Рождение близнецов — двойная радость для мамы и папы. Но выносить двойню и купить приданое в двойном объеме — это полдела. Ведь потом эти дети будут как-то по-особенному развиваться, и это надо учитывать. Поговорим о нюансах воспитания близнецов.
Близнецы: до рождения и после
Различия между близнецами и детьми, рожденными «в единственном экземпляре», возникают еще во время беременности. Нередко многоплодная беременность протекает сложнее, ведь в матке предусмотрено место для одного малыша, а не для нескольких. Из-за этого детям может быть тесно в животе, в результате к 34–35-й неделе беременности могут произойти роды, причем близнецы рождаются с меньшим ростом и весом, чем обычные дети.
Кроме того, одному из близнецов еще во время беременности может не хватать питания из плаценты, и он родится с меньшим весом, чем его брат или сестричка. Тот из детей, кто имеет при рождении больший вес, обычно и развивается быстрее, у него более совершенны мелкая моторика и координация движений, он даже может стать заводилой в паре. По мере того как дети буду расти, физическая разница между ними постепенно исчезнет, то вот психологически один из них навсегда может остаться лидером.
Особенности развития близнецов
Если близнецы родились с низкой массой тела, то по сравнению со своими сверстниками они могут немного медленнее развиваться: позже начать держать голову, сидеть, ползать и ходить. Но потом, по мере роста, в физическом развитии они догоняют ровесником и ничем уже от них не отличаются.
Есть различия у близнецов и в нервно-психическом созревании: ведь их двое, они постоянно находятся друг с другом, вместе растут, едят, спят, играют, мирятся и ссорятся, приобретают новые навыки. В результате такого круглосуточного совместного общения близнецы, например, более самостоятельные, по сравнению с одним ребенком в семье. Им комфортно и весело проводить время вместе, и мало что вынуждает их выбираться за пределы своего маленького мира.
Близнецы предпочитают играть друг с другом, не очень интересуясь окружающими сверстниками, они общаются на своем «птичьем» языке — и гораздо позже овладевают речью, поскольку прекрасно понимают лепет друг друга, а до других им и дела нет.
В результате развитие речи у близнецов может на 1–1,5 года отставать от формирования этого навыка у детей-«одиночек». Как правило, первые осмысленные слова они произносят к 2–2,5 годам. Да и потом у близнецов чаще встречаются мелкие речевые дефекты. Происходит это потому, что дети копируют друг у друга неправильное произношение слов и звуков, проглатывание окончаний в словосочетании, замену одних звуков на другие.
В паре близнецы настолько не отделяют себя от своего «второго я», что лет до трех оба могут откликаться на одно имя. А еще до 3–4 лет они не различают отражение свое и брата (сестры), не узнают себя в зеркалах и на фотографиях. Дети видят друг друга как продолжение себя, то есть единое целое они составляют только вместе. Поэтому нередко близнецы «разделяют полномочия»: например, один ребенок делает что-то руками (рисует, лепит), а другой — общается с внешним миром, представляя интересы обоих. Это не очень хорошая практика. Ведь в результате у каждого из детей могут тормозиться определенные навыки и умения.
Воспитание близнецов
Если задача родителей разновозрастных детей — эмоционально сблизить их, научить жить дружно, избавить от ревности, то с близнецами все наоборот: для их гармоничного развития и для психологической стабильности всей семьи детей нужно обособить друг от друга психологически и эмоционально. Им нужно научиться жить порознь. В противном случае два ребенка построят вокруг себя уютный мир, куда не будет доступа всем остальным.
Поэтому с самого рождения родители должны относиться к каждому из близнецов, как к отдельно взятой личности, со своими индивидуальными особенностями, привычками, характером. Для этого кормите детей порознь, порознь пеленайте их, находите отличия в характере малышей и в соответствии с ними по-разному играйте и общайтесь с детками.
Если ребенок откликается на имя брата или сестры, надо приучать его, что имя — понятие персональное. Кстати, именно поэтому лучше не давать близняшкам похоже звучащие имена или имена-перевертыши (Маша — Даша, Аня — Яна) или — если речь идет о брате и сестре — имена «общие»: Александр и Александра. Подзывая малышей, обязательно нужно называть их по имени, никаких «эй, двое из ларца, одинаковых с лица, пойдите сюда». Такое шутливое обобщение никак не способствует выработке индивидуальности у каждого из детей.
Есть еще один важный момент — психологи склоняются к тому, что по возможности детей необходимо «разводить» в разные стороны: например, один идет на танцы, другой — на карате. Конечно, это очень неудобно для родителей, поскольку такая насыщенная жизнь требует тщательно выверенного тайм-менеджмента. Но водить детей в сад, школу и на занятия вдвоем — крайне неполезно с точки зрения развития индивидуальности. Кстати, даже очень похожие дети не могут быть одинаково талантливы: одному близнецу обычно проще дается математика, зато другой лучше обучается иностранным языкам, один ставит рекорды в спорте, другой виртуозно играет на скрипке.
Нередко в паре близнецов один бывает заводилой — ведущим, а второй — ведомым, то есть исполнителем. Чтобы скорректировать поведение каждого из них, во время сюжетно-ролевых игр предложите детям меняться ролями. Так в каждом из близнецов будут формироваться и лидерские качества, и способность подчиняться правилам.
Кстати, у родителей тоже могут быть особенности восприятия близнецов. Например, есть соблазн не только найти, но и выдумать разницу — для большего удобства. Поэтому одного считают более спокойным, а другого — крикуном, каких мало. Один в паре воспринимается как более умный, другой — как более ласковый. Один — активный, другой — тихоня. Однажды столкнувшись с какой-то особенностью поведения, родители и начинают строить свои отношения с детьми. И определения, зачастую неверные, к малышам «прирастают», поддерживаются всеми родственниками, негласно поощряются. Конечно, даже у монозиготных (внешне совершенно одинаковых) близнецов может быть совершенно разный характер, но все-таки, в отличие от просто братьев и сестер, у близнецов различия не столько врожденные, сколько навязанные родственниками.
Игрушки и вещи
Одна из главных задач всех родителей — научить малыша делиться с другими и не брать чужое. Задача родителей близнецов еще сложнее — им предстоит доказать детям, что общее — это не всегда хорошо.
У каждого из близнецов должны быть свои игрушки, поэтому приобретать их придется в двойном экземпляре. Покупать детям надо разные игрушки, которые будут характеризовать индивидуальные особенности ребенка, но в то же время игрушки должны быть равноценными.
«Личные» игрушки у близнецов должны быть неприкосновенными. Маме и папе надо научить детей уважать собственность другого. Хочешь поиграть в куклу или машинку брата или сестры — спроси разрешения или предложи обмен.
То же самое касается и одежды; не стоит одевать малышей в одинаковые платья, брюки или куртки, это тоже поможет близнецам почувствовать свою индивидуальность. Как вариант, можно разнообразить одинаковую одежду с помощью цвета.
Если жилая площадь квартиры или дома позволяет, то у каждого из близнецов должно быть свое личное место: своя кровать, стол и стул, своя лампа на столе.