Ваш ребенок вступил в подростковый возраст. Скандалам и ссорам нет конца в доме, и нередко у Вас возникает желание повеситься от такой жизни. Давайте отложим веревку в сторону и вместе подумаем, что происходит с Вами и Вашим ребенком.
В подростковом возрасте ребенок старается освободиться от психологической родительской зависимости, обрести своё собственное внутреннее "Я". Это своеобразные вторые роды для Вас и Вашего ребенка, первый раз он рождался физически в этот мир, а сейчас - психологически. И чтобы народилось что - то новое, надо, чтобы душа проделала кропотливую внутреннюю работу. Не только душа ребенка, но и Ваша тоже. Ведь не только ребенок перестраивает свои отношения с миром и с Вами, но и Вы должны поменять своё отношение к нему, увидеть его в новом свете, в новом качестве.
Самое главное на этом пути, изначально сохранить доверительные отношения с подростком. Все его хлопанье дверями, уходы из дома, ни с того, ни с сего возникающие обиды, резкость в ответах - это своеобразный крик о помощи. В его душе растет что - то такое, что он не в состоянии понять и осознать в одиночку. Самое главное, он не знает, что с эти делать. Психологам общеизвестен, так называемый, "подростковый феном": КАЖДЫЙ ПОДРОСТОК СЧИТАЕТ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМЫ УНИКАЛЬНЫ, ЧТО НИКОГДА НИКТО В МИРЕ НЕ ПЕРЕЖИВАЛ НИЧЕГО ПОДОБНОГО. Это осознание своей единичности доводит некоторых из них до самоубийства - "я не такой как все, я ненормальный, я изгой этого общества". А мы знаем, как значимо в этом возрасте быть "как все" - быть членом какой - либо компании, тусовки.
Не обязательно вести своё чадо сразу к психотерапевту. Если у Вас сохранились доверительные отношения, найдите повод, чтобы начать рассказывать подростку о себе в этом возрасте: что Вы думали, переживали, в какие ситуации попадали, и как Вы из них выходили. Я думаю, что Ваш ребенок будет изумлен, услышав всё это, и Ваши отношения станут ещё крепче.
На мысль рассказывать о себе, меня навел следующий случай:
В школу позвонили из отделения милиции, и сказали, чтобы мы забрали свою ученицу. Вчера её задержали пьяной. Для нас это был шок: эта девочка никогда не числилась в разряде, так называемых, "плохих". В милицию поехала завуч по внеклассной работе.
Лена сама была шокирована тем, что произошло. И когда они вышли, у них состоялся следующий разговор:
- Я не знаю, как так получилось, - начала она.
- Хочешь, я тебе расскажу, как это получилось, - сказала Наталья Петровна, не назидательно, а просто и по - дружески, - вы собрались компанией, болтали о том, о сем, потом кто - то предложил купить вина. Все согласились, а тебе было стыдно отказаться. Ты боялась, что тебя осмеют, и больше никогда не примут в эту компанию. Так?
- Да, так.
- Знаешь, у меня тоже в твоем возрасте были такие случаи. И знаешь, что я делала? Я делала круглые глаза, и говорила, что, ой, я забыла купить в аптеке маме лекарство, и она меня убьёт, или что забыла забрать брата из детского садика, или ещё что - то. И пока никто не успел опомниться, срывалась с места и бежала со всех ног домой.
Знаете, что ответила девочка?
- Наталья Петровна, ПОЧЕМУ НИКТО И НИКОГДА НАС ЭТОМУ НЕ УЧИЛ?
Мы думаем, что они у нас уже взрослые, и сами могут во всем разобраться, а если, что не так, регулируем их поведения запретами и нравоучениями, и в ответ получаем отпор.
Дочь Л.С. Выготского, известного российского психолога, вспоминает, что когда она заявила отцу, что хочет научиться курить, тот не стал читать нравоучений. Он просто достал сигарету и дал ей закурить. Отец - не компания ребят, перед которой надо строить, что тебе это в кайф, дым, ставший поперек горла, навсегда отбил у неё желание курить.
Не всякий отец найдет в себе силы сесть с сыном 11 - 12 лет и просмотреть порнографические и эротические фотографии. Объяснить в чем заключается разница, и выразить своё отношение к ним. И сделать это нужно вовсе не из желания "просветить" своё чадо. А для того, чтобы снять груз с его души. Ведь он всё равно, сам, тайком, найдет эти фотографии (хотя бы даже в том же Интернете), и испепеляемый любопытством, будет рассматривать их, в тоже время ощущение, что он делает что - то запретное, грязное не на минуту не отпустит его сознание. Вот тебе и проблема. А мысль, изложенная в вышеприведенных примерах, не нова: НЕ МОЖЕШЬ ПРЕДОТВРАТИТЬ, ВОЗЬМИ ИНИЦИАТИВУ В СВОИ РУКИ!
Конечно, чтобы так строить отношения с подростком, необходимо заслужить его доверия, доказать, что ты можешь быть не только родителем, но и верным другом, в противном случае все Ваши действия будут восприняты им неадекватно, и это только усугубит Ваше положение.
Евгения Подшивалова, аспирантка Психологического института РАО, учитель начальных классов экспериментальной школы № 91, г. Москва.