщается: ежели он, скажем, страдает близорукостью, значит, просто не желает чего-то видеть. Отит — это, видимо, про нежелание слышать, гастрит — про нежелание что-то переварить и так далее. Все эти откровения обычно сводятся в строгие таблицы — что, по всей видимости, должно добавлять написанному научности. Иногда научность заменяется эзотерическим оттенком — дескать, автор находится на прямой связи с космосом, который ему все это и сообщил.
Доверчивый пациент с восторгом читает — это ж надо, до чего дошла наука! — и продолжает болеть. Только теперь он болеет уже с уверенностью, что ему известна причина заболевания: это и спокойствия прибавляет, и опять же самолюбие радует. В общем-то, конечно, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не оружием, но... Мудрые врачи в последние годы начали отправлять такого рода пациентов к тем, к кому и следует, — к психотерапевтам и психологам. Только ведь не всякий пойдет! Одно дело — самому признаться себе, что в семье что-то не в порядке или ра-дость куда-то из жизни улетучилась, и тогда уже пойти к психологу по собственному мужественному решению. И совсем другое — поверить кому-то, пусть даже и врачу, что у меня что-то не в порядке в душе, а не в теле. Я-то этого не замечаю, у меня-то живот (сердце, почки, горло — подставить по вкусу) болит!
И тут мы подходим к очень важному с точки зрения тех самых болезней, которые "от нервов", моменту. Дело в том, что такого рода болячки, как правило, навещают именно тех людей, которые не слишком любят в самих себе разбираться. То есть когда человек готов признаваться себе в том, что у него внутри что-то не так, и с этим разбираться, то у его организма не возникает необходимости разбираться с этим за него.
Итак, первый значимый для нас вывод: намного чаще болеют те люди, которые не считают нужным решать свои личностные проблемы. Если говорить научным языком, то недостаток рефлексии создает предрасположенность к психосоматическим заболеваниям — вы же знаете, что болезни, которые "от нервов", на самом деле называются именно так.
Кстати, слово "рефлексия" давно уже почему-то стало в некотором смысле ругательным: дескать, есть люди, которые живут и действуют, а есть те, которые сами в себе копаются. Так вот, рефлексия и самокопание — отнюдь не одно и то же. Слово "самокопание" происходит от глагола несовершенного вида "копать", который по смыслу очень отличается от глагола совершенного вида "выкопать". Иными словами, самокопание вовсе не обязательно подразумевает нахождение конструктивного ответа на какой-либо вопрос о себе. И, если быть честными, самокопание обычно вообще не предполагает поиск ответа: куда чаще это просто процесс непрерывного задавания самому себе вопроса "Ну почему же у меня все так плохо?". Рефлексия же, напротив, обязательно направлена на поиск конкретного ответа на конкретный вопрос — да еще такого ответа, который можно было бы понятным образом использовать в реальной жизни. Самокопанием занимается человек, который ответа найти не хочет, — вот он-то как раз и относится к группе психосоматического риска. Соответственно, получаем второй значимый для нас вывод: чтобы помочь себе избавиться от какой-нибудь психосоматической болячки, нужно найти конструктивный ответ на некий значимый вопрос.
Правда, пока остается непонятным, какой же такой волшебный вопрос стоит себе задать, чтобы ответ на него помог стать здоровым или, что еще лучше, не оказаться больным? А давайте подумаем.
Мы ведь с вами знаем, что следование здравому смыслу есть единственный и абсолютный залог счастливой жизни. А с точки зрения здравого смысла для любого действия (хоть внешнего, хоть внутреннего) необходима энергия. Наш разум дает нам знание и понимание того, что и как надо сделать, наше тело эти действия осуществляет, а энергию для всего этого замечательного процесса жизнедеятельности обеспечивают... догадались? Конечно же, чувства, потому как получается, что им в этом процессе больше вроде бы и заняться нечем. Спортивная злость помогает победить, радость так и вовсе окрыляет и т. д.
И если энергии чувств может быть достаточно для написания Первого концерта для фортепиано с оркестром или победы на Олимпийских играх, то вы можете себе представить, сколько ее у нас?! А если на это вашей фантазии хватает, то представьте себе еще и то, что происходит с этой энергией, когда ей некуда деться... Вряд ли после этого у вас возникнут сомнения, что в этом случае энергии оказывается более чем достаточно, чтобы обеспечить своему хозяину пару-тройку очень неприятных болячек. Если, конечно, он вовремя не озаботится тем, чтобы пристроить ее к более полезному занятию.
Попробуем представить себе, как это выглядит в реальной жизни. У человека имеется какая-то серьезная проблема. Ясное дело, что по этому поводу чувств возникает вполне достаточное количество. Если он дает себе труд понять, что происходит, и решится на какие-то изменения в своей жизни, то энергия этих чувств будет потрачена на конструктивные действия по совершению необходимых изменений. А если нет? Куда в таком случае деваться чувствам?
Из всего этого следует очередной важный вывод: чтобы жить здоровым, нужно знать и понимать собственные чувства. Иными словами, рефлексирующему человеку нужно уметь задавать себе вопросы: "Что я сейчас чувствую?", "Что я чувствую к... ?", "Что я чувствую, когда думаю о... ?" — и, конечно же, уметь на них отвечать.
А когда понятны чувства, понятно и наше отношение к тому или иному событию в нашей жизни и, значит, становится ясно, с чем, что и почему нужно делать. И — что особенно приятно — необходимая для этого энергия сразу становится доступна. Останется только взять и сделать. Не факт, что это будет так уж просто. Но разве жить больным и несчастным проще? И, вообще, еще никто не доказал, что достаточно быть здоровым, чтобы быть счастливым. Может, на самом деле все наоборот — чтобы быть здоровым, необходимо быть счастливым?