История знает много примеров массовой эмиграции в Америку как целых групп верующих, так и отдельных семей в поисках свобод, в первую очередь, религиозных и политических. Условия жизни на Диком Западе также вынуждали отстаивать свое право на самоопределение.
Наверно поэтому все американцы больше всего ценят свободу личности, приобретенную в нелегкой борьбе. Это находит отклик и в воспитательном процессе. Родители уважают желания и выбор ребенка, относятся к малышу как ко взрослому человеку.
Если ребенок в 10 лет решил стать вегитарианцем, то мама не будет насильно впихивать в него мясо, потому что она считает, что так будет лучше для ребенка. Нет, она тщательно изучит всю имеющуюся литературу и постарается составить меню таким образом, чтобы ребенок не испытывал недостатка в необходимых питательных веществах.
На детской площадке никто не станет делать внушение молодой маме, что она чересчур кутает ребенка или наоборот, он одет слишком легко. Телесные наказания не применяются. Родителей, "поднимающих руку на своего ребенка", могут привлечь к суду и даже лишить родительских прав.
Когда родители идут в ресторан, то они берут с собой детей. Даже если ребенку исполнилось всего полгода, он посещает кафе и рестораны вместе с родителями. Вот что говорит об этом одна американка: "Я считаю, что это очень хорошо, потому что дети учатся, как нужно правильно себя вести в ресторане и в будущем у них не будет проблем и чувства неуверенности при посещении подобных заведений. Мне кажется, что это хороший опыт".
Религиозное воспитание играет в Америке большую роль. Дети вместе с родителями посещают церкви, помогают ближним, изучают Библию с раннего возраста.
Когда ребенок маленький, то его обучением занимается мама. В этом ей помогают развивающие игрушки и книжки. С шестимесячного возраста мамы водят деток на получасовые занятия в библиотеку два раза в месяц. Там малыши знакомятся с детскими песенками и стихами. Когда ребенок становится старше, то помимо посещения им детского сада или preschool, родители отдают ребенка заниматься в спортивные секции, такие как европейский футбол, баскетбол, гольф, тенис и плавание, или в кружки, например по рисованию, лепке или танцам.
Лет 10 тому назад, в период эмансипации мамы старались как можно скорее вернуться на работу. Поэтому детей кормили смесью и оставляли их дома с няней. Сейчас все изменилось. Большое внимание уделяется грудному вскармливанию и домашнему образованию, мамы стараются как можно больше времени проводить со своими детьми. Как рассказывает одна бабушка, когда ее внуку исполнился месяц, родители пригласили учителя музыки. Конечно, это были занятия не по разучиванию фортепианных этюдов. Учительница обучала малыша понятиям громкости и высоты звука, ритму. Малыш и вся семья были довольны. Папа мальчика, в совершенстве владеющий немецким языком, довольно часто общался с сыном на немецком. Теперь, в три года, малыш отлично понимает немецкие фразы.
Рано или поздно наступает момент, когда мама выходит на работу, а ребенка отдают в детский сад. Многие родители склоняются в своем выборе к домашнему детскому саду. Давайте заглянем в один из них. Детский сад находится в доме, где живет воспитательница со своей семьей. Получается, что дети просто приходят в гости к "хорошей тете", которая присматривает за ними в течение дня, кормит их чем-то вкусненьким, возит на машине на озеро, где живут гуси и читает им книжки. Привозить ребенка можно в любое время с 8 до 9 часов утра. Количество дней и часов посещения садика можно выбрать.
В садике, так же как и в других детских учреждениях, уважают свободу выбора ребенка. Хочешь идти гулять - иди, в огороженном дворе находятся качели, горка, детские велосипеды и другие интересные вещи. Не хочешь гулять - оставайся в помещении и играй в игрушки. То же самое относится к еде и дневному сну. Если малыш устал и хочет вздремнуть, его всегда положат поспать в кроватку, а если ребенок не привык днем спать, то никто не станет заставлять его это делать.
В отличие от preschool, в домашнем детском саду нет системы обучения. Воспитательница читает малышам книжки, но не учит их чтению или письму, не обучает детей лепке или рисованию. Тем не менее, многие родители с удовольствием отводят ребятишек в домашний детский сад, потому что это помогает им адаптироваться и не иметь проблем при начале занятий в preschool.
Самым распространенным видом наказания как дома, так и в детском саду, является "стул отдыха". Если малыш плохо себя ведет и не реагирует на замечания, то его сажают на стул, чтобы ребенок немножко "остыл". Как правило, для осознания своей вины достаточно пяти минут.
Система образования сильно отличается от российской. В Америке существуют муниципальные и домашние детские сады, а также preschool и kindergarten. Это дошкольная система обучения. Preschool ребенок посещает 2 или 3 раза в неделю, по желанию родителей. Занятия длятся два с половиной часа. В kindergarten дети ходят уже пять раз в неделю, количество часов занятий варьируется от половины до полного дня, в зависимости округа. Обучение в школе, как и в России, начинается с шестилетнего возраста. Для поступления в школу, ребенок обязан посещать preschool с четырех лет и kindergarten с пяти лет.
Перед началом учебного года в preschool, учителя приходят домой к ребенку, чтобы познакомиться с ним в привычной ему обстановке, а также чтобы обсудить с родителями интересы и наклонности малыша, узнать, что ожидают родители от занятий в preschool.
На занятиях дети сами выбирают, что они будут делать в течение дня. Можно порисовать, заняться лепкой, пособирать пазлы или построить монстра из гигантского конструктора. За деятельностью малышей наблюдают учителя. Девиз preschool - обучение в игровой форме. Например, если ребенку нужно подождать две минуты, ему дают песочные часы. Учитель объясняет, что маленьким детям так легче понять течение времени.
Чтобы научить письму, надо не только объяснить, как правильно держать ручку, но и укрепить определенные группы мышц руки. Для этого придумана целая серия игр: вырезание картинок ножницами, продевание шнурка через узкие отверстия плотной канвы, доставание маленьких, разноцветных игрушек щипчиками для кускового сахара и многое другое.
Для рисования используется пастель, специально разломанная на маленькие кусочки. Во-первых, такой кусочек малыш не сможет зажать в кулачке и будет вынужден держать его пальцами, а во-вторых, в отличие от фломастера, чтобы нарисовать линию на мелок нужно надавить и это будет способствовать тренировке мышц руки.
В хорошую погоду занятия заканчиваются на детской площадке, расположенной на территории preschool. Учителя предлагают детям игры развивающие сноровку и чувство координации.
Через два месяца после начала занятий проводится родительское собрание, на котором присутствуют учителя и родители одного ребенка, т. е. встреча носит индивидуальный характер. Такой принцип общения педагогов с родителями сохраняется и в kindergarten, и в школе. На этой встрече родителям выдают лист успеваемости, где отражены успехи ребенка, его приоритеты в выборе игр и занятий, а также пробелы, над которыми предстоит поработать в дальнейшем. Интересной находкой является небольшой альбом, каждая страница которого разделена на три части. На первой странице находятся фотографии ребенка, на второй его рисунки, на третьей то, как он пишет свое имя. Раз в три месяца малыш заполняет соответствующие графы этого альбома, а родители могут наблюдать, как развивается их ребенок и какие он делает успехи.
За любое, даже самое небольшое достижение малыша хвалят. В preschool, например, существует система поощрения в виде наклеек с машинками или зверушками. Заданий много и каждый малыш обязательно удостоится похвалы. В результате все дети уходят с занятий, демонстрируя родителям красивые наклейки. Такая система обучения дает ребятам чувство уверенности в своих силах. На следующих занятиях они будут стараться еще сильнее, ведь они уверены, что все у них получится.
Kindergarten - это уже почти школа. Занятия проводятся в здании начальной школы и длятся с восьми утра до трех часов дня (время занятий может быть разным и зависит от округа). Уроки проходят в одном и том же классе, за исключением физкультуры и музыки. На занятиях дети учатся читать, писать и считать, обучаются компьютерной грамотности.
На большой перемене (порядка 45 минут) дети играют на площадке, находящейся, как и в preschool, на территори kindergarten. На занятия дети ездят в школьном автобусе.
Если вы оказались в Америке с малышом на руках или только планируете свой отъезд, то не стоит паниковать, думая о том, как сможет ваш ребенок найти общий язык со своими сверсниками. Дети любого возраста легко адаптируются к новым условиям жизни. Малышам помогают в изучении языка образовательные передачи по телевизору и детский сад. Для ребят постарше в kindergarten есть специальные занятия по английскому языку.
Самая большая проблема - это имя ребенка. Например, имя Вася американцам произнести трудно, поэтому возможны варианты: Ваша, Васия или Васил. Анна превращается в Ану или Эну. В результате ребенок расстраивается, что никто не может правильно выговорить его имя. Но это все поправимо. Чем больше дети общаются вместе, тем легче им произнести странное имя своего нового друга.
Анна Новикова, annalexnov@mail.ru.
Мы тоже не в Нью-Йорке живем, написано же - Массачусетс (раньше жили) и Род-Айленд (сейчас живем). Да, этим летом я работаю в Вашингтоне, Дистрикт Коламбия - и здесь, представьте, тоже очереди в хорошие детские сады. Садик, в который мы ходим, отнюдь не элитный, к тому же еще и дешевый по местным меркам, но очень хороший; как заметила моя дочь в конце первой недели, "хорошая школа, здесь не дерутся". В яслях временами дрались :-(. Насчет "нормальные люди определяют своих малышей в группы уже в марте" я уже писала - мы оба раза подавали заявления за ПОЛТОРА ГОДА, т.е. с марта до сентября никак не получится. В ясли мы подавали заявление в июне, надеясь попасть через год в сентябре, а попали только в январе. В нынешний садик записали дочку в марте, когда ей всего полтора года было; лотерею они ввели как раз из-за того, что очереди стали многолетними. Это preschool&Kindregarten, дети от 3 до 6 лет.
Вы писали, опираясь на свой опыт; ну так это и нужно было написать где-нибудь в самом начале. О том и речь - если бы я знала, что читаю о "дошкольном образовании в штате Айова", никакого протеста у меня статья бы не вызвала!!! Просто много где в Штатах все не совсем так, где-то - совсем не так. И, обратите внимание, я и не пыталась утверждать, что обладаю полной информацией, напротив, сразу оговорилась, что мой опыт ограничен двумя соседними штатами. Я живу в Штатах "всего" 3 года, и очень надеюсь еще через два года уехать обратно в Россию.
Да, мы оба аспиранты, но средств нам, представьте себе, хватает; вот только няньки в Бостоне дОроги :-))). И я в свои 37 лет, с почти десятилетним "стажем работы", как это называется дома, в России, не нуждаюсь в советах, когда мне следовало заводить ребенка. Никакой штат ("своих" у меня как-то нет :-))) и никакую страну я ни в чем не обвиняю, и как Вы смогли вычитать это в моем посте, не понимаю. Пожалуйста, не воспринимайте критику как личную обиду, и постарайтесь не обижать других, отвечая.
2005-08-08, Studentka
Это индивидуально наверно. Я была вполне ответственнои и ласковои мамои, как мне кажется. Когда я родила старшую дочку, я училась в аспирантуре, отвечала только за себя. Спокоино села дома на год и оттянулась по полнои. Потеря моеи стипендии погоды не делала. А с младшеи у меня была работа, в которуюу я вложила много лет, сил и емоции, где от меня елементарно зависела куча людеи. Потеря зарплаты как раз была преодолима - муж к этому времени уже неплохо зарабатывал. Но мне пришлось заниматься работои почти непрерывно (поначалу из дома), а через 4 месяца я ездила на работу почти каждыи день. И приходилось уезжать даже в ситуациях, когда со старшеи я сидела дома (лекцию легче пропустить, если не ты ее читаешь:). Со старшеи у меня было мало свободного времени - я готовила, занималась уборкои, ходила по магазинам. Но мы все это время были вместе и непрерывно общались (економя на няне приводила ее вечером на работы, водила по гостям и концертам, брала ее с собои в командировки). С младшеи я была свободна от домашних дел, но времени для общения с детьми больше не стало. Меньше сил (спать по 4 часа и быть счастливои уже не могла), кучу времени отнимали полу-формальные рабочие мероприятия, куда ребёнка не возьмешь, деловые поездки. И меня окружают как раз женщины похожие на меня:) В 35-40 это стандартныи этап карьеры: бросить уже жалко (15 лет усилиим, зарплата уже несравнимая с расходами на няню и садик, семья привыкла к определенному уровню жизни), а работать пока нужно много-много. В итоге дети преуспевающих зрелых родителеи ходят в садики (я тоже думала, что 600 это в неделю:), гуляют на площадках с нянями и сидят на продленках в дорогих частных школах:)
2005-08-04, irina.
Читаю эту статью, думаешь как все в Америке просто и здорово , но в жизни все не так , Я родила тут , после 3 мес дома вышла на работу , благо бабушка приехала и сидела 6 мес с сыном , потом папа сидел , потмо снова бабушка приехала . Мам кот сидят дома тут очень мало , большинство сидят дома когда имееют 2 или 3 ребенка, тк очень дорогое удовольствие детский сад.
По поводу садиков на дому , когда искала для своего сына , посещала , условия ужасные , никто толком их не контралиурет , поэтому все зависит от человека кот имеет такой бизнес . Я была в шоке когда посетила один такой садик на дому .
Сын пошел в сад Монтессори , метсо мы ждали 4 мес , желающих много , места нужно ждать . Дорогое удовольствие , полдня 500 дол . Мы довольны как и чем они там занимаются , выбор у ребенка есть , никто ему ничего не навязывает.
Собрание действительно проходит в виде бесед, индивидуально .
Но тут много отличий от нашей системы , еду никто в садах не готовит , все дают родители . Им разогревают все там только . Но учат самостоятельности , это заметно очень .
По поводу церкви ,да многие очень рано туда водить начинают своих деток , есть кот вообще не ходят туда, все индивидуально , никто ничего не навязывает .
По поводу социальных защиты матерей , семей , тут такого нет , декретного отпуска как такого, нет наших больничных, нет возможности не работать , особенно трудно когда ребенок болеет и ему нужна мама . Это не перекладывание своих проблем на государство , это уровень этого государства. Чем он выше , тем выше уровень жизни и забота о его гражданах. В Америке этого нет к сожалению.
2007-04-19, Irina
До скольки отпуск оплачивать предложите? До года - а после года мама не нужна? До 2, до 3, до 5? Или сразу до 12? ИМХО, ребёнок в 4 года нужждается в маме ровно столько же сколько и в 4 месяца. И перекладывать обеспечение мам младенцев на мам и пап детеи постарше елементарно глупо. Пособия для одних берутся все-таки из зарплат других, и именно люди имеющие детеи являются основными налогоплательщиками, не бездетная молодежь с никакими зарплатами и не вырастившие детеи пенсионеры. Приемлемые налоги - важныи аргумент в пользу переезда в штаты для квалифицированнои рабочеи силы и важныи двигатель американскои економики.
Кстати, обеспечить семью с ребёнком, если мама настроена сидетьдома, в Америке нетрудно. И для этого не нужно увеличивать доход вдвое. Во-первых, даже на самую маленькую зарплату семья из 3 человек в Америке выжить не голодая, не замерзая, не ходя в рванои одежде и в полнои безопасности (я знаю семьи жившие на аспирантские стипендии). Во-вторых, потеря зарплаты жены отчасти компенсируется уменьшением налогов с зарплаты мужа. И если жене важно сидеть дома с ребёнком, то она должна быть готова на некоторое уменьшение доходов. А карьера ... Если она не на нулевом этапе, то ждать будут далеко не 6 недель. 3-4 месяца это стандартныи срок ожидания. Плюс ищут компромисы с работои из дома или парт-таим. Ждать дольше не наидя человеку замену просто нельзя, работа должна быть сделана. Но при этом хорошего работника постараются взять через год или два, когда он будет готов вернуться.
------------------------------------------------------------------------
2005-08-05, irina.
Действительно, не про "нашу" Америку :-). Домой никто не ходил. В хорошие детские сады и ясли - огромные очереди (это MA и RI). Мы ждали полтора года, и в ясли (daycare) наша дочь попала только в два года, до этого пришлось приглашать поочередно бабушек, т.к. на няньку у нас денег не было (мы с мужем аспиранты, PhD students). В тот детский садик, куда мы сейчас ходим, проводится лотерея. В ту группу, куда мы хотели, было 1 место и 80 желающих. В итоге в сентябре пойдем в группу для детей на полгода младше. Да, в обоих случаях нужно платить больше 800 долларов в месяц за ребенка за полный день; но в нашем нынешнем садике на полдня просто не берут.
В публичную библиотеку с малышом можно ходить - раз в месяц проводят чтение книжек. Записывать ребенка на футбол или музыку тоже не обязательно, и тоже стоит денег.
Одна проблема: почти все мероприятия, и уж точно что все для малышей, проводятся в рабочее время. Так что если работаешь или учишься, то ребенок на все эти замечательные чтения книжек с картинками не попадает.
Автор, видимо, пытался описать частный случай хорошо обеспеченной семьи - что, в принципе, нормально, но тогда почему бы не называть вещи своими именами? А так - дезинформация какая-то, а не статья :-(
2005-08-03, Studentka
Н-да... Где вы живете? В большинстве штатов в public школах проблемы с финансами. Учителя работают до конца учебного дня ( около 3 часов) и идут домой - им никто не будет оплачивать хождение по домам.
Половина детей в классе, где учился мой сын в прошлом году, имела иностранные имена - никого не переименовывали - русские имена еще далеко не самые сложные.
Полной свободы в садике нет. что значит "Хочешь гулять иди, хочешь - оставайся играй с игрушками" ? Идет гулять вся группа. Если ребенка одного отпустят или оставят дома, в лучшем случае грозит потеря лицензии, в худшем -суд за Child neglect или Child endangerment.
Pre-school не обязательна, а по сему не бесплатно. Кто платит - тот заказывает музыку, можно найти Pre-school на 5 дней в неделю, не обязательно 2 или 3. Ребенок не обязан посещать Pre-school. Во многих штатах (например МА)даже kindergarten не обязателен, хотя большинство детей туда ходят.
Детей за все действительно хвалят. В статье этот факт носит положительный оттенок, на самом деле у многих детей постепенно уходит желание трудиться - я и так хороший. Кроме того, наступает момент когда жизнь начинает бить по голове - оказывается, меня не все хвалят и вообще, за похвалу работать надо.
2005-08-02, LG
Ну если частные школы "как правило" с религиозным уклоном, то то Вы живете на юге или в Мидвесте:)
Я тоже больше 10 лет в Америке. Школы моих детеи меня вполне устраивают, кстати. Я же писала, что хорошие школы в шттатах есть.
Но рассказы о хороших пригородных школах в 95% случаев миф создаваемыи жителями и риелторами с целью удержать и поднять цены на недвижимость. На ету тему довольно много статеи написано. Кому в городке важны хорошие школы? Только тем, у кого одновременно есть маленькие дети и представление о хорошем образовании. Кому нужно, чтобы СЧИТАЛОСь, что школы хорошие? ВСЕМ жителям скул дистрикта. Поетому приоритет у создания имиджа хороших школ (натаскивание к тестам, хвалебные статьи в местных газетах и зажимание публичнои критики). Мы много переезжали в штатах. Я лично убедилась, что "очень хорошие школы" , где мои мало=мальски способныи ребёнок оказывался гениальным во всех областях сразу - блеф.
И еще я знаю МАКСИМУМ предоставляемыи паблик школами в старших классах самым "продвинутым" ученикам - это то, с чем они приходят в сильныи университет. Это вполне приличное образование, но получет его не больше 5% учеников "очень хороших" пригородных школ.
2005-08-06, irina.
Всего 80 отзывов Прочитать все отзывы.