Во время Великого поста на Руси "печалились" всем миром. Нынче число людей, соблюдающих пост, куда cкромнее. Оттого, наверное, что рецепты вкусных постных блюд знают сегодня немногие.
Пост без печи – не пост
"Голод – лучшая приправа к пище", – считает автор "Энциклопедии православной обрядовой кухни" г-жа Ляховская. Но, несмотря на очевидную пользу голодания, сорок девять постных дней от Масленицы до Пасхи у многих вызывают ужас. И неудивительно. Представьте, с утра вместо привычного завтрака вас ждет тюря – холодная подсоленная вода с кусочками черного хлеба и репчатым луком. Затем вы мчитесь на службу, где в обеденный перерыв достаете из пакета сырую редьку, две морковки и термос с гороховым киселем. А вечером вас поджидают "пирог ни с чем" и картошка с уксусом.
Вкусную великопостную пищу, которая веками подбадривала крещеный народ, сегодня готовить сложно. Ну как без русской печи с ее сказочными возможностями, не воспроизводимыми микроволновыми монстрами, сварить солодуху или полевку, кулагу и толокно? А где взять припечек, на котором солодуху доводили до совершенства? Или где, скажите, раздобыть колотовку – эту незаменимую прабабушку миксера? Откуда, наконец, в нашем хозяйстве ржаной солод, гречневая мука, настоящее толокно? И все же редкость "постных" продуктов и отсутствие старинной утвари – не причина, чтобы от поста отказываться.
Кому необязательно соблюдать пост
Только непосвященные считают Великий пост гастрономическим наказанием. На самом деле великопостный стол куда аппетитнее, чем кажется. И православные посты ничуть не страшнее многочисленных модных диет. Наконец, "не пища зло, а чревоугодие" – утверждал св.Максим Исповедник. К нему, как церковный хор к басовитому дьякону, дружно присоединяются и современные диетологи: многие оздоровительные методики построены на столетиями выверенном церковном опыте.
Из четырех многодневных постов Великий – главный и самый строгий. Он длится семь недель.
На заре православия пост был суров, особенно для церковнослужителей: до трех часов дня они ничего не ели, а после утоляли голод хлебом и овощами. Но за долгие века иноки изобрели массу способов скрасить скудную и однообразную постную пищу. Для этого использовались различные приправы – подливы и взвары. Искусно готовилось множество блюд из грибов, в изобилии хранившихся в монастырских кладовых. Одним из традиционных монашеских блюд была на разный лад приготовленная фасоль. А сколько вкусных блюд готовилось из картофеля – и не сосчитать! Недаром монастыри до сих пор славятся своим замечательным искусством кулинарии.
Церковный устав разрешает:
- В гостях, когда отказ может поставить в неловкое положение или смутить хозяев, пост нарушить разрешается. Отказом вы можете невольно указать хозяевам на их "земную скверну" на фоне собственной "святости".
- Принимая гостей, лучше предложить им и постные блюда, и скоромные, чтобы избежать излишней демонстрации своих убеждений. Ведь у кого-то они иные. Соблюдение поста подразумевает прежде всего смирение и душевную кротость.
- Люди, занятые тяжелым физическим трудом, должны воздерживаться только от мяса. Чтобы пощение не привело к резкому упадку сил, по некоторым дням с разрешения священника позволяется вкушать растительное масло, рыбу или молочные продукты.
- То же – для беременных и больных, в зависимости от диагноза и личных потребностей. Эти верующие могут есть даже курицу, строгий запрет налагается только на красное мясо.
- Детям с 3 лет без вреда для здоровья можно воздерживаться от мяса и молочных продуктов по средам и пятницам. С 7 лет – ограничить сладости, отказаться от красного мяса на все время поста, а рыбу и молоко употреблять по выходным или во все дни, кроме среды и пятницы.
- Путешественникам разрешалось не соблюдать пост, поскольку раньше любая дорога была трудна. Сегодня подобрать постное меню в дорогу нетрудно, но исключение для путешествующих сохраняется.
- Любой человек имеет право нарушить пост в стесненных условиях, когда нет выбора в пище (армия, больница и т.п.). В обычных условиях от скоромной пищи, оставшейся к началу поста, следует избавиться.
Словарь
Солодуха или полевка – жидкая похлебка из заквашенного ржаного теста, заправленная луком, сушеными грибами, вяленой рыбой и снетками.
Толокно – мука из зерен овса, которые предварительно пропариваются, высушиваются, обжариваются и очищаются. Раньше из толокна лепили рыбок и петушков.
Припечек – лежанка при печи. В поставленный на припечек горшок с солодухой бросали кусочки льда или снега, чтобы она не перегревалась, потом отправляли в истопленную печь, чтобы закипела, после – на теплую печь, чтобы настаивалась, обретая хлебный кисло-сладкий вкус, медовый аромат и розовый цвет.
Колотовка – деревянный венчик, мутовка для сбивания коровьего масла. Его вырезают из молодого, тщательно обструганного соснового деревца, оставляя веерообразные тонкие сучки длиной 3–4 см.