Почти год назад мы объявили тему для родительского обсуждения и творчества, звучала она так: что вы разрешаете и что запрещаете своим детям, чтобы они выросли свободными людьми? Сегодня можем уверенно сказать: мы не зря так долго тянули с опубликованием читательских писем, потому что за это время послания от вас, дорогие друзья, пришли просто замечательные! Итак, знакомьтесь с мнениями и опытом самых откровенных мам и пап.
Себя я отнесла бы скорее к разряду "ленивых" мам. Например, я с самого начала предпочитала спокойно полежать с сыном в обнимку на диванчике, чем бегать по кухне, стерилизуя все подряд. Эта моя лень в сочетании с некоторыми особенностями характера сына (повышенная подвижность + рано проявившаяся склонность к самостоятельности) позволили нам преодолеть некоторые предрассудки, которыми я страдала раньше.
Так, например, некоторые мои знакомые до 6-7 лет не позволяют ребенку пользоваться ни ножом, ни вилкой. В одном журнале я даже прочитала рекомендации вообще не допускать ребенка 2-3 лет на кухню. Но у нас получилось, что когда Коля спит, я тоже сплю, или вяжу, или читаю. Поэтому дела мы с ним делаем вместе.
До 5 месяцев сын участвовал в домашних делах, сидя у меня на руках, так как просто отказывался лежать один в манеже. Уже к 4 месяцам он прекрасно знал слово "горячо" и с уважением относился к пламени. Хватал ложку и пытался есть, подражая мне.
С газовой плиты пришлось поснимать ручки, когда Коля стал их поворачивать (это было уже после года). А вообще Коля уже тогда, как и большинство наших знакомых детей, предпочитал играть настоящими вещами, а не игрушками: обожал кастрюли с крышками, овощи (особенно лук в шелухе). Очень помогла идея завязывать дверки отдельных шкафов веревкой, так как Коля примерно с 5-6 месяцев стал проявлять упрямство и добытые вещи без боя не отдавал.
С 10-11 месяцев Коля самостоятельно ест ложкой. С года стал пробовать есть вилкой. Где-то с 1,5 лет заинтересовался ножами. Пока у него не хватает сил правильно пользоваться ножом: он больше расковыривает продукт, чем режет. Любит помогать мне, например, нарезать вареную картошку на кусочки. Может достать из холодильника и налить себе кефира, сока, налить чая, отрезать (отковырять) хлеба, что и делает каждый раз, когда захочет есть или пить.
Сам поливает цветы, кормит собаку, раскладывает вещи по местам, достает себе из шкафа одежду, обувь. Проще своевременно незаметно спрятать одежду, неподходящую по погоде, чем потом спорить с его выбором. Пытается самостоятельно стричь себе ногти ножницами (с тупыми концами).
Залезть по стремянке на крышу сарая я разрешаю, но с условием слезать тоже самостоятельно. В первый раз слегка подстраховываю, не помогая. Помогаю, только если после многих попыток становится ясно, что сам сын слезть не сможет.
Зато, например, листать хорошие взрослые книги я ему позволить не могу, так как он с ними играет очень неаккуратно, почти наверняка порвет. Но у нас есть знакомая девочка, которая в свои 2 года совсем не интересуется, например, процессом приготовления пищи, но поразительно аккуратно читает книги, играет в бумажные куклы, собирает мозаику.
Запрещаю бить людей и животных, хотя шлепнуть собаку по спине в наказание за плохое поведение я запретить не могу, так как сама это делаю.
Одним словом, у меня сложилось такое впечатление, что набор запретов и разрешений для каждого ребенка свой, но общий настрой в каждом случае должен предполагать максимальную возможную для этого ребенка свободу действий.
Запрещать нужно с умом. Прямое запрещение "нельзя и все!" - все равно что красная тряпка для быка (по крайней мере для ребенка лет с 1,5, а то и раньше). Его стоит использовать только в крайнем случае и быть готовой, что в результате получишь скандал.
Вообще лучший способ добиться своего - как можно больше соглашаться. Не хочет спать. Я соглашаюсь: "Хорошо, не будешь спать. Давай просто посидим, попоем песенки. Не надо песенки? Ладно, давай расскажем сказочку... и т.д.".
Можно с повышенным энтузиазмом согласиться с его действиями и предложить помочь. Например, я режу что-нибудь, а Коля лезет и лезет руками прямо под нож. Уговоры не действуют. Тогда я радостно заявляю: "Тебе не нужны ручки? Ну-ка давай-ка их сюда, я их отрежу!". И с самым серьезным видом пытаюсь схватить его руки. Коля тут же прячет их и больше не лезет. То же самое: "Хочешь упасть в яму и удариться? Ну, твое дело! Давай-ка я тебе помогу!". И делаю вид, что подталкиваю его в яму. Во многих случаях срабатывает очень хорошо.
Я благодарна сыну за то, что он со своим неуемным характером просто вынудил меня "ослабить вожжи" и не мешать ему развиваться. Хочется надеяться, что это поможет мне с остальными моими детьми, сколько их еще у меня будет.