Переходный возраст — время больших проблем: и для родителей, и для учителей, и для самих подростков. Но вот что интересно: родители, отправившие своих 13-14-летних детей на обучение в Британскую школу-пансион, через некоторое время удивленно и радостно восклицают: "Что они там делают с нашим ребенком? Как им это удается?" Действительно, как? С этим вопросом мы обратились к Нине Валентиновне Колташовой — директору одной из крупнейших и старейших на рынке образовательных компаний ITEC и она с удовольствием ответила на наш вопрос.
За последние пять лет число российских семей, предпочитающих британские школы-пансионы российским частным и государственным школам удвоилось и продолжает расти, а возраст, в котором российские дети отправляются на обучение в школы Великобритании, значительно снизился. В сегменте среднего образования, по оценке Мэтью Берджесса (Matthew Burgess), генерального секретаря Совета независимых школ Великобритании (Independent Schools Council), Россия входит в тройку лидеров вместе с Китаем и Германией по количеству детей школьного возраста, обучающихся в частных пансионах Великобритании. В 2010 году только наша компания отправила на обучение в частные школы Великобритании более 150 российских детей.Как ни печально, но приходится признать: российская школа в своем нынешнем состоянии практически перестала заниматься воспитанием детей. Причин тому много: загруженность учителей, низкая зарплата и, как следствие, невысокий статус педагога, общий не слишком благоприятный социальный фон. И больнее всего это бьет по подросткам, которым особенно необходимы заинтересованное внимание, четкие ориентиры, а главное — позитивный настрой и вера в себя и свои силы.
"Чудеса", которые творит с ребенком
Разумеется, все эти "сказочные преобразования" имеют под собой вполне материальную основу. Ее стержень — система воспитания, разработанная с учетом традиционных гуманитарных ценностей и новейших достижений педагогики и психологии. А главное — все эти принципы существуют не только на бумаге, но используются в повседневной практике.
"Английская школа учит работать без "халявы", — рассказывает Анна Порошина, выпускница Bedford High School, — Только твои знания имеют значение. Списывание, например, карается очень жестоко". Но разве не этого мы ждем от своих детей — что бы они умели рассчитывать на себя, твердо стояли на своих ногах и сознавали: если хочешь чего — то достичь в жизни, надо работать?"
Избалованный дети — а кто из нас, родителей, без этого греха? — поначалу воспринимают в штыки режим школы—пансиона. Но, как свидетельствует мама ученика Wycliffe College Екатерина Врублевская, ее "свободолюбивый сын скоро понял: это лучше, чем безответственность и вседозволенность в нашей старшей школе. Он приобрел бесценный опыт самостоятельности и необходимости уважать старших и соблюдать определенный нормы поведения. Теперь он знает: нельзя договориться и сдать экзамен нечестно".
Режим режимом, но все-таки главным секретом британского воспитания остается уважение педагога к ребенку. Не грубый диктат (делай то и не делай этого), а готовность выслушать, объяснить, прийти на помощь, похвалить за самый скромный успех, если за ним стоит стремление преодолеть собственные слабости, — вот что в конечном итоге создает не дутый, а подлинный авторитет учителя в глазах ученика, служит основой для взаимопонимания.
Британские педагоги в первую очередь стараются видеть в своих подопечных взрослых людей, хоть и пока маленьких. Вместо подспудной борьбы амбиций — кто кого? — здесь действуют отношения партнерства. Учитель — "не злой мучитель", а дружески настроенный старший товарищ, который, конечно, знает куда больше тебя, но не кичится своей мудростью и опытом, чтобы тебя унизить, а делает все , чтобы тебе помочь. Как только дети начинают понимать, что подобное к ним отношение — не притворство и не игра, а "основной закон жизни" в школе, у них прямо на глазах вырастают крылья. Как ненужная шелуха спадает колючая подростковая непримиримость ко всему, что исходит от взрослых, уступая место готовности к сотрудничеству и искреннему желанию двигаться вперед. Психологи называют это мотивацией, ну а родители... Родители ахают и изумляются: "Как они это делают?" Впрочем, об этом мы уже говорили.
Конечно, талантливые педагоги есть и у нас. Но разница в том, что в британских школах-пансионах эффективное воспитание обеспечивают не отдельные самородки, а вся система в целом. Ассоциация британских школ — пансионов, объединяющая большинство из них, осуществляет целый комплекс мер, призванных гарантировать высокий уровень заботы о подрастающем поколении. Преподаватели, воспитатели, персонал и владельцы школ проходят обучение на специализированных курсах, делятся друг с другом опытом и наблюдениями. Нередко на таких занятиях они подробно разбирают особенно трудные случаи из практики — чем не case-studies, подобные тем, на которых в бизнес-школах обучают топ-менеджеров! Каждая школа регулярно получает методические рекомендации, помогающие педагогам в работе; в каждой действует кодекс правил для учителей и воспитателей, вобравший в себя все ценные достижения современной педагогики.
В начале учебного года родителей
Кому-это дается легче, кому то труднее. Для решения проблем, как "застарелых", так и новых, возникающих в процессе учебы, существуют и персональные встречи с тьютором—наставником, и специальные уроки саморазвития и социального воспитания, непременно входящие в программу школы. Все это вместе взятое и приводит к тому результату, который со стороны воспринимается как чудо — из переходного возраста ребенок выходит не сломленным, а поумневшим и сильным. Он расстается с детством и вступает в юность гармонично развитой личностью — то есть таким, каким мы и хотим его видеть.
Конечно, образование в Великобритании не из дешевых, но родителям я рекомендую не забывать, что оплата за обучение — это не расходы, а инвестиции в успешное будущее собственных детей!