Когда речь заходит о развитии ребенка, то почему-то всегда под этим подразумевается лишь то, что его надо научить читать, писать, выполнять простые арифметические действия, ну и, может, еще научить рисовать и лепить из пластилина. А целые пласты культуры — театр, хорошая музыка, музеи — часто остаются неохваченными, а, значит, недоступными. А вот мне всегда казалось, что своих детей я первым делом научу любить музыку. Ведь музыка не просто развлекает малыша, она еще и развивает его духовно, расширяет горизонты воображения и мышления, помогает малышу более полно понять окружающий мир во всем его многообразии.
Мои соображения на этот счет подкрепили и ученые: недавно я прочла в одном умном журнале, что дети, которые с раннего возраста брали уроки музыки, демонстрируют более быстрое умственное развитие и хорошую память по сравнению с другими детьми. Они показывают результаты в математике, языках, литературе, физике. Так что известная формула "либо физик, либо лирик" давно устарела.
Обучать своего ребенка музыке я начала еще тогда, когда он находился "в животике". Во время беременности я старалась слушать хорошую классическую музыку. И заметила, что когда я слушала что-то быстрое, бравурное, веселое, малыш начинал активно двигаться и толкаться ножками. Когда же мне хотелось отдохнуть, я слушала спокойные мелодии, и тогда мой малыш тоже затихал. Как только малыш родился, я стала включать ему негромкую музыку во время бодрствования и даже во время сна. Ведь тихая классическая музыка — отличный "белый шум", который создает в детской тихий постоянный звук, препятствующий пробуждению малыша от резких звуков. Есть даже специальные приборы, создающие "белый шум", но я заметила, что с тихой музыкой малыш спит гораздо крепче.
Как только малыш немного подрос, пришло время музыкальных занятий. Малыш с удовольствием открывал для себя мир звуков, стуча пищащими молоточками, дуя в дудку, тряся игрушечный бубен или колотя по детскому ксилофону. Чуть позже он стал экспериментировать со звуками. Настоящих музыкальных инструментов не было, и для извлечения звуков пригодились ложки, бутылки, крышки от кастрюль. Еще мы вместе пели песенки и танцевали под них. Ничего, что сначала ребенок не сможет повторять слова или попадать в ритм. Чем чаще вы будете заниматься, тем скорее он всему этому научится. Но не нужно ограничиваться лишь рамками детских песенок. Не думайте, что ребенку слишком рано слушать джаз, фольклор, духовную музыку. Восприятие маленького ребенка еще открыто всему, и он с радостью будет слушать ту музыку, которую слушаете вы сами. Желательно только, чтобы это была действительно хорошая музыка, а не дешевая попса.
Когда моему ребенку исполнилось 4 года, я стала сама учить его на стареньком пианино азам нотной грамоты. В музыкальную школу его в этом возрасте еще бы не взяли, зато вместе со мной он неспешно и без давления выучил ноты обоих станов по обычному детскому самоучителю примерно за месяц. И еще через пару недель уже довольно ловко играл простые детские мелодии. А еще через некоторое время стал экспериментировать и стараться самостоятельно "сочинять" музыку. Конечно, сначала это был лишь беспорядочный набор звуков. Но лиха беда начало! Мы "давали концерты" перед папой, бабушкой, друзьями, и я видела, какой гордостью светились глаза малыша.
Потом пришло время и музыкальной школы, в которую его взяли сразу во второй класс, и посещение детских музыкальных спектаклей. Теперь я жду, когда же смогу ходить со своим ребенком на серьезные концерты в консерваторию. Я знаю, это время придет очень скоро. Я не верю, что с абсолютным слухом или чувством ритма нужно родиться. Всему этому ребенка можно научить. Как говорится, "даже и медведя можно научить играть на трубе". И пусть малыш не вырастет известным музыкантом или знаменитым композитором. Если поставить перед собой цель и не жалеть усилий, то ребенок откроет для себя прекрасный мир музыки, который будет сопровождать его всю жизнь.